ма мя мо ме му мю мы ми мэ ме ме ми мэ мю мы му мя мо ме ма мя ма мю му мё мо ме мэ ми мы ма ме мо мя му мё ми мэ мы мю мы мю мо му мя мэ ма ме ми мё
лю ло ла ле ля лу лы ле ли лэ ра ре ру рэ рю ря ры ри ро рё лю лу лё ло лы ли лэ ля ле ла
Лора Рима Лёня мыло Мила Нюра Лёля мыла Лена Нина Лиля море
Римма мыла Лору. Лена мыла Милу. Мама мыла Нину.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК»,
«РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ:
«ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; «УЛЫБКА»—«ХОБОТОК».
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ [Л], [Л']
«индюк».
ЦЕЛЬ. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность
кончика языка. Приоткрыть рот, производить движения
широким передним краем языка по верхней губе вперед
и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить
голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет). «ПАРОХОД ГУДИТ».
ЦЕЛЬ. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]. «САМОЛЕТ ГУДИТ».
ЦЕЛЬ. Вызывание звука, близкого к [л]. Рот приокрыт.
Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его
в этом положении.Слышится л.
Описание следующих упражнений смотрите выше. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»; «ЛОШАДКА»; «КАЧЕЛИ»; «СТРЕЛОЧКА»; «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ».В ходе отработки основных движений и укладов органов речи правильное произношение звуков [л], [л'] может быть вызвано по подражанию.
Советуем взрослым проверить свое произношение звуков [л], [л'].
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ) ГИМНАСТИКА
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Отработка каждого упражнения идет в следующей последовательности :
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
занимательных приемов (Сказка о Веселом
Язычке). Этот
прием способствует появлению интереса к
занятиям у детей
младшего возраста.
— показ взрослыми упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— контроль взрослого за выполнением упражнения, ука
зание на ошибки;
— выполнение упражнения без зеркала (если это возмож
но).
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
[P]
«АВТОМАТ».
Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп. «ПУЛЕМЕТ».
Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».
462 Повторите, подчеркивая ударный слог:
ЛА-ЛА, ЛА-ЛА, ЛА-ЛА, ЛАПА, ЛАМА, ЛАМПА.
ЛА-ЛА. ЛА-ЛА, ЛА-ЛА' СМОЛА, СКАЛА, ШКАЛА1.
ЛО-ЛО, ЛО-ЛО, ЛО-ЛО, ЛОДКА, ЛОЖКА, ЛОМКА.
ЛО-ЛО, ЛО-ЛО' СТЕКЛО, СЕДЛО, ВЕСЛО.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛАСТОЧКА, ЛАПОЧКА, ЛАМПОЧКА.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ПАЛАТКА, ЗАПЛАТКА, БУЛАВКА.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА' ЗЕРКАЛА, УДИЛА, ПАСТИЛА.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО, КОЛОНКА, СОЛОНКА, СОЛОМКА.
Повторите:
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛАПА, ЛАМПА, ЛАК, ПИЛА.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫЖИ, МАЛЫШИ, СТОЛЫ.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛОЖКА, ЛОМ.
ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУЖА, ЛУПА, ЛУЧ, ШАЛУН.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, МИЛА МАМЕ ПОМОГЛА.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, МИЛА ВЫМЫЛА ПОЛЫ.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО, ЛОВКО ВЫМЫЛА СТЕКЛО.
ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ, МИЛОЧКА ПОЛОЛА ЛУК.
Повторите слоги, внимательно следя за изменением гласного или согласного звука в слоге.
СКЛА-СКЛО-СКЛУ СКЛА-СТЛА-СПЛА СПЛА-СПЛО-СПЛУ СКЛО-СТЛО-СПЛО СТЛА-СТЛО-СТЛУ СКЛУ-СТЛУ-СПЛУ
Повторите за взрослым каждое слово в цепочке, назовите звук, с помощью которого изменилось значение слова. Четко произносите Л в конце слова!
СТУЛ -СТЫЛ -СТОЛ -СТАЛ -СПАЛ -. СПЕЛ - СМЕЛ - СМЫЛ
БАЛ - БЫЛ - ВЫЛ - ВОЛ - ГОЛ - ДОЛ -ДАЛ - ЖАЛ - ЗАЛ - ЗОЛ - КОЛ - МОЛ -МАЛ - МЫЛ - НЫЛ - ПЫЛ - ПАЛ -ПОЛ - ТОЛ - ТЫЛ - РЫЛ
КЛОУН - ЧУДАК
Клоун - чудак, делал всё не так: ломом копал, лопатой ломал, долотом шил, иглой долбил, колуном пилил, пилой колол, метлой белил, а кистью мёл!
Клоун в шутку, играя, перепутал инструменты. А мы поиграем в слова — названия этих инструментов.
Составьте из букв слово КЛОУН. Поменяйте местами вторую и третью буквы. Прочитайте. Что получилось? КОЛУН
Составьте слово ТОПАЛА. Поменяйте местами буквы Т и Л. Перенесите ударение с первого на второй слог. Получилось ... ЛОПАТА!
В слове МОЛ поменяйте местами первую и последнюю буквы. Получилось слово ... ЛОМ!
Составьте слово ЛОТОК. Какой слог нужно поставить перед этим словом, чтобы получилось название инструмента, которым забивают гвозди? МОЛОТОК!
В слове ВЕТЛА замените букву В. Получается ... МЕТЛА!
А в слове ЛИПА поменяйте местами согласные. Полу-чится ... ПИЛА!
480 Игра "Договори слово"
ВА...(ЛЯ) ТО...(ЛЯ)
ГА...(ЛЯ) ПО...(ЛЯ)
ВИ...(ЛЯ) ФИ...(ЛЯ)
ЗИ...(ЛЯ) ЛЯ...(ЛЯ)
КО...(ЛЯ) ГУ...(ЛЯ)
ЛИ...(ЛЯ) ЛЁ...(НЯ)
ЛИ...(ДА) ЛЁ...(ВА)
ЛИ...(ЗА) ЛЁ...(ША)
ЛИ...(НА) ЛЮ...(ДА)
ЛИ...(КА) ЛЮ...(СЯ)
481 Повторите по парам
слова со звуком Ль, назовите
звуки, которыми одно слово отличается от
другого.
МЕДАЛЬ -ПЕДАЛЬ ЛЁД -ЛЁН
МАЛЬЧИК - ПАЛЬЧИК КЛЁВ - КЛЁН
СОЛЯНКА - ПОЛЯНКА КЛЮВ - КЛЮЧ
КАЛИНА - МАЛИНА ПЛЮС - ПЛЮШ
КЛЮШКА -ПЛЮШКА ХЛЕВ -ХЛЕБ
КАЛЁНЫЙ - ПАЛЁНЫЙ ЛЕВ -ЛЕС
ЗЕЛЁНЫЙ - БЕЛЁНЫЙ ЛЁВА -ЛЁША
ПЕЛЁНКА -ЗЕЛЁНКА ЛИСТ -ЛИФТ
СЛЕД -ПЛЕД БОЛЬ -МОЛЬ
ХМЕЛЬ -ШМЕЛЬ СОЛЬ -НОЛЬ
БЛИН -КЛИН БЫЛЬ -ПЫЛЬ
ДАЛЬ -ШАЛЬ
Мы в поле весной семена посадили, Мы землю вскопали, из лейки полили. И вот из земли стебельки появились, Зеленые листики распустились. Мы летом прилежно за ними следили, Ни разу полить стебельки не забыли. И летние дни незаметно летели... Вот осень настала. Поля опустели...
И вот на столе, наш маня аппетит, Полезная, вкусная зелень лежит.
Метели летели, Летели метели. Стелили в долинах Из снега постели.
Кружили, мели, Завывали метели, Над лесом, над полем Гудели и пели.
Метели летели, Метели плясали, Леса и поляны В снега пеленали.
Калины и липы, Клёны и ели Заснули, застыли Под белой метелью.
Метели летели, Летели метели. Летели метели, Метели, метели.
В ЗООПАРКЕ
Там зяблики пели, Клесты там летали, Олени гуляли, Тюлени лежали.
Львы в клетке бродили, Газели скакали, Улитки ползли, . И лисицы бежали.
Там ржали, кудахтали, Выли, мычали, Пищали, трубили, Галдели, рычали.
Там рявкали, хрюкали, Цокали, пели. Квакали, блеяли И свиристели.
Там фыркали, гукали И клекотали, Гулили, свистели И лепетали.
491 Повторить по две строчки:
РА-РА-РА, РА-РА-РА, РАМА, РАК, ГОРА, НОРА.
РО-РО-РО, РО-РО-РО, РОЗА, РОЩА, РОТ, ПЕРО.
РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ, РУКИ, РУЖЬЯ, КЕНГУРУ.
РЫ-РЫ-РЫ, РЫ-РЫ-РЫ, РЫБА, РЫНОК, РЫЖИК, РЫСЬ.
492 Посмотрите: я составила слово КАРТОШКА. Какие слова можно составить из букв этого слова? КАРТА, РАК, ТАРА, ШАР, КРОШКА, РОТ, КРОТ, КОРТ, ТРАК, АКР, АРКА, ШТОРА, КАРА, КРАТКО. Составьте сами эти слова. А почему я не назвала слова: КАША, КОШКА, КОТ, ТОК, КАТОК? В них нет буквы Р, о которой мы сегодня говорим.
493 Вы выложите из букв слово ТОЧКА, а я буду называть слог, который надо поставить перед этим словом. Повторите за мной этот слог, поставьте его перед словом точка. Назовите слово, которое получится, измените ударение. Например: КОФ-ТОЧКА -КОФТОЧКА.
КАР...(ТОЧКА)
КУР...(ТОЧКА)
ПАР...(ТОЧКА)
ЧЁР...(ТОЧКА)
ФОР...(ТОЧКА)
ТРОС...(ТОЧКА)
496 Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложений.
Расцвели на клумбе ... КОЗЫ. В огород забрались ... РОЗЫ.
У слона огромный ... РОБОТ. На заводе сделан ... ХОБОТ.
Ползает у речки ... МАК. Расцветает в поле ... РАК.
Холодно. Надень ... РАКЕТКУ. Для мяча возьми ... ЖАКЕТКУ.
На конверт наклею ... МАСКУ. На лицо надену ... МАРКУ.
Я возьму от сыра ... КОШКУ. Угощу я нашу ... КОРКУ.
Закрывает мышка ... НОЧКУ. Будет сладко спать всю ... НОРКУ.
497 Какое меньшее слово прячется в большем?
К-РОТ, К-РАНЫ, Ф-РАКИ, К-РОЛИКИ, Т-РОСЫ, Г-РОЗЫ, К-РОМКА, Б-РАК, П-РОЗА, Ш-РАМЫ, Т-РУБКА
Скороговорки
Насыпал Парамошка Горошка на дорожку. Зовёт теперь к порожку Дорожка из горошка. До порожка - дорожка, У порожка - рогожка. Не просыпь, Парамошка, На рогожку горошка!
Ждут воробьи У кормушки кормёжки. Принёс им Маркушка В кармашке морошки.
Постой-ка, построй-ка
Простую постройку.
Постой на простой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на простой постройке!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.