Изучение особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов
Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +1
Взрослым
24.04.2018
Аналитическая справка по результатам изучения особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов по опроснику. В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. Описаны стили педагогической деятельности, результаты психологической диагностики педагогов и рекомендации по совершенствованию доминирующего стиля педагогической деятельности.
Анализ особенностей стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов.docx
Аналитическая справка по результатам анализа особенностей индивидуального
стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов
В соответствии с планом работы педагогапсихолога, в ноябре 2016 года было
проведено исследование особенностей индивидуального стиля педагогической
деятельности аттестующихся педагогов. В исследовании приняло участие 7 человек.
Цель исследования: анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей
педагогической деятельности и формулирование рекомендаций по совершенствованию
этого стиля.
Шкалы: Стили педагогической деятельности: эмоциональноимпровизационный,
эмоциональнометодический, рассуждающеимпровизационный, рассуждающеметодичный.
Описание теста:
В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с
А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены
следующие
признаки:
• содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на
процесс
труда,
• развертывание учителем ориентировочного и контрольнооценочного этапов в своем
труде);
• динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
• результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес
учеников к предмету).
результат
своего
или
Описание стилей педагогической деятельности
Эмоциональноимпровизационный стиль (ЭИС)
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение
нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения
у него часто отсутствует обратная связь с учениками.
Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в
основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает
неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют
ответ самостоятельно.
Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно
воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный
учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для
самостоятельного разбора учащимися.
В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и
повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.
Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала
разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения,
стимулирует спонтанные высказывания учащихся.
Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении
проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоциональнометодический стиль (ЭМС) Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование учебновоспитательного процесса, высокая оперативность,
некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель
адекватно планирует учебновоспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный
материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и
слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного
материала, контроль знаний учащихся.
Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на
уроке, практикует коллективные обсуждения.
Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного
материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится
активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать
особенностями самого предмета.
Рассуждающеимпровизационный стиль (РИС)
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование учебновоспитательного процесса.
По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет
меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда
способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения,
относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на
уроках у учителей с эмоциональным стилем.
Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая
воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.),
давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающеметодичный стиль (РМС)
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя
учебновоспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в
использовании средств и способов педагогической деятельности.
Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного
материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором
используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся,
редким проведением коллективных обсуждений.
В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников,
давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для
учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
По результатам исследования, у всех аттестующихся учителей определяется
эмоциональноимпровизационный стиль как доминирующий стиль педагогической
деятельности.
Рекомендации для педагогов с эмоциональнометодичным стилем
педагогической деятельности
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность,
проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать
учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к
особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой
познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная
самооценка,
повышенная чувствительность,
обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и
подготовленности учащихся.
некоторая демонстративность,
Попробуйте:
1. Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим
учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений,
дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой
ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно
необходимо.
2. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Дата составления справки ________________________
Справку составила
педагогпсихолог
А.В.Розанова
Изучение особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов
Изучение особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов
Изучение особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности аттестующихся педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.