Педагогический проект
учителя информатики
Зенковой О.В.
«Изучение языка Pascal»
7-11 класс.
1 часть
Актуальность.
Я работаю в лицее, информатику изучают с 7 класса, в 10 классе идёт деление по профилям. По плану 1 урок в неделю в 7-8 класс, 2 урока в неделю 9-11 класс(базовый уровень), 4 урока в неделю 10-11 класс( профильный уровень). Но на ЕГЭ ученики выходят на общих основаниях и, поступив в ВУЗ, их не спрашивают, на каком уровне у них была информатика, они сразу начинают с программирования, особенно на технических специальностях. Причём, задания по программированию составляют 40% , а часов на изучение языка программирования очень мало, особенно на базовом уровне.
2 часть
Предмет исследования.
Предметом исследования будет изучение программирования, таким образом, чтобы всем было интересно. Не мало важным и является результативное участие в олимпиадах, конференциях и успешная сдача ЕГЭ.
3 часть
Проблема.
Самая главная проблема, можно ли вплести часы подробного изучения языков программирования в учебные часы, в частности в рабочую программу, особенно базового уровня.
4 часть
Гипотеза: можно изучать программирования на любом уровне, только надо правильно рассчитать часы и проработать материал.
Поэтому я решила, что обучение программированию надо начинать с 7 класса и делать это надо с понятных и интересных тем, например, написания всеми любимых компьютерных игр, пусть самых простых, но это сразу мобилизует учеников и они проявляют заинтересованность. Учитываю и то, что не все дети идут в технические ВУЗы, не всем надо сдавать ЕГЭ по информатике, поэтому более сложные части обучения выношу на факультативы.
5 часть
Работа над гипотезой.
Цель проекта:
Формирование мотивации у учеников к изучению программирования.
Задачи:
1. Изучить материал по теме как печатный, так и электронный.
2. Подобрать материал, таким образом, чтобы было всем интересно с первых уроков.
3. Разбить весь материал на части, чтобы вписаться в рабочую программу, максимально задействовав учебные часы.
4. Формировать у учеников желание принимать участие в олимпиадах и конференциях.
5. Заинтересовать ребят техническими специальностями, в частности программированиями, для дальнейшего обучения в ВУЗах.
Эту программу я использую, вплетая её в рабочую программу, всего два года , но уже есть результаты. Выступление учеников на научных конференциях, участие в олимпиадах, участие в городских проектах по программированию, хорошие результаты ЕГЭ.
Управление и алгоритмы.
· Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
· Алгоритм. Свойства алгоритма.
· Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
· Возможность автоматизации деятельности человека.
· Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
· Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
· Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
· Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
· Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Программное управление работой компьютера.
· Языки программирования, их классификация.
· Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.
· Правила записи программы.
· Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Почему для изучения программирования выбран язык Pascal:
· Простой синтаксис.
· Небольшое число базовых понятий.
· Легко читаются.
· Достаточно низкие аппаратные и системные требования.
· Универсальность языка.
Кратко моя программа делится так:
7 класс
Начинаем с графики, т.к. в этом возрасте детям более понятен не абстрактный язык цифр, а то, что они могут увидеть или потрогать. Все структуры языка мы изучаем постепенно, вплетая в программу не навязчиво, а как бы само собой разумеющее. Ученики сразу с первого урока знают, что итогом будет проект – игра. С другой стороны они учатся трудолюбию и усидчивости, они понимают какой это кропотливый и очень интересный путь программиста.
8-9 класс
Более подробно и уже на задачах математического плана изучаем все структуры языка. Но сейчас это идёт намного проще, т.к. ученики уже заинтересованы и немного знакомы с программированием.
10-11 класс
Переход на объектное программирование, подробный разбор задач из ЕГЭ и олимпиадных задач.
класс |
тема |
цель |
ККол-во часов |
Основные теоретические сведения (знать и уметь) |
Форма отчёта |
примечание |
7 – уроки.
|
ГРАФИКА PASCАL. |
Обучающая: создать условия для формирования первичного представления о методе координат в графике Pascal АВС. Развивающая: Развивать логическое и алгоритмическое мышление через установление причинно-следственных связей. Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления. Учебная: Познакомиться с методом координат в графическом режиме Pascal АВС и научиться строить графические рисунки из линий и точек. Развивающая: Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. |
8 |
Знать: понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи; структура замкнутой и разомкнутой систем управления; назначение алгоритма и его определение; структура основных алгоритмических конструкций; представление алгоритма в виде блок-схемы; основные стадии разработки алгоритма; назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; Уметь: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов; работа в среде учебного исполнителя; разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
|
Практические работы. Контрольные работы. |
Презентации по урокам в приложении 1. |
8 – 9 – уроки. |
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL. 1. Среда программирования. 2. Данные. 3. Основные операторы. 4.Линейные программы. 5.Условный оператор. 6.Циклы. а) for.. б) while … в) repeat… 7. Массивы. а) понятие массива б) одномерные массивы. |
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения задания. Развитие умения пользоваться операторами в ходе разработки программ разного вида и уровня. развития логического мышления. Изучение основных понятий: структуры программы, операторов, данных; Изучение правила использования и применения операторов; Формирование навыков использования операторов при записи алгоритма на язык программирования Паскаль
|
22 |
Контрольные работы. Тестирование. |
Задания в приложении 2.
|
|
факультатив |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ по программированию.
|
Рассмотреть задачи разного уровня сложности. |
17 |
|
Дополнительные задания из приложения 2. |
|
10 – уроки.
факультатив
|
ПРОГРАММИРОВАНИЕ PASCAL 1. Повторение за 7-9 класс. 2. Двумерные массивы. 3. Комбинированные типы данных. 4. Подпрограммы. 5. Файловые типы. |
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения задания. Развитие умения пользоваться операторами в ходе разработки программ разного вида и уровня. развития логического мышления.
|
10 |
Объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов; знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования; уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы; знают инструментарий среды Lazarus, необходимый для разработки полнофункционального Windows-приложения; знают принципы работы основных компонентов Lazarus и умеют с ними работать; знают основы объектно-ориентированного подхода в программировании и умеют работать с некоторыми классами языка Lazarus; умеют конструировать интерфейс Windows-приложений; умеют работать с графическими средствами Lazarus; владеют приёмами организации и самоорганизации работы по созданию Windows-приложений; имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании Windows-приложений; овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по созданию Windows-приложений.
|
Практические работы. Контрольные работы. Тестирование. |
Приложение 3. |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ по программированию. |
Решение задач сложных задач, подведение к задачам ЕГЭ и олимпиадам. |
16 |
|
|
||
11 – уроки
факультатив |
ЗНАКОМСТВО C LAZARUS. 1. Знакомство со средой программирования. 2. Элементы языка. 3. Работа с компонентами. 4. Обработка событий. 5. Тестирование и отладка. 6. Работа над проектом. |
1. сформировать у школьников целостное представление о разработке Windows-приложений с помощью объектно-ориентированных подходов в программировании; 2. реализовать способности учащихся в ходе создания различных Windows-приложений; 3. сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания Windows-приложений с использованием объектно-ориентированных технологий.
|
12 |
Практические работы. Контрольные работы. Тестирование. |
|
|
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ по программированию в ЕГЭ. |
Подготовиться к ЕГЭ. Данный блок содержит самый объемный и сложный материал курса информатики, знания и умения по которому представлены на всех трех уровнях сложности. На уровне воспроизведения знаний проверяется фундаментальный теоретический материал, такой как: - понятие алгоритма, его свойств, способов записи; - основные алгоритмические конструкции; - основные элементы программирования. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. По данному тематическому блоку это следующие умения: - использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; - формально использовать алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования. |
16 |
|
Учебники и пособия подготовки к ЕГЭ. |
6 часть
Я ещё не так долго работаю и оттачиваю, совершенствую эту программу, но уже есть результаты. Ребята участвуют в научных конференциях и занимают первые места, олимпиадах по программированию, городских проектах по программированию, размещают свои работы в Интернете на конкурсах.
7 часть
Приложение 1 ( некоторые презентации к урокам).
1-2 урок
3 урок
4 урок
5-8 урок – работа над проектом игры.
6 урок
7 урок
Приложение 2.
1. Скорость первого автомобиля V1 км/ч, второго — V2 км/ч, расстояние между ними S км. Определить расстояние между ними через T часов, если автомобили удаляются друг от друга.
2. Найти длину окружности и площадь круга заданного радиуса R. В качестве значения Pi использовать 3.14.
3. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен R1, а внешний радиус равен R2 (R1 < R2). В качестве значения Pi использовать 3.14.
4. Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника и радиусы вписанной и описанной окружностей.
5. Дана длина окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью. В качестве значения Pi использовать 3.14.
Логические выражения
1. Проверить истинность высказывания: "Данное целое число является четным двузначным числом".
2. Проверить истинность высказывания: "Данное целое число является нечетным трехзначным числом".
3. Проверить истинность высказывания: "Среди трех данных целых чисел есть хотя бы одна пара совпадающих".
4. Проверить истинность высказывания: "Среди трех данных целых чисел есть хотя бы одна пара взаимно противоположных".
5. Проверить истинность высказывания: "Сумма цифр данного трехзначного числа является четным числом".
6. Проверить истинность высказывания: "Цифры данного трехзначного числа образуют возрастающую последовательность".
7. Проверить истинность высказывания: "Цифры данного трехзначного числа образуют возрастающую или убывающую последовательность".
8. Проверить истинность высказывания: "Цифры данного трехзначного числа образуют арифметическую прогрессию".
9. Проверить истинность высказывания: "Цифры данного трехзначного числа образуют геометрическую прогрессию".
Условные операторы.
1. Из трех данных чисел выбрать наименьшее и наибольшее.
2. Перераспределить значения переменных X и Y так, чтобы в X оказалось меньшее из этих значений, а в Y — большее.
3. Значения переменных X, Y, Z поменять местами так, чтобы они оказались упорядоченными по возрастанию.
4. Значения переменных X, Y, Z поменять местами так, чтобы они оказались упорядоченными по убыванию.
5. Даны две переменные целого типа: A и B. Если их значения не равны, то присвоить каждой переменной сумму этих значений, а если равны, то присвоить переменным нулевые значения.
6. Даны две переменные целого типа: A и B. Если их значения не равны, то присвоить каждой переменной максимальное из этих значений, а если равны, то присвоить переменным нулевые значения.
7. Даны три переменные: X, Y, Z. Если их значения упорядочены по убыванию, то удвоить их; в противном случае заменить значение каждой переменной на противоположное.
8. Даны три переменные: X, Y, Z. Если их значения упорядочены по возрастанию или убыванию, то удвоить их; в противном случае заменить значение каждой переменной на противоположное.
9. Даны целочисленные координаты точки на плоскости. Если точка не лежит на координатных осях, то вывести 0. Если точка совпадает с началом координат, то вывести 1. Если точка не совпадает с началом координат, но лежит на оси OX или OY, то вывести соответственно 2 или 3.
10. Даны вещественные координаты точки, не лежащей на координатных осях OX и OY. Вывести номер координатной четверти, в которой находится данная точка.
11. На числовой оси расположены три точки: A, B, C. Определить, какая из двух последних точек (B или C) расположена ближе к A, и вывести эту точку и ее расстояние от точки A.
12. Даны четыре целых числа, одно из которых отлично от трех других, равных между собой. Вывести порядковый номер этого числа.
13. Вычислить значение функции Z при одном значении X: Z = Y2 + X2, где
14.
15. Вычислить значение функции Z по одной из формул:
16. Определить значение наибольшего элемента главной диагонали матрицы А(1:3, 1:3).
17. Вывести значения x1, x2, x3 в порядке возрастания.
18. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
1. Дано целое число в диапазоне 1 – 5. Вывести строку — словесное описание соответствующей оценки (1 — "плохо", 2 — "неудовлетворительно", 3 — "удовлетворительно", 4 — "хорошо", 5 — "отлично").
2. Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 — сложение, 2 — вычитание, 3 — умножение, 4 — деление. Дан номер действия и два числа A и B (В не равно нулю). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.
3. Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 — дециметр, 2 — километр, 3 — метр, 4 — миллиметр, 5 — сантиметр. Дан номер единицы длины и длина отрезка L в этих единицах (вещественное число). Вывести длину данного отрезка в метрах.
4. Единицы массы пронумерованы следующим образом: 1 — килограмм, 2 — миллиграмм, 3 — грамм, 4 — тонна, 5 — центнер. Дан номер единицы массы и масса тела M в этих единицах (вещественное число). Вывести массу данного тела в килограммах.
1. Дано вещественное число A и целое число N (> 0). Вывести
2. 1 + A + A2 + A3 + ... + AN.
3. Дано вещественное число A и целое число N (> 0). Вывести
4. 1 – A + A2 – A3 + ... + (–1)NAN.
5. Дано целое число N (> 1). Вывести наименьшее целое K, при котором выполняется неравенство 3K > N, и само значение 3K.
6. Дано целое число N (> 1). Вывести наибольшее целое K, при котором выполняется неравенство 3K < N, и само значение 3K.
7. Дано вещественное число X и целое число N (> 0). Вывести
8. 1 – X2/2! + X4/4! – ... + (–1)NX2N/(2N)! (N! = 1·2·...·N). Полученное число является приближенным значением функции cos в точке X.
9. Дано вещественное число X (|X| < 1) и целое число N (> 0). Вывести
10. X – X2/2 + X3/3 – ... + (–1)N–1XN/N. Полученное число является приближенным значением функции ln в точке 1+X.
1. Найти номера первого1|последнего2 минимального3|максимального4 из данных десяти целочисленных элементов.
2. Найти количество минимальных1|максимальных2 из данных десяти целочисленных элементов.
3. Найти минимальный1|максимальный2 четный3|нечетный4 из данных десяти ненулевых целочисленных элементов. Если требуемые элементы отсутствуют, то вывести 0.
4. Найти [минимальный положительный]1|[максимальный отрицательный]2 из данных десяти элементов. Если требуемые элементы отсутствуют, то вывести 0.
5. Даны числа a, b (0 < a < b) и набор из десяти элементов. Найти минимальный1|максимальный2 из элементов, содержащихся в интервале (a, b). Если требуемые элементы отсутствуют, то вывести –1.
1. Дан массив размера N. Вывести его элементы в обратном порядке.
2. Дан массив размера N. Вывести вначале его элементы с четными1|нечетными2 индексами, а затем — с нечетными1|четными2.
3. Дан целочисленный массив A размера 10. Вывести номер первого1|последнего2 из тех его элементов A[i], которые удовлетворяют двойному неравенству: A[1] < A[i] < A[10]. Если таких элементов нет, то вывести 0.
4. Дан целочисленный массив размера N. Преобразовать его, прибавив к четным1|нечетным2 числам первый3|последний4 элемент. Первый и последний элементы массива не изменять.
5. Дан целочисленный массив размера N. Вывести вначале все его четные1|нечетные2 элементы, а затем — нечетные1|четные2.
6. Поменять местами минимальный и максимальный элементы массива размера 10.
7. Дан массив размера N. Определить количество его промежутков монотонности (то есть участков, на которых его элементы возрастают или убывают).
8. Дано вещественное число R и массив размера N. Найти элемент массива, который наиболее1|наименее2 близок к данному числу.
9. Дано вещественное число R и массив размера N. Найти два элемента массива, сумма которых наиболее1|наименее2 близка к данному числу.
10. Дан массив размера N. Найти номера двух ближайших чисел из этого массива.
11. Дан массив размера N. Определить количество его промежутков монотонности (то есть участков, на которых его элементы возрастают или убывают).
12. Дано вещественное число R и массив размера N. Найти элемент массива, который наиболее1|наименее2 близок к данному числу.
13. Дано вещественное число R и массив размера N. Найти два элемента массива, сумма которых наиболее1|наименее2 близка к данному числу.
14. Дан массив размера N. Найти номера двух ближайших чисел из этого массива.
15. Дано число k и матрица размера 4 x 10. Удалить строку1|столбец2 матрицы с номером k.
16. Дана матрица размера 5 x 10. Удалить строку1|столбец2, содержащий минимальный3|максимальный4 элемент матрицы.
17. Дана матрица размера 5 x 10. Удалить первый1|последний2|все3 столбцы, содержащие только положительные элементы.
18. Дано число k и матрица размера 4 x 9. Перед1|после2 строки3|столбца4 матрицы с номером k вставить строку3|столбец4 из нулей.
19. Дана матрица размера 4 x 9. Продублировать строку1|столбец2 матрицы, содержащий ее минимальный3|максимальный4 элемент.
20. Дана матрица размера 5 x 9. Перед1|после2 первого3|последнего4 столбца, содержащего только положительные элементы, добавить столбец, состоящий из единиц.
1. Вывести строку длины N (N — четное), которая состоит из чередующихся символов C1 и C2, начиная с C1.
2. Дана строка. Вывести строку, содержащую те же символы, но расположенные в обратном порядке.
3. Дана строка. Вывести коды ее первого и последнего символа.
4. Дана строка. Подсчитать количество содержащихся в ней цифр1|[прописных букв]2|[строчных букв]3.
5. Дана строка. Преобразовать все строчные1|прописные2 латинские3|русские4 буквы в прописные1|строчные2.
6. Дана строка. Если она представляет собой запись целого числа, то вывести 1; если вещественного (с дробной частью), то вывести 2; если строку нельзя преобразовать в число, то вывести 0.
7. Дано целое число. Вывести набор символов, содержащий цифры этого числа в исходном1|обратном2 порядке.
8. Даны три строки: S1, S2, S3. Заменить в строке S1 первое1|последнее2|все3 вхождения строки S2 на S3.
9. Дана строка. Вывести подстроку, расположенную между первой и второй1|последней2 точками исходной строки. Если в строке менее двух точек, то вывести всю исходную строку.
10. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Определить количество слов в строке.
11. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Определить количество слов, которые [начинаются и заканчиваются одной и той же буквой]1|[содержат хотя бы одну букву "А"]2.
12. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Определить количество слов, которые содержат ровно три буквы "А".
13. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Определить длину самого короткого1|длинного2 слова.
14. Дана строка-предложение на русском языке и число k (0 < k < 10). Зашифровать строку, выполнив циклическую замену каждой буквы на букву того же регистра, расположенную в алфавите на k-й позиции после шифруемой буквы (например, для k = 2 "А" перейдет в "В", "а" — в "в", "Б" — в "Г", "я" — в "б" и т.д.). Букву "ё" в алфавите не учитывать, знаки препинания и пробелы не изменять.
1. Описать функцию getInt(Name,k) целого типа, возвращающую k-й элемент файла целых чисел с именем Name (элементы нумеруются от 0). Если файл не существует или не содержит k-го элемента, то функция возвращает 0. С помощью этой функции вывести пять элементов данного файла с указанными номерами.
2. Описать функцию getLine(Name,k) строкового типа, возвращающую k-ю строку текстового файла с именем Name (строки нумеруются от 0). Если файл не существует или не содержит k-й строки, то функция возвращает пустую строку. С помощью этой функции вывести пять строк данного файла с указанными номерами.
3. Описать функцию IntFileSize(Name) целого типа, возвращающую размер файла целых чисел с именем Name. Если файл не существует, то функция возвращает –1. С помощью этой функции определить размер трех файлов с данными именами.
4. Описать функцию TextSize(Name) целого типа, возвращающую число строк в текстовом файле с именем Name. Если файл не существует, то функция возвращает –1. С помощью этой функции определить размер трех файлов с данными именами.
5. Дана строка S. Если S является допустимым именем файла, то вывести True и создать файл с этим именем. Если файл с именем S создать нельзя, то вывести False.
6. Даны имена четырех файлов. Вывести количество файлов с указанными именами, которые имеются в текущем каталоге.
7. Дано имя файла целых чисел. Вывести количество его элементов. Если файла с таким именем не существует, то вывести –1.
8. Дано число k и файл, содержащий ненулевые целые числа. Вывести элемент файла с номером k (элементы файла нумеруются от нуля). Если такой элемент отсутствует, то вывести 0.
9. Дан файл целых чисел, содержащий не менее четырех элементов. Вывести его нулевой, первый, предпоследний и последний элементы.
10. Дан текстовый файл. Вывести количество содержащихся в нем символов и строк (маркеры концов строк EOLN и конца файла EOF при подсчете количества символов не учитывать).
11. Дана строка S и текстовый файл. Добавить строку S в начало1|конец2 файла.
12. Дан текстовый файл. Удалить из него первую1|последнюю2 строку.
13. Даны два текстовых файла с именами Name1 и Name2. Создать новый текстовый файл с именем Name3, являющийся объединением содержимого файлов Name1 и Name2 (в указанном порядке).
14. Даны два текстовых файла с именами Name1 и Name2. Добавить в конец файла Name1 содержимое файла Name2.
15. Дан текстовый файл, содержащий более трех строк. Удалить из него три последние строки.
16. Дано число k (< 10) и текстовый файл, содержащий более k строк. Удалить из файла первые1|последние2 k строк.
Литература:
1. Учебники: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ для 7-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2014.
2 . Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2008;
3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2008;
4. Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова, Паскаль для школьников. Питер,2005;
5. сайты http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
http://www.xn--80aeciax2h.xn--p1ai/
http://www.pascal.helpov.net/index/pascal_graphics_programming
http://www.cyberforum.ru/pascalabc/thread836874.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.