ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ
Оценка 5

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ

Оценка 5
docx
28.05.2021
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ.docx

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

 

Для того что бы проанализировать уровень развития изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, нами использовалась классификация Ежановой Е.А., в рамках которой, в рисунках детей 7-8 летнего возраста, выделяются следующие типы изображений: дифференцированное изображение (схема) (отражает высокий уровень развития изобразительного навыка), переход к дифференцированному изображению (схеме), недифференцированная схема, каракули (низший уровень развития изобразительного навыка). Анализируя рисунки с позиции данной классификации, мы можем судить об уровне сформированности графических образов и изобразительных навыков. Так, при проведении рисуночного теста «Дом, Дерево, Человек», были установлены существенный различия в уровне сформированности графических образов у испытуемых (См. Табл. 2).

Таблица 2.

Уровень сформированности графических образов у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (в %).

Тип изображения

 

Тема

Группа испытуемых

Контрольная

Экспериментальная

Дифференцированная схема

Дом

16,7

0

Дерево

8,3

0

Человек

25

0

Переход к дифференцированной схеме

Дом

75

16,7

Дерево

83,3

8,3

Человек

66,7

8,3

Недифференцированная схема

Дом

8,3

58,3

Дерево

8,3

66,7

Человек

8,3

83,3

Переход к недифференцированной схеме

Дом

0

16,7

Дерево

0

25

Человек

0

8,3

Фрагментарные изображения

Дом

0

8,3

Дерево

0

0

Человек

0

0

 

Как видно из таблицы №2, в экспериментальной группе большая часть испытуемых имеет сфоримованность графических образов по типу – недифференцированных изображений (рисунок дома – 58,3 % испытуемых; рисунок дерева – 66,7 %, рисунок человека – 83,3%), в то время как присутствует следующая дифференциация по остальным типам:

·                   переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 13,7 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);

·                   переход к недифференцированной схеме (рисунок дома – 25 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);

·                   фрагментарные изображения (выявлены только у одного испытуемого с ЗПР, и только при изображении рисунка на тему: «Дом»).

В то же время в контрольной группе наблюдается следующее распределение изучаемых показателей:

·                   дифференцированная схема (рисунок дома – 16,7 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 25 %)

·                   переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 75 % испытуемых; рисунок дерева – 83,3 %, рисунок человека – 66,7 %);

·                   недифференцированная схема (рисунок дома – 8,3 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 8,3%);

·                   переход к недифференцированной схеме и фрагментарные изображения не выявлены.

Отличительной особенностью изобразительной деятельности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста, выступают с одной стороны: заметные трудности при выделении отдельных элементов из общей картины объекта (так как присутствует восприятие образа как единого целого), сложности в завершении целостного образа по какой-либо из отдельных его частей, с другой стороны, сами образы предметов (имеющиеся в представлении обучающихся) обладают недостаточной точностью. В то же время, мы отмечали затруднения в процессе выделения фигуры и фона, в рисунка отмечены: пространственные нарушения в распределении объектов (на листе бумаги), у некоторых (87% испытуемых) имеется выраженная диспропорциональность составных частей изображения, 76 % испытуемых неправильно соединяют отдельные элементы изображения между собой, и у 71,3 % испытуемых мы регистрируем в рисунках неумение изображать мелкие детали (листья, ветки, пальцы у человека и т.д.).

Далее нами было проведено изучение уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций по методике Цветных прогрессивных матриц (См. Табл. 3).

Таблица 3.

Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (контрольная группа).

№ п.п.

Испытуемый

Среднее значение (в баллах)

1.      

А В.

22,7

2.      

А А.

25,3

3.      

В С.

28

4.      

Д Х.

31

5.      

Е К.

32

6.      

Е П.

26,2

7.      

ИьП.

23

8.      

И Я.

23

9.      

К Р.

29,4

10.  

Н А.

32,5

11.  

Я Е.

30,7

12.  

Я Е.

28,3

 

Как видно из таблицы 3, у испытуемых контрольной группы достаточно высокие показатели, что в первую очередь определяется индивидуально-типологическими особенностями. В то же время, следует отметить следующую дифференциацию уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций:

·        58,3 % испытуемых имеют высокий уровень развития изучаемого показателя (диапазон баллов 28 - 36);

·        41,6 % испытуемых имеют средний уровень (22,7 - 27,9 баллов);

·        уровень ниже среднего и низкий не выявлен.

Иная картина наблюдается в экспериментальной группе, так по результатам проведения теста «Цветные перцептивные матрицы Равена», установлено что:

·        16,7 % испытуемых имеют уровень развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего (диапазон баллов (17,5 – 22,5);

·        83,3 % имеют низкий уровень ( до 17 баллов);

·        средний и высокий уровни не выявлены (См. Табл. 4).

Таблица 4.

Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (эуспериментальная группа).

№ п.п.

Испытуемый

Среднее значение (в баллах)

1.      

А Д.

14,8

2.      

В У.

14

3.      

ДО.

13

4.      

Е Е.

13,7

5.      

ЕМ.

15,3

6.      

И В.

17

7.      

И Х.

16,2

8.      

М Г.

14,7

9.      

О П.

15,3

10.  

С А.

17,7

11.  

С П.

14,3

12.  

С К.

18

 

Таким образом, в экспериментальной группе испытуемых с задержкой психического развития имеются значимые различия по уровню сформированности графических образов и перцептивных и мыслительных операций, что в совокупности (по нашему мнению) может служить показателем развития изобразительной деятельности. Для этого определим критерии развития изобразительной деятельности (См. Табл. 5).

Таблица 5.

Показатель оценки уровня развития изобразительной деятельности

№ п.п.

Рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек»

Цветные перцептивные матрицы Равена

Уровень развития изобразительной деятельности

1.

Дифференцированная схема

IV уровень (высокий)

Высокий

2.

Переход к дифференцированной схеме

III уровень (средний)

Средний

3.

Недифференцированная схема

 

II уровень (ниже среднего)

Ниже среднего

4.

Переход к недифференцированной схеме

I уровень (низкий)

Низкий

5.

Фрагментарные изображения

 

Исходя из предложенной системы оценки, получаем, что в экспериментальной группе большая часть испытуемых имеет уровень развития изобразительной деятельности -  низкий и ниже среднего, в то время как отмечается некоторая часть испытуемых имеющих средний уровень (См. Рис. 1).

Рисунок 1. Уровень развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР (в %).

Заметим, что помимо количественной оценки, нами была проведена и качественная – наблюдение за испытуемыми в процессе деятельности, опрос педагогических работников, беседы с участниками экспериментальной группы. У 96,5 % обучающихся с ЗПР в ходе констатирующего эксперимента наблюдались: потеря интереса к результатам деятельности; быстрая утомляемость и переключаемость внимания; наличие «бедного» круга образов-представлений.


 

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Недифференцированная схема

Недифференцированная схема

Отличительной особенностью изобразительной деятельности обучающихся с

Отличительной особенностью изобразительной деятельности обучающихся с

Д Х. 31 2.

Д Х. 31 2.

Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (эуспериментальная группа)

Уровень сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (эуспериментальная группа)

Дифференцированная схема

Дифференцированная схема

Заметим, что помимо количественной оценки, нами была проведена и качественная – наблюдение за испытуемыми в процессе деятельности, опрос педагогических работников, беседы с участниками экспериментальной группы

Заметим, что помимо количественной оценки, нами была проведена и качественная – наблюдение за испытуемыми в процессе деятельности, опрос педагогических работников, беседы с участниками экспериментальной группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021