Изучение личностных особенностей младших школьников.
Главная задача современной школы - воспитание и развитие личности школьника, его самостоятельности. Для успешного обучения ребенка нужно знать психологию каждого ученика. В основе которой лежат такие психические процессы, как мышление, память, восприятие, внимание, отношение к окружающему миру, формирование самооценки. Поэтому, работая учителем в начальной школе, важно не только качественно вести предметы, но и знать индивидуальные особенности каждого ребенка в классе.
Моя вторая специальность - психология. С первого класса я начала проводить различные диагностики по изучению психических процессов каждого ученика, с целью разработки индивидуального маршрута для работы с ребенком. Я стала изучать личностные особенности учеников. На теоретическом этапе была проанализирована и изучена научная литература, подбирала различные методики и остановилась на следующих:
1. Методика «Выявление личностных особенностей младших школьников Р. Б. Кеттела и Р. В. Коана».
2. Методика «Определение уровня самооценки» по А. М. Липкиной
« Три оценки».
3. Методика «Оценка школьной мотивации».
4. Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, Д. Харриса.
Все эти методики я выбрала, так как они понятны для детей. Дети младшего школьного возраста более открыты, чем дети - подростки.
В диагностике принимали участие 27 человек: 11 девочек и 16 мальчиков.
Описание и результаты
Методика «Выявление личностных особенностей младших школьников».
Описание теста.
Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость — интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.
Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.
Черта I. Экстраверсия.
Высокие баллы по соответствующей шкале - 8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим - от 1 до 3 баллов.
Ребенок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
Черта II. Уверенность в себе.
Ребенок с высокими баллами по данной шкале (8-10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.
Ребенок с низкими баллами по данной шкале - от 1 до 3 - характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый.
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.
Черта III. Эмоциональная невозбудимость.
Дети с высокой оценкой по данной шкале - 8-10 баллов - характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.
Дети, имеющие сравнительно низкие оценки - от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.
Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
Черта IV. Независимость.
Ребенок с высокими значениями по данной шкале - 8-10 баллов - является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.
Ребенок, имеющий низкие показатели - 1-3 балла, напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.
Черта V. Благоразумие.
Высокие показатели по данной шкале (8-10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.
Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1-3 балла).
Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.
Черта VI. Добросовестность.
Высокие значения по данной шкале - 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка.
Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла — являются признаком недобросовестности, безответственности.
Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.
Черта VII. Смелость.
Высокие значения - 8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. Низкие значения - 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
Черта VIII. Практичность.
Высокие баллы по данной шкале - 8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.
Черта IX. Оптимизм.
Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.
Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.
Черта X. Самоконтроль.
Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.
Низкие баллы (1-3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.
Черта XI. Невозмутимость.
Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.
Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.
После обработки данной методики получились следующие результаты:
Экстраверсия: высокий 16 человек-59,3%, низкий 11 человек-40,7%.
Уверенность в себе: высокий 14 человек-51,9%, низкий-48,1%.
Эмоциональная невозбудимость: высокий 10 человек-37%, низкий 17 человек-63%.
Независимость: высокий 10 человек-37%, низкий 17 человек-63%.
Благоразумие: высокий 11 человек- 40,7%, низкий 16 человек-59,3%.
Добросовестность: высокий 15 человек-55,5%, низкий 12 человек-44,4%.
Смелость: высокий 17 человек-63%, низкий 10 человек-37%.
Практичность: высокий 12 человек-44,4%, низкий 15 человек- 55,6%.
Оптимизм: высокий 8 человек- 29,6%, низкий 19 человек- 70,4%.
Самоконтроль: высокий 1о человек- 37%, низкий 17 человек- 63%.
Невозмутимость: высокий 9 человек- 33,3%, низкий 18 человек- 66,7%.
По результатам методики можно сделать вывод:
- у большинства детей сформированы положительные качества личности, которые помогают им в общении с другими людьми, в обучении, в умении правильно действовать в разных ситуациях.
Методика «Определение уровня самооценки».
По этой методике ученикам предлагается выполнить учебное задание в письменной форме ( контрольное списывание). Работы детей проверялись 3-мя учителями из разных классов, которые не знают моих учеников, каждый учитель поставил свою оценку. Оценки оказались различными. Детям было предложено обвести кружком ту оценку, с которой они согласны. Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
-совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
-характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Обработка методики дала такие результаты:
заниженная самооценка: 1 человек- 3,7%;
адекватная самооценка: 23 человека-85,2%;
завышенная самооценка: 3 человека-11,1%.
Вывод: преобладание адекватной самооценки говорит о том, что дети правильно себя оценивают, знают свои способности, что помогает им правильно себя вести в различных проблемных ситуациях, находить из них выход, не доводя до конфликта.
Методика «Оценка школьной мотивации».
Данная методика содержит в себе 10 вопросов. Для возможности дифференцировки детей «по уровню школьной мотивации» разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
1. Высокий уровень школьной мотивации - 1 человек, 3,7%. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают из- за неудовлетворительной оценки или замечаний педагога.
2. Хорошая школьная мотивация- 13 человек, 48,1%. Данные показатели имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Положительное отношение к школе- 6 человек, 22,2%. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. Низкая школьная мотивация- 4 человека, 14,8%. Подобные ученики посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация- 3 человека, 11,1%. Ученики испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Вывод: большинство детей с удовольствием ходят в школу, им нравиться учиться, получать новые знания. Но есть дети и с негативным отношением к школе. На таких детей нужно обратить максимум внимания, выяснить причину такого отношения и постараться изменить ситуацию.
Тест « Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, Д. Харриса.
Ребенку выдается лист белой бумаги и один простой карандаш.
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека. По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагается сделать новый рисунок.
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Для детей 9-10 лет нормой считается количество баллов от 31 до 35 баллов.
Обработка данного теста дала следующий результат:
все дети - 27 человек набрали необходимое количество баллов. Таким образом можно заключить, что состояние интеллектуальной сферы данных учеников не вызывает подозрений в недостаточном развитии.
Изучение личностных особенностей школьников с помощью данных методик, помогло мне лучше узнать индивидуальные особенности каждого ученика в классе. А также помогло понять своих учеников, их волнения, переживания и подобрать к каждому индивидуальный подход, пересмотреть свои взгляды и требования. Задуматься, почему у одних детей заниженная самооценка, а у других - завышенная, разобраться, что влияет на это, почему одни дети с удовольствием идут в школу, а другие - нет, найти причину этому.
Изучив свой класс, я посмотрела на некоторых детей другими глазами и подошла к ним с другой стороны. Результат не заставил себя ждать. Дети перестали замыкаться в себе, стали более открытыми, перестали бояться давать неправильные ответы на поставленные перед ними вопросы. Каждый ученик моего класса готов прийти на помощь другому, нет отверженных детей. Всеми своими трудностями, переживаниями ученики делятся в первую очередь со своим классным руководителем, т. е. со мной. Между мной и моими учениками- полное взаимопонимание и доверие.
Самое главное в работе каждого педагога - понять и увидеть внутренний мир каждого ребенка и тогда многие трудности в работе с детьми, их родителями исчезнут. И еще: чтобы лучше понять учеников своего класса, их нужно полюбить.
Приложение.
Диаграмма « Определение уровня самооценки».
Диаграмма « Оценка школьной мотивации».
Список используемой литературы.
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении //Психология учебной деятельности школьников-М., 1982.
2. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии-1984-№5.
3. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии-1978-№4.
4. Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня…Сомнения и переживания младших школьников- Спб: Речь, 2005.
5. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника- М., 1988.
6.Чернышева Н. С. Характер младшего школьника. Учебное пособие.- М: Флинта; Наука, 2006.
7. Петровский А. В. Хрестоматия по психологии- Просвещение-1987.
8. Энциклопедия психодиагностики // Психодиагностика детей- Бахрах- М-2014, под редакцией Райгородского Д. Я.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.