Изучение детей из проблемных семей.
Оценка 4.6

Изучение детей из проблемных семей.

Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
23.06.2017
Изучение детей из проблемных семей.
Данный материал представляет собой подбор методик для изучения особенностей развития детей, которые воспитываются в семьях "группы риска". Например, Методика изучения личностной тревожности A.M. Прихожан помогает определить наличие личностной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика школьника, отражающая его предрасположенность к трево¬ге и предполагающая наличие у него тенденции восприни¬мать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожаю¬щий, отвечающий определенной реакции (беспокойство, вол¬нение, страх), другие методики изучают различные аспекты состояния детей и семейных отношений.
Изучение детей пр.сем.docx
Методика изучения  личностной тревожности  A.M. Прихожан.     Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика  школьника, отражающая его предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у  него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий,  отвечающий определенной реакции (беспокойство, волнение, страх).      Инструкция:     Ниже перечислены ситуации, с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из  них могут быть для тебя неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, вол­ нение и страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружком одну из  цифр: 0, 1, 2, 3, 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна.     Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной, обведи цифру 0; если она  немного волнует — 1; если ситуация достаточно неприятна, вызывает беспокойство и ты  предпочел бы избежать ее, обведи цифру 2; если она очень неприятна, вызывает сильное  беспокойство, обведи цифру 3; если ситуация крайне неприятна, вызывает сильное  беспокойство, страх, если ты не можешь перенести ее, обведи кружком цифру 4. Итак,  твоя задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию, определить, насколько она может вызывать у тебя тревогу, беспокойство, опасение или страх, и обвести одну из  цифр. Ситуации и оценки. № Ситуация 1 Отвечаешь у доски 2 Приходишь в дом к незнакомым  людям 3 Участвуешь в соревнованиях,  конкурсах, олимпиадах 4 Разговариваешь с директором школы 5 Думаешь о своем будущем 6 Учитель смотрит по журналу, кого  спросить 7 Тебя критикуют, в чем­то упрекают 8 На тебя смотрят, когда ты что­ нибудь решаешь (наблюдают за тобой  во время работы, решения задачи) 9 Пишешь контрольную работу 10 После контрольной учитель называет  отметки 11 На тебя не обращают внимания Нет Немного Достаточно ЗначительноОчень 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 12 У тебя что­то не получается 13 Ждешь родителей с родительского  собрания 14 Тебе грозит неуспех, провал 15 Слышишь смех за твоей спиной 16 Сдаешь экзамены в школе 17 На тебя сердятся (непонятно почему) 18 Выступаешь перед большой  аудиторией 19 Предстоит важное, решающее дело 20 Не понимаешь объяснений учителя 21 С тобой не согласны, противоречат  тебе 22 Сравниваешь себя с другими 23 Проверяются твои способности 24 На тебя смотрят как на маленького 25 На уроке учитель неожиданно задает  тебе вопрос 26 Замолчали, когда ты подошел  /подошла 27 Оценивается твоя работа 28 Думаешь о своих делах 29 Тебе надо принять важное решение 30 Не можешь справиться с домашним  заданием Методика включает ситуации трех типов: 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1. ситуации, связанные со школой и общением с учителем; 2. ситуации, актуализирующие представление о себе; 3. ситуации межличностного общения. Данные о распределении пунктов шкалы.    Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим  выбранной при ответах цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому  разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты выступают в качестве  показателей тревожности в соответствующих ситуациях, показатель по всей шкале  указывает на общую тревожность. Вид тревожности Школьная Самооценочная Межличностная 1 2 3 4 6 9 10 13 16 20 25 30 5 12 14 19 22 23 27 28 29 7 8 11 15 17 18 24 21 26     Обработка результатов заключается в подсчете общей суммы баллов по всем  параметрам и суммы баллов по каждому из видов тревожности. Возможно, будут выявлены учащиеся, чей уровень тревожности является высоким (или очень высоким) по всем  параметрам, а это значит, что они испытывают значительную эмоциональную  напряженность в ситуациях, связанных и с учебой, и с межличностным общением, и с  самопознанием. Могут обнаружиться ученики, которые проявляют повышенную  тревожность лишь по отношению к учебе (или общению), тогда как в других ситуациях  проявляемая ими тревожность невысока.  Соответственно могут быть определены уровни  тревожности: 1. нормальный — в оценке преобладают баллы 1, 0; 2. несколько повышенный — преобладают баллы 1, 2; 3. высокий — преобладают баллы 2, 3; 4. очень высокий — преобладают баллы 3, 4; 5. «чрезмерное спокойствие» — преобладают баллы 0. Для более точной обработки следует обратиться к таблице, в которой представлены  стандартные данные показателей уровня тревожности в различных половозрастных  группах. Среди полученных данных было выделено три уровня проявления тревожности. Анализ полученных данных позволяет заключить, что степень проявления явной  тревожности у большинства испытуемых низкая ­  55 % ;  школьной тревожности ­ низкая   45% , самооценочной тревожности ­ низкая и средняя  по 40 % , межличностной  тревожности высокая ­ 45 % . В целом, можно отметить, что в группе опрашиваемых преобладает средний и высокий  уровни проявления тревожности. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера  и В. В. Юстицкиса  Цель методики: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье,  с тем как он воспринимает себя в семье. Текст опросника 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так. Я многого не успеваю сделать. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей  семье. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной). Дома мне часто приходится нервничать. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой). Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой). Когда я дома, все время из­за чего­нибудь переживаю. 10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи. 11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие. 12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать. 13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома. 14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки. 15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться. 16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил. 17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем  другое. 18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться. 19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из­за меня перед друзьями и знакомыми. 20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо. 21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что  респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35 %  испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит  в семье. Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно  75 % испытуемых испытывают тревогу, у 25 % не наблюдается данный показатель. Шкала  Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80 % испытуемых указывают на то, что  в семье преобладает напряженная ситуация, 20 % не испытывают напряжения.  Анализ результатов по тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) детей из неблагополучных семей. Были получены следующие результаты: Низкий уровень - индекс тревожности меньше 20% Средний уровень - индекс тревожности больше 20%, но меньше 50% Высокий уровень - индекс тревожности больше 50%. Таблица 1. - Распределение показателей тревожности, % Низки й Средн ий Высок ий 2 0 4 0 4 0 В группе респондентов выявлено 20% детей с низким уровнем тревожности и 40% детей с высоким уровнем тревожности. Следовательно, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями в неблагополучной семье, возможно, это связано с низким культурным уровнем родителей и неблагоприятным психологическим климатом в ней. Тест на депрессию по шкале Занга Шкала Занга используется для самостоятельной оценки уровня депрессии. В ней содержится 20 вопросов, по результатам ответов на которые определяется суммарный балл. Инструкция: прочитайте каждое утверждение и проставьте ответы, которые наиболее всего соответствуют вашему состоянию за последние семь дней:   Редко Иногда Часто Постоянно 1 4 1 1 4 4 1 1 1 1 4 4 1 4 1 4 4 4 1 4 1. Я чувствую печаль и подавленность 2. Лучше всего я чувствую себя по утрам 3. Я часто плачу или чувствую что  заплачу 4. Мне трудно уснуть 5. Мой рацион питания не изменился 6. Мне нравится секс, как и раньше 7. Мой вес снижается 8. У меня проблемы с пищеварением, в  том числе частые запоры 9. Ритм моего сердца стал более  учащенным 10. Я чувствую беспричинную усталость 11. Я мыслю ясно и четко, как раньше 12. Я легко справляюсь с обычной  работой 13. Я чувствую беспокойство и  тревожность 14. У меня есть планы на будущее 15. Я стал (а) раздражительным (ой) 16. Я быстро и принимаю решения 17. Я чувствую себя нужным (ой) 18. Я живу насыщенной и интересной  жизнью 19. Мне кажется, что другим будет  лучше, если я умру 20. Мне по­прежнему нравятся занятия и увлечения, что и раньше   Оценка результатов теста на депрессию: 20­49 – норма 2 3 2 2 3 3 2 2 2 2 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3 3 3 3 2 2 3 2 3 2 2 2 3 2 4 1 4 4 1 1 4 4 4 4 1 1 4 1 4 1 1 1 4 1 50­59 – легкое депрессивное расстройство 60­69 – депрессивное расстройство средней степени тяжести 70­80 – депрессивное расстройство тяжелой степени Если по результатам теста, вы набрали 50 и более баллов, то рекомендуется обратиться за  помощью специалиста. Результат исследования учащихся 7­9 классов. Методика: тест «Депрессия»    С целью выявления уровня депрессивных состояний было проведено исследование среди учащихся школы. Участниками стали 37 учащихся 7,8,9 классов. Подросткам нужно было отметить   в   бланке   теста   ту   ячейку,   которая   соответствует   их   состоянию.  Сумма   баллов свидетельствует  о наличии или депрессивного расстройства респондентов.  От 19 до 26 легкая депрессия От 27  до 36 умеренная депрессия Более 37 баллов тяжелая депрессия    Результат:  у 33 учащихся была выявлена умеренная депрессия, что является нормой для  подросткового возраста. У 4 учащихся  выявлена легкая депрессия. Тяжелой депрессии,  что является патологией, у учащихся не выявлено.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.

Изучение детей из проблемных семей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017