«Изучение химических свойств воды»

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала изучение свойств воды.docx
П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Изучение химических свойств воды» Ц е л ь:  научиться методам исследования химических свойств воды. I. Взаимодействие воды с простыми веществами. 1. Взаимодействие воды с металлами. а) Взаимодействие воды с натрием. Пробирку   с   водой   закрепите   вертикально   в   штативе,   бросьте   в   воду очищенный при помощи фильтровальной бумаги кусочек натрия величиной с горошину   и   накройте   из   предосторожности   воронкой.   Когда   весь   натрий прореагирует, то в воду капните фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи. б) Взаимодействие воды с кальцием. Кусок кальция зачистите напильником или наждачной бумагой, небольшой кусочек  бросьте в кристаллизатор  с водой  и  накройте  его цилиндром   или пробиркой с водой. Последнюю целесообразно заполнить водой только на 2/3 объёма, чтобы водород перемешался с воздухом и при сгорании был слышен хлопок. Если взять значительное количество кальция, то видно, как в виде лёгкой   мути   опускается   вниз   малорастворимый   гидроксид   кальция. Выделяющийся   водород   заполняет   цилиндр   (пробирку).   Подожгите   его.   В воду добавьте раствор фенолфталеина. в) Взаимодействие воды с алюминием. Алюминий, лишённый оксидной плёнки, вытесняет водород из воды. Для этого амальгамированный алюминий опустите в пробирку с водой. Сразу же появляются   пузырьки   водорода.   На   дне   осаждаются   хлопья   гидроксида алюминия. г) Взаимодействие воды с железом. В середину водопроводной трубки длиной около полуметра насыпьте слой крупных   железных   опилок,   которые   с   обеих   сторон   закройте   асбестовой ватой.   Снаружи   трубки   отметьте   мелом,   где   находятся   опилки.   Трубку   с обеих сторон закройте резиновыми пробками с газоотводными трубками, одна из которых должна сообщаться с колбой, заполненной водой; конец другой опустите  в воду. Сначала  сильно  нагрейте  опилки  на  газовой  горелке  или каком­либо   подобном   источнике   нагревания.   Прокипятите   воду   в   колбе. Пары воды пройдут над раскалённым железом и прореагируют с ним. При этом образуются оксид железа (II), оксид железа (II, III) и водород. 2. Взаимодействие с неметаллами.а) Растворимость хлора в воде и приготовление хлорной воды (учитель обосновывает   теоретически   или   демонстрирует   с   помощью мультимедийных средств). В   1   объёме   воды   при   комнатной   температуре   растворяется   2,5 объёма хлора. Раствор хлора в воде носит название хлорной воды. Для приготовления хлорной воды через холодную воду под тягой в течение 5–8 минут пропустите сильный   ток   хлора.   Когда   вода   станет   жёлтой,   пропускание   хлора заканчивают.   Хлорную   воду   хранят   в   сосудах   с   притёртой   стеклянной пробкой и притёртым колпачком. Почему? II. Взаимодействие воды со сложными веществами. 1. Растворение аммиака в воде. При   комнатной   температуре   1   объём   воды   растворяет   700   объёмов амммиака.   Такая   большая   растворимость   показывает,   что   кроме   обычного растворения в данном случае имеет место и химическая реакция. Цилиндр с аммиаком опустите в чашку с водой; вода устремится в него и почти полностью его заполнит. При «аммиачном фонтане» жидкость изменяет свою окраску: из красной превращается в синюю (лакмус) или из бесцветной в малиновую (фенолфталеин). 2. Растворимость оксида углерода (IV) в воде. Оксид углерода (IV) довольно хорошо растворяется в воде (примерно 2 объёма газа на 1 объём воды). Для   проведения   опыта   ток   оксида   углерода   (IV)   пропустите   через фиолетовый раствор лакмуса в пробирке, цвет которого становится красным. Для сравнения на белом фоне поставьте пробирку с нейтральным лакмусом. При   нагревании   полученного   раствора   красный   цвет   переходит   в фиолетовый,   так   как   при   повышении   температуры   равновесие   реакции, происходящей при растворении оксида углерода (IV), смещается влево: CO2 + Н2О ⇄ Н2CO3 ⇄ H+ + HCO3 III. Разложение воды электрическим током. Прибор   для   разложения   воды   электрическим   током   состоит   из   двух стеклянных трубок с делениями и кранами, соединёнными с узкой стеклянной трубкой, заканчивающейся расширением. – ⇄ 2H+ + CО3 2– Снизу стеклянные трубки закрыты резиновыми пробками, через которые пропущены  электроды (никелевые).  Для   заполнения   прибора   подкисленной водой   (на   10   массовых   частей   воды   1   массовая   часть   концентрированной H2SO4) откройте краны и через среднюю трубку сверху залейте электролит. Когда раствор дойдёт до кранов, прекратите заполнение и краны закройте. Для электролиза воды в данном приборе применяют ток напряжением в 10–12 В.   Используют   следующие   источники   тока:   аккумуляторы,   сухиебатареи от карманного фонаря (соединяют три батареи последовательно – плюс с минусом), ток от электросети. После   включения   электрического   тока   начинается   разложение   воды.   В одной трубке собирается газа в 2 раза больше (водород), в другой собирается кислород. Через 10–15 минут, когда соберётся 20 мл водорода, приступайте к испытанию полученных газов. Для этого обязательно надо осмотреть верхние трубочки над краном. Если в них находится жидкость, то удалите её при помощи   тонко   свёрнутых   трубочек   из   фильтровальной   бумаги.   Это необходимо сделать потому, что при открывании кранов под давлением газов жидкость может вырваться наружу и погасить горящую лучину или тлеющий уголёк.   К   верхней   части   трубки,   в   которой   собрался   водород,   поднесите горящую лучину и осторожно откройте кран – сразу же загорится водород. К другой   трубке   поднесите   конец   тлеющей   лучины:   при   открывании   крана лучина вспыхивает. После проведения каждого опыта напишите уравнения соответствующих  реакций и дайте объяснение увиденному.

Посмотрите также