К ВНУТРЕННЕМУ ПОТЕНЦИАЛУ
КАК К БОЖЬЕМУ ДАРУ
ЭССЕ
Из педагогического опыта
Это классический пример того, как человек может реализовать свой природный потенциал, решив при этом и материальные, и духовные проблемы.
-Нет слов, одни эмоции. Но ты привел удачный пример со счастливым концом.
-Этих примеров я могу тебе привести бесконечное множество. Дело ведь не в количестве. Я попытался тебе раскрыть суть проблемы, которая вполне разрешима. Только ее может преодолеть уверенный в собственных силах Человек. А уверенность, буду до бесконечности повторять, спрятана в соблюдении гармонических законов развития событий.
-Ты хочешь сказать, что у тебя нет сомнений относительно моей перспективы?
-Об этом я даже не думал. О каких сомнениях может идти речь, если у человека целый набор неповторимых кристалликов таланта? Далеко не каждый имеет такой Божий дар. И с ним необходимо распоряжаться очень бережно. Реально ощущаю, что перспективы очень заманчивые как в духовном плане, так и в материальном. А своим ощущениям я привык доверять. Они меня еще ни разу не подводили.
-Тебя послушаешь, складывается впечатление, что все так ладно получается.
-Обманчивое впечатление. Далеко не всегда. Мне постоянно приходится напрягаться. Правда, это напряжение особого свойства. Его никто не видит. Разве что кто-то может мое внутренне напряжение ощутить.
-И ты можешь сказать о проблеме, которую никак не можешь разрешить? Трудно верится.
-Между тем, именно так все и происходит. Моя дочь достигла рубежа, у которого ей начали открываться многие перспективные грани. Радоваться бы впору. Ан, нет. У меня это вызывает серьезные опасения. Дело в том, что она, по моим убеждениям, никак не научится ценить собственные кристаллики. Она осознает, что владеет даром Божьим. А с другой стороны, упорно твердит, что это ее внутренний мир и никому до него нет дела. Да, это, действительно, ее внутренний мир. Но мир в обрамлении Божьего таланта. Следовательно, она не имеет морального права уничтожать плоды собственного творчества. Можно, конечно, не демонстрировать плоды своего творчества. Как компромисс. Хотя, я с болью воспринимаю такой шаг. Дело в том, что из-под ее пера «выходят», бесспорно, талантливые вещи. Притом, до такой степени неординарные, что впору говорить о рождении новой звезды. Звезды, которой еще не было на небосводе. И это при таком обилии ярких личностей?!
-А, может, это традиционная родительская слепота?
-Речь идет о реальной оценке, взвешенной и объективной. А суть проблемы заключается в том, что у нее самой мнение по этому поводу не совпадает с моим. Притом, значительно. Самокритика – это прекрасное качество. Но у нее, порой, это качество превращается в «самоедство». Она сама того не замечает, как разрушает собственную природу. Вот что меня больше всего огорчает. А разность мнений меня только раззадоривает. Это естественная среда формирования собственных убеждений.
-Ты-то сам видишь ее перспективу?
-Я ее ощущаю. У нее очень богатый потенциал. Я не претендую на то, чтобы за нее принимать решения. Это несерьезно. Для нее важнее всего – это прислушиваться к голосу внутренней гармонии. Вот в чем я бы мог ей помочь. Она пока еще не готова к принятию самостоятельных решений.
-И в этом твоя вина. Сказалась твоя чрезмерная опека. Тем самым, не дав развиться самостоятельности. Нужно было бросить ее в водоворот человеческих страстей.
-А ее никто и не лишал такой привилегии. Но если книгу можно прочитать несколько раз, то жизнь перечитке не поддается. Да, я по возможности стремился оградить ее от разлагающего воздействия внешней среды. Считаю, что определенную иммунную защиту она все-таки приобрела. Владеет она и практическими навыками реализации собственного потенциала. Но достаточной уверенности в собственных силах у нее по-прежнему нет. Как ни крути, а ей, как воздух, необходим этический поводырь. Такова ее природа, а не моя прихоть.
-Какова же твоя позиция в этой непростой ситуации?
-Я очень медленно оттолкнул лодку от своего берега и пустил ее в свободное плавание. Конечно, по-прежнему незримо присутствую рядом. Но даю возможность ей приобрести необходимые навыки самостоятельного плавания. Непросто смотреть, как она барахтается. Но сдерживаю себя, стараясь не вмешиваться в развитие событий. Это с одной стороны. А с другой - слежу, чтобы она не расплескивала кристаллики собственного таланта. На то я и отец, чтобы в случае необходимости, прикрыть ее собственным телом.
Вот и сейчас, не располагая фактами, я, тем не менее, ощущаю ее душевную боль от внутренней безысходности. Отчего, скажем, страдал Антон Чехов? От того, что не мог выстроить убедительной логической цепочки собственной жизненной перспективы. Ему бы чувств немного добавить! И ситуация значительно б изменилась.
Вечером, раскрыв свой дипломат, я увидел записку дочери.
«Да, я молчала. И все потому, что не знала, что сказать. Думала, что время вылечит. Но этого не получилось. К чему теперь, мои запоздалые слова? Одно скажу, поверь мне в том, что я не двулична. Не знаю, как тебя в этом убедить. Мне больно, что возникла подобная ситуация. Я и сама себя ругаю. Что поделать, я сужу о прошлой жизни, исходя из своего практического опыта. А этого, как потом оказалось, крайне недостаточно. Чем больше я стараюсь все понять, тем больше запутываюсь в собственных лабиринтах. Поверь, что я не стану упрямо доказывать что-то, если увижу, что не права. Оправдываться особенно неприятно. И все же я это делаю, так как не хочу потерять в твоем лице надежного друга. Чего стоит моя логика без твоих чувств?..
Извини, если сможешь…
Огонь – потух, и пепел – стынет;
Глаза молчат, молчат, как лед;
Толчок вперед, под горький ливень –
Его вода меня сожжет.
Пускай сожжет, пускай исчезну,
Пусть стану каплею дождя,
И пусть проглотит меня бездна,
Мне все равно – я не нужна,
Я не нужна весне угрюмой,
Слепому лету и зиме,
Мне надоело только думать
И только ползать по земле.
Сорваться с облака – что лучше
Земля мне может предложить?
Ее прощенья мне не нужно -
Мне надоело просто быть.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.