Изучаем свойства песка

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект занятия.docx
Конспект занятия по познавательно­исследовательской деятельности «Исследуем свойства песка» (средняя группа) Цель: Создание условий для развития познавательно­исследовательских интересов у детей  посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом. расширять у детей представления о песке и его свойствах; развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику; развивать навыки опытно­экспериментальной деятельности с использованием  специальных карточек. Задачи:        Предварительная работа: наблюдения за песком в природе  беседа о свойствах песка рассматривание иллюстраций (с барханами, с пустыней) чтение познавательной литературы с использованием энциклопедий  Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш­карта) с демонстрационным материалом,  наборы песка вода  салфетки одноразовая посуда        мерная ложка  лупы  Ход непосредственно­ образовательной деятельности 1.Организационный момент. Воспитатель:   Круг широкий вижу я, встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся. А теперь нам детвора, заниматься всем пора. Ждут в лаборатории нас дела. ­Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. А вот что  будем исследовать, вам надо угадать. Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать. (ответы детей) ­Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок. ­Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей) ­Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке. 12. Просмотр видеоролика (55 секунд) «Как появился песок на земле». Небольшая беседа по  просмотренному. Дети слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя и  задают вопросы сами. 3. Рассматривание разнообразных видов песка. Воспитатель. Морской песок. Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков. Речной песок. Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины,  камней и камешков. Карьерный (горный) песок. Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль. ­Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей) ­Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей) Воспитатель .А теперь, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места. Сначала повторим правила поведения в лаборатории (ответы детей): внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия аккуратно нельзя ничего брать в рот, тереть глаз, нельзя вертеться за столом, толкать товарищей, всегда мыть руки или вытирать влажной салфеткой по окончании работы в лаборатории      4.Опытно­экспериментальная деятельность детей. Опыт 1. «Песчинка под лупой» ­ найти как можно больше особенностей в песчинке  (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска). ­Проведите свои исследования и дайте ответ.  «Раз песчинка, два песчинка» ­ обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые? Дети рассматривают песок под лупой и делают выводы. На мольберт крепится картинка «Песок состоит из частиц» Опыт 2. «Необычный дождь» ­ почувствовать сыпучесть сухого песка. ­Легко ли сыпется песок? (ответы детей) ­Почему, как вы думаете? (ответы детей) ­А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей) ­Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей) На мольберт крепится картинка «Песок сыпется»  «Может ли двигаться песок».  2Взять воронки – в одну сухой песок, в другую сырой песок насыпать. Вывод – он движется  только сухой. Опыт 3. «Есть ли запах у песка» Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей) На мольберт крепится картинка «Песок не имеет запах» Опыт 4. «Растворяется ли песок». Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой. Что произошло с водой и  песком? ­Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с  растворимым свойством сахара) На мольберт крепится картинка «Песок не растворяется в воде» ­Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей). ­Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей) Опыт 5. “Свойства мокрого песка” Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы: Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий; Цвет – темнее, чем сухой песок; Не движется под воздействием ветра; Имеет специфический запах Мокрый песок лепится. ­А кто догадается, почему это произошло? Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель. Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и  держат друг друга. На мольберт крепится картинка «Песок лепится» 5.Физминутка Мы песчинки, мы песчинки Покружиться мы не прочь. Мы песчинки, мы песчинки Танцевали б день и ночь. Встанем дружно все в кружок Получается песок. 6.Просмотр видеоролика  (1 мин 35 сек ) «Применение песка». Небольшая беседа по  просмотренному сюжету. Дети слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы  воспитателя и задают вопросы сами. 37.Продуктивная деятельность ­ аппликация из песка «Грибочек». Рефлексия по итогам занятия ­ они представлены на мольберте в виде карточек свойств песка.  Воспитатель. Поработали не зря, В сад возвращаться нам пора. Где нас ждет веселье и игра. Давайте попрощаемся с нашими гостями. 4