К вопросу анализа лирического стихотворения.
Лирическое стихотворение – это один из видов художественного произведения. В лирическом стихотворении предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Эти переживания могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями и т.д.
В учебниках для начальной школы представлена, главным образом, пейзажная лирика.
Процесс изучения лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза (первичного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Однако, в отличие от рассказа, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.
Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением. Одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения является целенаправленная работа над изобразительными средствами языка. Практически младшие школьники знакомятся с эпитетами, сравнениями, метафорами, в частности, олицетворениями. В процессе анализа стихотворения учитель создаёт для ребят возможность осознать употребление в тексте авторского слова, не любого, а именно этого, как наиболее точно передающего чувство, отношение, наиболее точно описывающего предмет.
В лирических стихотворениях позиция автора открыто не сформулирована, её надо отыскать.
Стихотворение «Степь» И Никитина.
Автор говорит «моя степь», всё его глубоко трогает, заботит. В стихотворении много побудительных предложений: «Умойся. Пробудись». Только любя можно так говорить, пробудись и умойся. Так часто говорит мама. «Принакрой свою грудь…» Сколько здесь заботы!
Идея: любовное, отцовское отношение к степи. Степь – символ Родины.
Стихотворение «Утро» Никитина.
Идея: жизнь продолжается, снова наступило утро. Это великое счастье!
Лирический герой – это душевные переживания самого автора. Лирический герой равен автору или не равен автору.
Стихотворение «Степь» И.С. Никитин. Лирический герой равен автору, но его мысли и чувства близки многим.
Стихотворение «Утро». Лирический герой – и автор, и многие другие люди, т.е. не только автор.
В лирическом стихотворении есть все элементы, свойственные художественному произведению.
Анализ лирического произведения.
1. Прочитать стихотворение.
2. Обратить внимание на время его написания. Что вызвало к жизни это стихотворение?
3. Автор.
4. Познакомиться с биографией поэта. Создать представление о поэте как личности. Чем живёт, что волнует, что любит … Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога.
5. Прочитав стихотворение, определить главный образ. Стихотворение «Утро» - 1) образ света, 2) образ пробуждающейся жизни.
6. Определить тему, идею.
Ключ к анализу: композиция образа.
Композиция образа: (три стрелки)
1) Сопоставление двух образов, 2)развитие и трансформация (преобразование одного состояния в другое), 3) логическое рассуждение (посылка, рассуждение, вывод)
1 тип. И Бунин. «Листопад». Сравнение образов: лес и терем.
«Лес точно терем расписной…»
Осенний лес – образ-пейзаж. Автор сравнивает его с теремом. Основной приём сопоставление.
лес |
терем |
Берёзы |
резьба |
ёлочки |
вышки |
Просветы (сквозная листва) |
оконца |
Автор связывает образы через сравнение. Вывод: осенний лес сказочно красив, как красив терем.
И вот в этот сказочный терем вступает осень тихою вдовой. Почему она не входит, а вступает? Входит – слишком снижено, просто. Вступает – царственно, торжественно, как хозяйка.
Автор показывает Осень живой (олицетворение) и представляет её в качестве женщины-вдовы. Почему? Осень многое потеряла: птицы улетели, насекомые спрятались, листья опадают…Состояние осени похоже на состояние вдовы.
Но, с наступлением осени лес не умер, а на время замолчал: «…последний мотылёк на паутине замирает». В конце стихотворения идёт повтор, но добавляется строка «заворожённый тишиной» Заворожён лес приходом осени. Что же принесла осень? Паутины ткани, новые краски, новые цвети. Вывод: лес не умер. Он стал ещё наряднее, стоит заворожённый. Жизнь в нём продолжается, она лишь замерла на время.
Конец стихотворения на торжественной ноте. Идея – восторженное отношение автора к природе.
Не всегда два образа занимают одинаковое место как в стихотворении «Листопад»
А Пушкин «Зимнее утро». Сопоставление-контраст двух образов: утро и вечер. Вечер – первая строфа, утро – всё остальное стихотворение.
2 тип: трансформация.
И Никитин «Степь». Один центральный образ – степь. Развитие идёт ступенчато, от строфы к строфе.
1 строфа – царство зимы прошло
2строфа – пробудись и умойся
3 строфа – весна наступает
4 строфа – тучки плывут
5 строфа гости соберутся
6 строфа – там уж лето
7 строфа отдохни, моя степь
Идёт процесс преобразования, образ меняется. От строфы к строфе усиливается напряжение, растёт чувство радости, восторга. Автор восторгается наступлением весны.
А.Н. Плещеев «Весна».
Один центральный образ – весна. От строфы к строфе можно проследить как он развивается, строится.
1 строфа – в окно повеяло весною
2 строфа – стало теплее
3 строфа – счастье впереди
4 строфа – лица весело глядят
5 строфа – природа любит обновленье
Идея: ожидание весны, каждое сердце наполняется весной. Весна – праздник обновления.
3 тип.: логическое рассуждение (посыл, рассуждение, вывод).
С Дрожжин «В крестьянской семье»
Посыл – «детство золотое, грустно ты прошло…»
- Почему? Далее идёт рассуждение, размышление автора. Главный образ – автор с мыслями о своём селе. Вывод: «…о сыне думает она». Сын- автор.
Ф.И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая».
Почему?
А Майков «Весна»
«Уходи, зима седая!» Почему? Весна уже идёт.
Все три типа композиции образов имеют общие элементы:
1) зачин, 2) развитие образа, 3) концовка
Зачин настраивает читателя на нужный лад, создаёт предощущение чего-то(радости, грусти)
Концовка разрешает нарастающее эмоциональное напряжение, чаще всего это призыв, лозунг, вопрос. «Отдохни, моя степь…»- призыв. «Здравствуй, солнце..» - лозунг.
А.Пушкин «Зимнее утро». Мастер-класс.
1. -А.С. Пушкин описал природу в разное время года. Можете доказать это. Приведите примеры.
«Унылая пора… Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса»
2. -Задача нашего сегодняшнего урока посмотреть, какой увидел А.Пушкин зиму однажды утром.
3. -Послушайте стихотворение.
4. Обмен впечатлениями.
- Что вам особенно запомнилось? Затронуло вас? Какие строки показались самыми красивыми?
5. Анализ стихотворения.
- О чём рассказал вам заголовок?
(Тема – о зимнем утре. Образ – зимнее утро)
- Мы говорили, что поэты – особенные люди. Они могут в самом привычном, обыкновенном увидеть необыкновенное.
-Что для нас обычно здесь, в этом стихотворении?
(Зимнее утро)
- Да, мы с вами не раз видели зимнее утро. А вот что необычного в этом зимнем утре, почему именно это утро захотел описать автор?
( мнения)
Вывод: Это утро очень красивое. Оно поразило Пушкина своей красотой. Вот и мы попробуем сегодня увидеть эту красоту, это великолепие зимы.
- Что делает картину утра такой красивой? Найдите ответ в первой строфе.
(«Мороз и солнце; день чудесный!»)
- Попробуем увидеть здесь самого поэта.
(«Еще ты дремлешь, друг прелестный…»)
Вывод: автор не может один любоваться этим чудесным утром, он торопится разбудить кого-то, чтобы разделить с ней свой восторг.
Во второй строфе появляется ещё один образ – вечер (вечор, более торжественно)
Вывод: Посмотрите, как мало места автор уделил описанию вечера и как много утру. Почему?
(мнения)
- Ничто не предвещало такого чудесного утра. Вечер был мрачный, злилась вьюга. Автора переполняло чувство тоски и печали. И вдруг, словно чудо в природе, утро следующего дня оказалось просто волшебным. Автор показывает, что грусть – она есть в нашей жизни, но она недолговременна, приходящая.
- А теперь давайте внимательнее вглядимся в картины, нарисованные Пушкиным. Что увидел автор за окном?
(Небеса, снег, лес, ель, речка)
- Автор использует множество эпитетов. Для чего?
Вывод: эпитеты рисуют яркую картину, в которой много света, блеска. И в то же время они отражают настроение поэт, очарование светлым утром.
- Этот блеск врывается и в комнату. Прочитайте начало 4-й строфы.
(»Вся комната янтарным блеском озарена…»)
-Прочтите строфу до конца и отыщите строки, которые выражают желание действовать, что-то делать.
(« а знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь…»)
- Как вы думаете, почему у автора возникает такое желание?
Вывод: автор просто не может усидеть на месте. Он рвётся на улицу, на природу, чтобы ещё раз, теперь уже не через окно, а наяву насладиться этой красотой.
Яркость красок, блеск солнца, огромное пространство снежного покрова… И для всего этого поэт находит, кажется, простые слова, но создаёт целую картину – яркую, в блеске, и выражает свой восторг ею.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.