ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Социально-психологическое исследование.
Предоставление ребёнку возможности совершить личный выбор – один из важнейших принципов сопровождающей работы.
Одна из форм развивающей работы, построенной на идее выбора – социологический опрос, который посвящен изучению ценностных ориентаций, жизненных устремлений, в различных сферах жизни. Вопросы не связаны с сегодняшним днём детей, они предлагают посмотреть на свою жизнь шире.
Данный опрос помогает решать следующие задачи:
- осмысление подростками представлений о смысле жизни, счастье, ценностях жизненных планах;
- предоставление учащимся возможности совершить личный выбор;
- объединение детей и взрослых, предоставление им возможности для общения на высокие темы;
- профилактика отчуждения в системе взаимоотношений «учитель-ученик»;
- сбор психологической статистики по проблеме жизненного самоопределения.
Возраст опрашиваемых: 14 – 16 лет.
Количество опрошенных: 58 человек.
Возраст _______________________ Класс __________________________
1. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию? Отметить один пункт из трёх:
а) Профессия должна приносить хороший материальный доход
б) Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и всей цивилизации
в) Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека
2. Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь её.
а) Профессиональная карьера
б) Хорошая дружная семья
в) Крепкое здоровье и долголетие
г) Яркая, насыщенная событиями жизнь
д) Близкие друзья и любимые люди
е) Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени
3. Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью?
а) С тем, кто тебя любит
б) С тем, кого ты любишь
4. Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребёнок 5-ти лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать?
а) Президента
б) Ученого
в) Ребёнка
Почему? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметь любое количество пунктов:
а) Соблюдением закона
б) Близкими отношениями с другими людьми
в) Здоровьем
г) Личными интересами и хобби
д) Материальным благополучием других людей
е) Жизнью других людей
6. Сколько детей должно быть в семье? ______________________________________
7. Продолжи предложения:
Счастье – это _______________________________________________________________
Порядочный человек – это _________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ДИАГРАММАХ
1. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию?
2.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
3.
Если нет взаимной любви, как лучше строить
семью?
![]() |
4.
В тонущей лодке находятся три
человека: президент страны, известный ученый и ребёнок пяти лет. Спасательный
жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого
надо спасать?
5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?
![]() |
6. Сколько детей должно быть в семье?
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Профессия, прежде всего, должна быть привлекательной для человека, далее – доходной и далее - социально значимой. Ответы показывают, что гражданские мотивы выбора профессии совершенно не значимы.
Среди жизненных ценностей преобладающими являются крепкая семья, здоровье и верные друзья. Романтические, эмоциональные отношения с большим преимуществом преобладают над карьерными и материальными соображениями.
В вопросе «Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?» большинство выбирают с тем, кто тебя любит. В данных ответах прослеживается эгоцентризм современных школьников.
В вопросе о спасении кого-то одного, большинство выбирают ребёнка, приводя следующие доводы: «У него вся жизнь впереди», «Он –потенциальный президент и учёный», «Жизнь ребёнка неприкосновенна», «Они своё пожили, а он только начинает» и т.д.
Определённым испытанием для многих стал вопрос: чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег. Почти половина готовы отказаться от своих личных интересов. Махнуть рукой на закон способны почти 20%. Остального – всего понемногу, в том числе готовности пожертвовать материальным благополучием и жизнью других людей (9,6% и 3%). Данная статистика отражает современное положение в обществе.
Детей в семье должно быть двое. Это мнение 62% опрошенных. При нынешней демографической ситуации вполне оптимистично выглядят ответы сегодняшних старшеклассников.
Незаконченные предложения «Счастье – это…» и «Порядочный человек – это…» имели у наших респондентов самые разные продолжения.
Счастье – это:
- когда ты любишь, и тебя любят;
- благополучная семья и хороший заработок;
- много друзей;
- когда всем доволен и тебе ничего не надо.
Порядочный человек – это:
- человек с положительными моральными качествами;
- образованный, начитанный, культурный, воспитанный;
- человек, совершающий свои поступки на пользу других, не пытающийся улучшить своё положение за счёт других.
Далеко не все ученики смогли объяснить смысл словосочетания «порядочный человек». Это может стать одной из тем бесед со старшеклассниками.
Анализ данного исследования приводит к мысли о необходимости психологических занятий для старшеклассников по проблеме самоопределения, жизненного выбора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.