ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Для того что бы проанализировать уровень развития изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, нами использовалась классификация Ежановой Е.А., в рамках которой, в рисунках детей 7-8 летнего возраста, выделяются следующие типы изображений: дифференцированное изображение (схема) (отражает высокий уровень развития изобразительного навыка), переход к дифференцированному изображению (схеме), недифференцированная схема, каракули (низший уровень развития изобразительного навыка). Анализируя рисунки с позиции данной классификации, мы можем судить об уровне сформированности графических образов и изобразительных навыков. Так, при проведении рисуночного теста «Дом, Дерево, Человек», были установлены существенный различия в уровне сформированности графических образов у испытуемых (См. Табл. 2).
Таблица 2.
Уровень сформированности графических образов у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (в %).
Тип изображения
|
Тема |
Группа испытуемых |
|
Контрольная |
Экспериментальная |
||
Дифференцированная схема |
Дом |
16,7 |
0 |
Дерево |
8,3 |
0 |
|
Человек |
25 |
0 |
|
Переход к дифференцированной схеме |
Дом |
75 |
16,7 |
Дерево |
83,3 |
8,3 |
|
Человек |
66,7 |
8,3 |
|
Недифференцированная схема |
Дом |
8,3 |
58,3 |
Дерево |
8,3 |
66,7 |
|
Человек |
8,3 |
83,3 |
|
Переход к недифференцированной схеме |
Дом |
0 |
16,7 |
Дерево |
0 |
25 |
|
Человек |
0 |
8,3 |
|
Фрагментарные изображения |
Дом |
0 |
8,3 |
Дерево |
0 |
0 |
|
Человек |
0 |
0 |
Как видно из таблицы №2, в экспериментальной группе большая часть испытуемых имеет сфоримованность графических образов по типу – недифференцированных изображений (рисунок дома – 58,3 % испытуемых; рисунок дерева – 66,7 %, рисунок человека – 83,3%), в то время как присутствует следующая дифференциация по остальным типам:
· переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 13,7 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);
· переход к недифференцированной схеме (рисунок дома – 25 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);
· фрагментарные изображения (выявлены только у одного испытуемого с ЗПР, и только при изображении рисунка на тему: «Дом»).
В то же время в контрольной группе наблюдается следующее распределение изучаемых показателей:
· дифференцированная схема (рисунок дома – 16,7 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 25 %)
· переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 75 % испытуемых; рисунок дерева – 83,3 %, рисунок человека – 66,7 %);
· недифференцированная схема (рисунок дома – 8,3 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);
· переход к недифференцированной схеме и фрагментарные изображения не выявлены.
Отличительной особенностью изобразительной деятельности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста, выступают с одной стороны: заметные трудности при выделении отдельных элементов из общей картины объекта (так как присутствует восприятие образа как единого целого), сложности в завершении целостного образа по какой-либо из отдельных его частей, с другой стороны, сами образы предметов (имеющиеся в представлении обучающихся) обладают недостаточной точностью. В то же время, мы отмечали затруднения в процессе выделения фигуры и фона, в рисунка отмечены: пространственные нарушения в распределении объектов (на листе бумаги), у некоторых (87% испытуемых) имеется выраженная диспропорциональность составных частей изображения, 76 % испытуемых неправильно соединяют отдельные элементы изображения между собой, и у 71,3 % испытуемых мы регистрируем в рисунках неумение изображать мелкие детали (листья, ветки, пальцы у человека и т.д.).
Далее нами было проведено изучение уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций по методике Цветных прогрессивных матриц (См. Табл. 3).
Таблица 3.
Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (контрольная группа).
№ п.п. |
Испытуемый |
Среднее значение (в баллах) |
1. |
А В. |
22,7 |
2. |
А А. |
25,3 |
3. |
В С. |
28 |
4. |
Д Х. |
31 |
5. |
Е К. |
32 |
6. |
Е П. |
26,2 |
7. |
ИьП. |
23 |
8. |
И Я. |
23 |
9. |
К Р. |
29,4 |
10. |
Н А. |
32,5 |
11. |
Я Е. |
30,7 |
12. |
Я Е. |
28,3 |
Как видно из таблицы 3, у испытуемых контрольной группы достаточно высокие показатели, что в первую очередь определяется индивидуально-типологическими особенностями. В то же время, следует отметить следующую дифференциацию уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций:
· 58,3 % испытуемых имеют высокий уровень развития изучаемого показателя (диапазон баллов 28 - 36);
· 41,6 % испытуемых имеют средний уровень (22,7 - 27,9 баллов);
· уровень ниже среднего и низкий не выявлен.
Иная картина наблюдается в экспериментальной группе, так по результатам проведения теста «Цветные перцептивные матрицы Равена», установлено что:
· 16,7 % испытуемых имеют уровень развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего (диапазон баллов (17,5 – 22,5);
· 83,3 % имеют низкий уровень ( до 17 баллов);
· средний и высокий уровни не выявлены (См. Табл. 4).
Таблица 4.
Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (эуспериментальная группа).
№ п.п. |
Испытуемый |
Среднее значение (в баллах) |
1. |
А Д. |
14,8 |
2. |
В У. |
14 |
3. |
ДО. |
13 |
4. |
Е Е. |
13,7 |
5. |
ЕМ. |
15,3 |
6. |
И В. |
17 |
7. |
И Х. |
16,2 |
8. |
М Г. |
14,7 |
9. |
О П. |
15,3 |
10. |
С А. |
17,7 |
11. |
С П. |
14,3 |
12. |
С К. |
18 |
Таким образом, в экспериментальной группе испытуемых с задержкой психического развития имеются значимые различия по уровню сформированности графических образов и перцептивных и мыслительных операций, что в совокупности (по нашему мнению) может служить показателем развития изобразительной деятельности. Для этого определим критерии развития изобразительной деятельности (См. Табл. 5).
Таблица 5.
Показатель оценки уровня развития изобразительной деятельности
№ п.п. |
Рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек» |
Цветные перцептивные матрицы Равена |
Уровень развития изобразительной деятельности |
1. |
Дифференцированная схема |
IV уровень (высокий) |
Высокий |
2. |
Переход к дифференцированной схеме |
III уровень (средний) |
Средний |
3. |
Недифференцированная схема
|
II уровень (ниже среднего) |
Ниже среднего |
4. |
Переход к недифференцированной схеме |
I уровень (низкий) |
Низкий |
5. |
Фрагментарные изображения |
Исходя из предложенной системы оценки, получаем, что в экспериментальной группе большая часть испытуемых имеет уровень развития изобразительной деятельности - низкий и ниже среднего, в то время как отмечается некоторая часть испытуемых имеющих средний уровень (См. Рис. 1).
Рисунок 1. Уровень развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР (в %).
Заметим, что помимо количественной оценки, нами была проведена и качественная – наблюдение за испытуемыми в процессе деятельности, опрос педагогических работников, беседы с участниками экспериментальной группы. У 96,5 % обучающихся с ЗПР в ходе констатирующего эксперимента наблюдались: потеря интереса к результатам деятельности; быстрая утомляемость и переключаемость внимания; наличие «бедного» круга образов-представлений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.