1.5 Отчет о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога
за 2023 –2024, 2024-2025 уч. года
I. Анализ результативности коррекционно-развивающей работы
(на примере индивидуального обучения)
Целью работы с ребенком на дому (индивидуальное обучение), имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ему образования и развития личности в целом.
Одним из основных направлений в работе учителя является коррекционно-развивающие занятия, направленные на обучение и воспитание.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для ребенка с трудностями в обучении в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
В КГБОУ Шкотовской школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изучение учебного курса предметов происходит по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Однако особенностью психического развития детей указанной категории является, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, что обусловливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.
Во время учебного процесса соблюдается коррекционная направленность обучения. Мной была разработана специальная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более успешного овладения предметов.
Умения, формируемые в процессе коррекционно-развивающих занятий:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предмета;
- развитие пространственных представлений и ориентация;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- коррекция развития основных мыслительных операций;
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие различных видов мышления;
- развитие речи, овладение техникой монологической речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.
Результативность работы по развитию некоторых из перечисленных умений прослеживается в планомерной работе. Работа по формированию умений делится на два этапа.
Диагностика – заключается в проведении первичного обследования обучающего и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся в конце года (смотреть Приложение 1).
Коррекционно-развивающие занятия – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.
Представленная результативность представляет собой динамику в развитии и коррекции на протяжении 2-х лет работы с одним и тем же ребенком.
Инструментарий: за основу была взята система специально разработанных заданий, направленных на формирование умений и навыков.
Цель: по заданным параметрам, определить степень формирования умений и навыков в ходе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи: выявить наибольшее формирование умений в процентах, определяющих уровень развития ребенка:
- соотносительный анализ;
- группировка и классификация;
- развитие речи;
- развитие слухового внимания;
- расширение представлений об окружающем мире.
На протяжении двух лет (2023-2025гг.) проводилась систематическая коррекционно-развивающая работа по программе «Основы компьютерной грамотности».
Для определения качества проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком (наличие/отсутствие динамики развития, наличие/отсутствие стабильности результатов коррекции) было проведено диагностическое исследование на начало и конец учебного года.
На основании полученных данных я составила таблицу, в которой указываются в процентном соотношении развитие того или иного показателя.
Таблица 1. Процентное соотношение развития умения
Умения, формируемые в ходе коррекционной работы |
Сентябрь 2023г. |
Декабрь 2023г. |
Май 2024г |
Сентябрь 2024г. |
Декабрь 2024г. |
Май 2025г |
|
Соотносительный анализ |
25% |
39% |
37% |
47% |
52% |
54% |
|
Группировка и классификация |
31% |
45% |
40% |
53% |
53% |
56% |
|
Развитие речи |
52% |
54% |
60% |
60% |
62% |
66% |
|
Развитие слухового внимания |
32% |
37% |
41% |
35% |
44% |
44% |
|
Расширение представлений об окружающем мире |
44% |
50% |
53% |
61% |
63% |
65% |
Приложение 1.
Индивидуальная карта динамики развития ребенка с ОВЗ учителем-дефектологом
(2-3 класс)
Ф.И.О. ребёнка: обучающийся по АООП Вариант 1 (интеллектуальные нарушения)
Возраст: 10 лет
Класс: 2
Дата обследования: 19.05.2025г.
План обследования |
Протокол обследования |
|
||
Методический материал |
Особенности выполнения |
|||
Начало года |
Конец года |
|||
1.Общая осведомлённость |
Ф.И.О. (своё, мамы, папы) |
знает |
знает |
|
день рождения |
затрудняется |
не помнит |
||
адрес проживания (страна, город) |
Не знает |
Не полностью |
||
телефон |
- |
- |
||
2.Сформированность временных и пространственных представлений |
времена года и их признаки |
Не знает |
путается |
|
месяцы года |
Не знает |
Не знает |
||
дни недели |
Не знает |
путает |
||
определение времени |
Не знает |
Не знает |
||
части суток |
Требуется пояснение |
знает |
||
стороны тела |
Не совсем понимает |
понимает |
||
положение предметов (набор картинок) |
Затрудняется |
С помощью |
||
3.Сформированность обобщающих понятий |
Обобщение |
Не знает |
Не знает |
|
Классификация |
Не знает |
С помощью |
||
Исключение (4 лишний) |
Понимает |
понимает |
||
Сравнение (набор картинок) |
Видит |
говорит |
||
4.Понимание смысла сюжетной картины, рассказа |
установление последовательности событий |
Нет |
С помощью |
|
логика изложения |
Нет |
затрудняется |
||
смысл сюжета (набор сюжетных картинок, книга для чтения) |
Затрудняется |
С помощью |
||
5.Установление причинно- следственных связей |
определение причин и связей в серии сюжетных картинок (набор сюжетных картинок) |
Не устанавливает |
С помощью |
|
6.Математика |
наличие прямого счёта |
Знает |
знает |
|
наличие обратного счёта |
Знает |
знает |
||
знание состава числа |
С помощью |
затрудняется |
||
знание вычислительных приёмов |
Решает слабо |
решает |
||
установление логических связей при решении задач |
Понимает с объяснением |
затрудняется |
||
равенства - неравенства |
Слабо решает |
Слабо решает |
||
отрезки |
Понимает |
Чертит, медленно |
||
геометрические фигуры |
Знает |
Знает |
||
7.Русский язык |
знание алфавита (устно) |
Знает |
Знает |
|
знание алфавита на письме |
Путает буквы |
знает |
||
заглавная буква |
Путается |
пишет |
||
«Ь» знак в начале, середине и конце слова |
Делает ошибки |
Не внимателен |
||
работа с деформированным текстом |
Не знает |
С помощью |
||
списывание |
Не пишет |
С ошибками |
||
умение выделять и объяснять орфограммы (правила) |
Затрудняется |
С помощью |
||
ударение в словах |
Не понимает |
выполняет |
||
характер ошибок на письме |
Не знает правила, невнимателен |
Слабо работает |
||
8.Чтение |
способ чтения |
слоговое |
Читает в норме |
|
качество чтения |
Не осознанно |
Может ответить на вопросы |
||
характер ошибок |
Торопится |
Невнимателен |
||
характеристика умения пересказывать |
Не может |
С вопросами |
||
умение делать вывод по прочитанному |
Не может |
С помощью |
||
Вывод: Обучаемость: Знания за предыдущие года обучения: |
достаточный уровень обучаемости, недостаточный уровень обучаемости, / низкий уровень обучаемости в полном объеме / отмечаются пробелы |
Не достаточный, уровень обучения низкий, возможность дублировать класс |
Динамика положительная, уровень обучения ближе к среднему. |
|
Необходимость создания специальных условий обучения ребенка: |
нуждается / не нуждается |
Нуждается |
Нуждается |
|
Динамика: |
недостаточная, удовлетворительная, хорошая |
Нет динамики |
Удовлетворителная, незначительная |
|
Рекомендации: |
Начало года: Необходимо работа над развитием операций мышления, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности, коррекция импульсивности. Коррекционно-развивающие занятия по коррекции звукопроизношения с логопедом, психоэмоционального поведения – с психологом, а также с учителем-дефектологом над пробелами в знаниях. Возможность повторения курса обучения по 2 классу. Контроль со стороны взрослых.
Конец года: Наблюдается хорошая положительная динамика в усвоении знаний по основным предметам, мальчик старается учиться, но рекомендуется продолжать вести коррекционно-развивающую работу с ребенком всем специалистам школы, обязательный контроль со стороны родителей, кл. руководителя. Необходимо соблюдать режим дня, чередование отдыха и занятий в каникулярное время, чтение художественной литературы. Занятия с логопедом. |
По результатам Таблицы 1, можно заметить, что у мальчика к концу второго года формируются представленные к анализу умения. Так, исходя из результатов, представленных в Таблице 1, можно сделать вывод, что лучше всего у ребенка формируется такое умение, как расширение представлений об окружающем мире. Однако, при обработке данных учитывается тот факт, что у детей в коррекционной школе, с трудом формируются такие умения как, соотносительный анализ, группировка и классификация. Можно предположить, что это связано с индивидуальными возможностями обучающего.
ВЫВОД: показатели формирования умений выросли. Это объясняется систематической коррекционной работой учителя по программе «Основы компьютерной грамотности». Но стоит заметить, что нужно работать по подбору новых форм работы по формированию умений, которые с трудом формировались в течение обучения.
Таким образом, по представленным данным за 2023-2025 гг. наблюдается, что в работе по коррекционно-развивающему направлению с учеником отмечаются стабильно значительные результаты в коррекции развития, в целом.
II. Мониторинг качественной динамики развития детей с ОВЗ на коррекционно- развивающих занятиях за 2022-2025 учебные года в 8к классе по АООП (вариант 2)
Таблица 2.
|
2022-2023 |
2023-2024 |
2024-2025 |
Мышление |
8,3% |
14% |
30% |
ФЭМП |
7,4% |
9% |
17% |
Развитие речи |
4,1% |
7% |
16% |
Проанализировав коррекционно - развивающую работу за 2022-2025 учебные годы дети с ОВЗ достаточно успешно овладели материалом коррекционной программы. Отмечается положительная динамика в развитии. Повысилась работоспособность, устойчивость, переключаемость и распределение внимания. Увеличился объём слуховой и зрительной памяти, точность и прочность запоминания. Значительно увеличился словарный запас. Осуществляется комплексный подход к обучению детей, с помощью которого удается достичь положительных результатов по формированию высших психических функций.
В связи с тем, что ежегодный состав детей специализированных групп является неоднородным (дети разного возраста) и уровень их развития различен, то и динамику мониторинга за три года проследить сложно. По итогам мониторинга видно, что в среднем и по отдельным показателям усвоения разделов коррекционной программы показатели уровня динамики на конец учебного года выше, чем на начало учебного года, что говорит об эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Более низкий уровень динамики отмечается в речевом развитии. Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся впервые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто и глубже.
Для детей с ОВЗ с особыми образовательными потребностями, детей - инвалидов были разработаны АОП и индивидуальные образовательные маршруты на основе заключений
ПМПк; АООП для детей с расстройствами аутистического спектра, АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, АООП детей с тяжелыми нарушениями речи.
Учитывая разнородность нозологических групп детей с ОВЗ и структуру дефекта, выделены основные направления коррекционной работы учителя – дефектолога:
Ø Формирование и развитие познавательной активности.
Ø Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций.
Ø Формирование и развитие предметно – практической, продуктивной и конструктивной деятельности.
Ø Обогащение сенсорного опыта и стимуляция сенсорной активности.
Ø Вызывание элементарных реакций на зрительные, слуховые, тактильные стимулы, развитие алгоритмов продуктивных предметных действий
Ø Формирование элементарных математических представлений.
Ø Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики.
Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с рабочими программами учителя – дефектолога, АОП, ИОМ, и календарно – тематическим планированием на 2022 – 2023 уч. год и проводилась в индивидуальной форме.
Индивидуальная форма взаимодействия с детьми составляет существенную часть работы учителя-дефектолога, в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников.
Обследовано школьников - 7 человек, из них:
· ТМНР - 2 человека;
· РАС – 5 человек;
· ДЦП – 1 человек
Критерии оценивания:
· Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл) критический уровень (грубые нарушения)
· Ребенок выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). Ниже среднего уровня отклонение от нормы.
· Ребенок выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). Средний уровень
· Ребенок справляется с большинством заданий самостоятельно. (4 балла). Выше среднего уровня
· Ребенок справляется с заданием самостоятельно. (5 баллов). Высокий уровень –норма
Основные линии развития:
Ф.И.О. обучающихся |
Запас представлений об окружающем |
Сенсорные представления |
Мыслительные операции |
Конструктивные навыки |
Понимание речевых инструкций |
Пространственные ориентировки |
ФЭМП |
Мелкая моторика |
Графомоторные навыки |
Учебное поведение |
эмоционально- волевая сфера |
|||||||||||
начало конец |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
Ученик 1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Ученик 2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Ученик 3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
2 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
2 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
Ученик 4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Ученик 5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Ученик 6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Ученик 7 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
I - столбец показатель уровня развития в начале учебного года
II- столбец показатель уровня развития в конце учебного года
Итоговые показатели:
Индивидуальные достижения детей ОВЗ (смотреть диаграммы на след. странице)
Ребенок 1 |
Ребенок 2 |
Ребенок 3 |
Ребенок 4
|
Ребенок 5 |
Ребенок 6 |
Ребенок 7 |
|
Сводная таблица мониторинга
развития познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья
2023-2024 уч. год
Фамилия, Имя обучающего |
Результаты входной диагностики |
Результаты итоговой диагностики |
|
||||
Всего баллов |
Средний бал |
Уровень |
Всего баллов |
Средний бал |
Уровень |
||
Ученик 1 |
20 |
1.8 |
Критический |
28 |
2,5 |
Ниже среднего |
|
Ученик 2 |
21 |
1,9 |
Ниже среднего |
28 |
2,5 |
Ниже среднего |
|
Ученик 3 |
- |
- |
- |
31 |
2,8 |
Средний |
|
Ученик 4 |
25 |
2,2 |
Ниже среднего |
34 |
3,09 |
Средний |
|
Ученик 5 |
33 |
3 |
Средний |
40 |
3,6 |
Выше среднего |
|
Ученик 6 |
11 |
1 |
Критический |
15 |
1,3 |
Критический |
|
Ученик 7 |
23 |
2,1 |
Ниже среднего |
33 |
3 |
Средний |
![]() |
Вывод: Анализируя полученные результаты, можно отметить, что прослеживается положительная динамика актуального развития детей с ОВЗ. Это наблюдается в развитии отдельных мыслительных процессов, графомоторных навыков, сенсорных представлений, в формировании элементарных математических представлений, эмоционально-волевой сфере развивает уверенность в своих силах, успешность.
На конец учебного 2023-2024года:
С критическим уровнем наблюдается – 1 ребенок (14,2%,33,20%);
Средним уровнем –3 ребенка (43,2%);
Ниже среднего уровня – 2 ребёнка (28,4%).
Выше среднего уровня 1 ребенок 14,2%
Для прослеживания динамики психофизического развития и итогов по реализации АООП детей с РАС подобраны и проведены доступные диагностические пробы и преимущественно использован метод наблюдения, согласно индивидуальным и особенностям психофизического развития. Прослеживается положительная динамика.
Рекомендовано продолжить коррекционно-развивающую работу по: формированию и развитию элементарных сенсорно – перцептивных действий; развитию крупной и мелкой моторики; формированию алгоритмов продуктивных предметных действий, пространственных и социально – бытовых ориентировок.
Для выполнения поставленных задач использовались следующие методы и приемы работы: Рисование по трафаретам, штриховка, работа со счетными палочками, работа с разными сыпучими продуктами, пальчиковая гимнастика, физминутки, лепка из воскового пластилина, работа с конструктором «Лего», игры с мелкими предметами, шнуровка, пазлы, мозаика, работа со стразами (по нарисованному рисунку в картинке). Работа с песочной арт-терапией и выполнение заданий в индивидуальной тетради. Многие задачи помогла решить техника «Правополушарное рисование в работе с детьми с ОВЗ» в частности: ориентировке на листе бумаги, в синхронизации работы глаз и рук.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.