к аттестации учителю-дефектологу

  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.5 коррекционная работа.docx

 

1.5 Отчет о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога

за 2023 –2024, 2024-2025 уч. года 

           I.   Анализ результативности коррекционно-развивающей работы

                                    (на примере индивидуального обучения)

 

                Целью работы с ребенком на дому (индивидуальное обучение), имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ему образования и развития личности в целом.

Одним из основных направлений в работе учителя является коррекционно-развивающие занятия, направленные на обучение и воспитание.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для ребенка с трудностями в обучении в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

В КГБОУ Шкотовской школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изучение учебного курса предметов происходит по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Однако особенностью психического развития детей указанной категории является, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, что обусловливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.

Во время учебного процесса соблюдается коррекционная направленность обучения. Мной была разработана специальная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более успешного овладения предметов.

Умения, формируемые в процессе коррекционно-развивающих занятий:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предмета;

- развитие пространственных представлений и ориентация;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- коррекция развития основных мыслительных операций;

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму;

- умение планировать деятельность;

- развитие различных видов мышления;

- развитие речи, овладение техникой монологической речи;

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.

Результативность работы по развитию некоторых из перечисленных умений прослеживается в планомерной работе. Работа по формированию умений делится на два этапа.

Диагностика – заключается в проведении первичного обследования обучающего и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся в конце года (смотреть Приложение 1).

Коррекционно-развивающие занятия – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.

Представленная результативность представляет собой динамику в развитии и коррекции на протяжении 2-х лет работы с одним и тем же ребенком.

Инструментарий: за основу была взята система специально разработанных заданий, направленных на формирование умений и навыков.

Цель: по заданным параметрам, определить степень формирования умений и навыков в ходе коррекционно-развивающих занятий.

Задачи: выявить наибольшее формирование умений в процентах, определяющих уровень развития ребенка:

 - соотносительный анализ;

 - группировка и классификация;

- развитие речи;

- развитие слухового внимания;

- расширение представлений об окружающем мире.

На протяжении двух лет (2023-2025гг.) проводилась систематическая коррекционно-развивающая работа по программе «Основы компьютерной грамотности».

Для определения качества проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком (наличие/отсутствие динамики развития, наличие/отсутствие стабильности результатов коррекции) было проведено диагностическое исследование на начало и конец учебного года.

На основании полученных данных я составила таблицу, в которой указываются в процентном соотношении развитие того или иного показателя.

                                  Таблица 1. Процентное соотношение развития умения

Умения, формируемые в ходе коррекционной работы

Сентябрь 2023г.

Декабрь 2023г.

   Май

  2024г

Сентябрь 2024г.

Декабрь 2024г.

Май 2025г

 

 Соотносительный анализ

25%

39%

37%

47%

52%

54%

 Группировка и классификация

31%

45%

40%

53%

53%

56%

 Развитие речи

52%

54%

60%

60%

62%

66%

 Развитие слухового          внимания

32%

37%

41%

35%

44%

44%

 

 Расширение представлений об окружающем мире

44%

50%

53%

61%

63%

65%

                                                                                

                                                                            Приложение 1.

  Индивидуальная карта динамики развития ребенка с ОВЗ учителем-дефектологом

                                                                   (2-3 класс)

 

           Ф.И.О. ребёнка: обучающийся по АООП Вариант 1 (интеллектуальные нарушения)

           Возраст: 10 лет

           Класс: 2

           Дата обследования: 19.05.2025г.

 

 

 

План обследования

                                                   Протокол обследования

 

Методический материал

Особенности выполнения

Начало года

Конец года

1.Общая осведомлённость

Ф.И.О. (своё, мамы, папы)

 знает

          знает

день рождения

 затрудняется

  не помнит

адрес проживания (страна, город)

 Не знает

  Не полностью

телефон

                 -

              -

2.Сформированность временных и пространственных представлений

времена года и их признаки

 Не знает

   путается

месяцы года

 Не знает

   Не знает

дни недели

 Не знает

   путает

определение времени

 Не знает

   Не знает

части суток

 Требуется пояснение

   знает

стороны тела

  Не совсем понимает

   понимает

положение предметов (набор картинок)

  Затрудняется

 С помощью

3.Сформированность обобщающих понятий

Обобщение

  Не знает

  Не знает

Классификация

  Не знает

  С помощью

Исключение (4 лишний)

  Понимает

  понимает

Сравнение (набор картинок)

  Видит

  говорит

4.Понимание смысла сюжетной картины, рассказа

установление последовательности событий

  Нет

  С помощью

логика изложения

  Нет

  затрудняется

смысл сюжета (набор сюжетных картинок, книга для чтения)

  Затрудняется

  С помощью

5.Установление причинно- следственных связей

определение причин и связей в серии сюжетных

картинок (набор сюжетных картинок)

 Не устанавливает

  С помощью

6.Математика

наличие прямого счёта

 Знает

  знает

наличие обратного счёта

 Знает

  знает

знание состава числа

 С помощью

  затрудняется

знание вычислительных приёмов

 Решает слабо

  решает

установление логических связей при решении задач

 Понимает с объяснением

  затрудняется

равенства - неравенства

 Слабо решает

  Слабо решает

отрезки

 Понимает

  Чертит, медленно

геометрические фигуры

 Знает

   Знает

7.Русский язык

знание алфавита (устно)

 Знает

  Знает

знание алфавита на письме

 Путает буквы

  знает

заглавная буква

 Путается

  пишет

«Ь» знак в начале, середине и конце слова

 Делает ошибки

  Не внимателен

работа с деформированным текстом

 Не знает

  С помощью

списывание

 Не пишет

  С ошибками

умение      выделять     и                   объяснять                   орфограммы (правила)

 Затрудняется

  С помощью

ударение в словах

 Не понимает

  выполняет

характер ошибок на письме

 Не знает правила, невнимателен

  Слабо работает

8.Чтение

способ чтения

 слоговое

 Читает в норме

качество чтения

 Не осознанно

 Может ответить на вопросы

характер ошибок

 Торопится

 Невнимателен

характеристика умения пересказывать

 Не может

 С вопросами

умение делать вывод по прочитанному

 Не может

 С помощью

Вывод:

Обучаемость:

Знания за предыдущие года

обучения:

достаточный уровень обучаемости,

недостаточный уровень обучаемости, / низкий уровень обучаемости

в полном объеме / отмечаются пробелы

 Не достаточный, уровень обучения низкий, возможность дублировать класс

 Динамика   положительная,   уровень обучения  ближе к среднему.

Необходимость создания специальных условий обучения ребенка:

нуждается / не нуждается

 Нуждается

  Нуждается

 

Динамика:

недостаточная, удовлетворительная, хорошая

 Нет динамики

Удовлетворителная, незначительная

Рекомендации:

Начало года:

Необходимо работа над развитием операций мышления, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности, коррекция импульсивности. Коррекционно-развивающие занятия по коррекции звукопроизношения с логопедом, психоэмоционального поведения – с психологом, а также с учителем-дефектологом над пробелами в знаниях. Возможность повторения курса обучения по 2 классу. Контроль со стороны взрослых.                                                                                                             

 

Конец года:

Наблюдается хорошая положительная динамика в усвоении знаний по основным предметам, мальчик старается учиться, но рекомендуется продолжать вести коррекционно-развивающую работу с ребенком всем специалистам школы, обязательный контроль со стороны родителей, кл. руководителя. Необходимо соблюдать режим дня, чередование отдыха и занятий в каникулярное время, чтение художественной литературы. Занятия с логопедом.

 

 

По результатам Таблицы 1, можно заметить, что у мальчика к концу второго года формируются представленные к анализу умения. Так, исходя из результатов, представленных в Таблице 1, можно сделать вывод, что лучше всего у ребенка формируется такое умение, как расширение представлений об окружающем мире. Однако, при обработке данных учитывается тот факт, что у детей в коррекционной школе, с трудом формируются такие умения как, соотносительный анализ, группировка и классификация. Можно предположить, что это связано с индивидуальными возможностями обучающего.

ВЫВОД: показатели формирования умений выросли. Это объясняется систематической коррекционной работой учителя по программе «Основы компьютерной грамотности». Но стоит заметить, что нужно работать по подбору новых форм работы по формированию умений, которые с трудом формировались в течение обучения.

 

Таким образом, по представленным данным за 2023-2025 гг. наблюдается, что в работе по коррекционно-развивающему направлению с учеником отмечаются стабильно значительные результаты в коррекции развития, в целом.

 

 II.    Мониторинг качественной динамики развития детей с ОВЗ на коррекционно-  развивающих занятиях за 2022-2025 учебные года в 8к классе по АООП (вариант 2)

 

                                                                                                                                  Таблица 2.

                                                                                                                              

 

2022-2023

2023-2024

2024-2025

Мышление

8,3%

14%

30%

ФЭМП

              7,4%

9%

17%

Развитие речи

4,1%

7%

16%

 

 

Проанализировав коррекционно - развивающую работу за 2022-2025 учебные годы дети с ОВЗ достаточно успешно овладели материалом коррекционной программы. Отмечается положительная динамика в развитии. Повысилась работоспособность, устойчивость, переключаемость и распределение внимания. Увеличился объём слуховой и зрительной памяти, точность и прочность запоминания. Значительно увеличился словарный запас. Осуществляется комплексный подход к обучению детей, с помощью которого удается достичь положительных результатов по формированию высших психических функций.

            В связи с тем, что ежегодный состав детей специализированных групп является неоднородным (дети разного возраста) и уровень их развития различен, то и динамику мониторинга за три года проследить сложно.  По итогам мониторинга видно, что в среднем и по отдельным показателям усвоения разделов коррекционной программы показатели уровня динамики на конец учебного года выше, чем на начало учебного года, что говорит об эффективности коррекционно-развивающего процесса. 

            Более низкий уровень динамики отмечается в речевом развитии. Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся впервые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто и глубже. 

 

Для детей с ОВЗ с особыми образовательными потребностями, детей - инвалидов были разработаны АОП и индивидуальные образовательные маршруты на основе заключений

ПМПк; АООП для детей с расстройствами аутистического спектра, АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, АООП детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитывая разнородность нозологических групп детей с ОВЗ и структуру дефекта, выделены основные направления коррекционной работы учителя – дефектолога:

Ø  Формирование и развитие познавательной активности.

Ø  Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций.

Ø  Формирование и развитие предметно – практической, продуктивной и конструктивной деятельности.

Ø  Обогащение сенсорного опыта и стимуляция сенсорной активности.

Ø  Вызывание элементарных реакций на зрительные, слуховые, тактильные стимулы, развитие алгоритмов продуктивных предметных действий

Ø  Формирование элементарных математических представлений.

Ø  Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики.

 

Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с рабочими программами учителя дефектолога, АОП, ИОМ, и календарно тематическим планированием на 2022 – 2023 уч. год и проводилась в индивидуальной форме.

 

Индивидуальная форма взаимодействия с детьми составляет существенную часть работы учителя-дефектолога, в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников.

 

Обследовано школьников - 7 человек, из них:

·         ТМНР - 2 человека;

·         РАС 5 человек;

·         ДЦП 1 человек

 

  Критерии оценивания:

 

·         Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл) критический уровень (грубые нарушения)

·         Ребенок выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). Ниже среднего уровня отклонение от нормы.

·         Ребенок выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). Средний уровень

·         Ребенок справляется с большинством заданий самостоятельно. (4 балла). Выше среднего уровня

·         Ребенок справляется с заданием самостоятельно. (5 баллов). Высокий уровень –норма


 

                                                                                               Основные линии развития:

 

Ф.И.О. обучающихся

Запас представлений об окружающем

Сенсорные представления

Мыслительные операции

Конструктивные навыки

Понимание речевых инструкций

Пространственные ориентировки

ФЭМП

Мелкая моторика

Графомоторные навыки

Учебное поведение

эмоционально- волевая сфера

начало                                                                                         конец  

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Ученик 1

2

2

2

3

1

2

2

3

2

2

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

Ученик 2

2

3

2

2

2

3

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

Ученик  3

-

3

-

3

-

2

-

3

-

3

-

2

-

3

-

3

-

3

-

3

-

3

Ученик 4

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

4

Ученик 5

3

4

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

3

3

4

3

4

Ученик 6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

Ученик 7

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

3

4

 

I - столбец показатель уровня развития в начале учебного года

II- столбец показатель уровня развития в конце учебного года

 

 

                                                                               Итоговые показатели:

 

                          Индивидуальные достижения детей ОВЗ (смотреть диаграммы на след. странице)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок 1

 

 

Ребенок 2

 

Ребенок 3

 

Ребенок 4

 

 

 

Ребенок 5

 

Ребенок 6

 

Ребенок 7

 


 

                                  Сводная таблица мониторинга

                  развития познавательной и личностной сфер детей с              ограниченными возможностями здоровья

                                             2023-2024 уч. год


Фамилия,     Имя обучающего

 Результаты входной диагностики

 Результаты итоговой диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

баллов

Средний

бал

Уровень

Всего

баллов

Средний

бал

Уровень

Ученик 1

20

1.8

Критический

28

2,5

Ниже среднего

Ученик 2

21

1,9

Ниже среднего

28

2,5

Ниже среднего

Ученик 3

-

-

-

31

2,8

Средний

Ученик 4

25

2,2

Ниже среднего

34

3,09

Средний

Ученик 5

33

3

Средний

40

3,6

Выше среднего

Ученик 6

11

1

Критический

15

1,3

Критический

Ученик 7

23

2,1

Ниже среднего

33

3

Средний


                

 

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно отметить, что прослеживается положительная динамика актуального развития детей с ОВЗ. Это наблюдается в развитии отдельных мыслительных процессов, графомоторных навыков, сенсорных представлений, в формировании элементарных математических представлений, эмоционально-волевой сфере развивает уверенность в своих силах, успешность.

 

На конец учебного 2023-2024года:

 

С критическим уровнем наблюдается 1 ребенок (14,2%,33,20%);

Средним уровнем –3 ребенка (43,2%);

Ниже среднего уровня 2 ребёнка (28,4%).

Выше среднего уровня 1 ребенок 14,2%

Для прослеживания динамики психофизического развития и итогов по реализации АООП детей с РАС подобраны и проведены доступные диагностические пробы и преимущественно использован метод наблюдения, согласно индивидуальным и особенностям психофизического развития. Прослеживается положительная динамика.

Рекомендовано продолжить коррекционно-развивающую работу по: формированию и развитию элементарных сенсорно – перцептивных действий; развитию крупной и мелкой моторики; формированию алгоритмов продуктивных предметных действий, пространственных и социально – бытовых ориентировок.

 

            Для выполнения поставленных задач использовались следующие методы и приемы работы: Рисование по трафаретам, штриховка, работа со счетными палочками, работа с разными сыпучими продуктами, пальчиковая гимнастика, физминутки, лепка из воскового пластилина, работа с конструктором «Лего», игры с мелкими предметами, шнуровка, пазлы, мозаика, работа со стразами (по нарисованному рисунку в картинке). Работа с песочной арт-терапией и выполнение заданий в индивидуальной тетради. Многие задачи помогла решить техника «Правополушарное рисование в работе с детьми с ОВЗ» в частности: ориентировке на листе бумаги, в синхронизации работы глаз и рук.

 


 

Скачано с www.znanio.ru