К вопросу анализа лирического стихотворения.
Оценка 5

К вопросу анализа лирического стихотворения.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
19.05.2022
К вопросу анализа лирического стихотворения.
Часто учителя испытывают трудность при работе с лирическим стихотворением. Этот материал поможет разобраться в данном воаросе.
К вопросу анализа лирического стихотворения.docx

К вопросу анализа лирического стихотворения.

Лирическое стихотворение – это один из видов художественного произведения. В лирическом стихотворении предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Эти переживания могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями и т.д.

В учебниках для начальной школы представлена, главным образом, пейзажная лирика.

Процесс изучения лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза (первичного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Однако, в отличие от рассказа, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением. Одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения является целенаправленная работа над изобразительными средствами языка. Практически младшие школьники знакомятся с эпитетами, сравнениями, метафорами, в частности, олицетворениями. В процессе анализа стихотворения учитель создаёт для ребят возможность осознать употребление в тексте авторского слова, не любого, а именно этого, как наиболее точно передающего чувство, отношение, наиболее точно описывающего предмет.

В лирических стихотворениях позиция автора открыто не сформулирована, её надо отыскать.

Стихотворение «Степь» И Никитина.

Автор говорит «моя степь», всё его глубоко трогает, заботит. В стихотворении много побудительных предложений: «Умойся. Пробудись». Только любя можно так говорить, пробудись и умойся. Так часто говорит мама.  «Принакрой свою грудь…» Сколько здесь заботы!

Идея: любовное, отцовское отношение к степи. Степь – символ Родины.

Стихотворение «Утро» Никитина.

Идея: жизнь продолжается, снова наступило утро. Это великое счастье!

 

Лирический герой – это душевные переживания самого автора. Лирический герой равен автору или не равен автору.

Стихотворение «Степь» И.С. Никитин. Лирический герой равен автору, но его мысли и чувства близки многим.

Стихотворение «Утро». Лирический герой – и автор, и многие другие люди, т.е. не только автор.

В лирическом стихотворении есть все элементы, свойственные художественному произведению.

Анализ лирического произведения.

1.      Прочитать стихотворение.

2.       Обратить внимание на время его написания. Что вызвало к жизни это стихотворение?

3.      Автор.

4.       Познакомиться с биографией поэта. Создать представление о поэте как личности. Чем живёт, что волнует, что любит … Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога.

5.      Прочитав стихотворение, определить главный образ. Стихотворение «Утро» - 1) образ света, 2) образ пробуждающейся жизни.

6.      Определить тему, идею.

 

Ключ к анализу: композиция образа.

           

  Композиция образа: (три стрелки)

1)      Сопоставление двух образов, 2)развитие и трансформация (преобразование одного состояния в другое), 3) логическое рассуждение (посылка, рассуждение, вывод)

 

1 тип. И Бунин. «Листопад». Сравнение образов: лес и терем.

«Лес точно терем расписной…»

Осенний лес – образ-пейзаж. Автор сравнивает его с теремом. Основной приём сопоставление.

лес

терем

Берёзы

резьба

ёлочки

вышки

Просветы (сквозная листва)

оконца

 

Автор связывает образы через сравнение. Вывод: осенний лес сказочно красив, как красив терем.

И вот в этот сказочный терем вступает осень тихою вдовой. Почему она не входит, а вступает? Входит – слишком снижено, просто. Вступает – царственно, торжественно, как хозяйка.

Автор показывает Осень живой (олицетворение) и представляет её в качестве женщины-вдовы. Почему? Осень многое потеряла: птицы улетели, насекомые спрятались, листья опадают…Состояние осени похоже на состояние вдовы.

Но, с наступлением осени лес не умер, а на время замолчал: «…последний мотылёк на паутине замирает». В конце стихотворения идёт повтор, но добавляется строка «заворожённый тишиной» Заворожён лес приходом осени. Что же принесла осень? Паутины ткани, новые краски, новые цвети. Вывод: лес не умер. Он стал ещё наряднее, стоит заворожённый. Жизнь в нём продолжается, она лишь замерла на время.

Конец стихотворения на торжественной ноте. Идея – восторженное отношение автора к природе.

Не всегда два образа занимают одинаковое место как в стихотворении «Листопад»

А Пушкин «Зимнее утро». Сопоставление-контраст двух образов: утро и вечер. Вечер – первая строфа, утро – всё остальное стихотворение.

2 тип: трансформация.

И Никитин «Степь». Один центральный образ – степь. Развитие идёт ступенчато, от строфы к строфе.

1 строфа – царство зимы прошло

2строфа – пробудись и умойся

3 строфа – весна наступает

4 строфа – тучки плывут

5 строфа гости соберутся

6 строфа – там уж лето

7 строфа отдохни, моя степь

Идёт процесс преобразования, образ меняется. От строфы к строфе усиливается напряжение, растёт чувство радости, восторга. Автор восторгается наступлением весны.

А.Н. Плещеев «Весна».

Один центральный образ – весна. От строфы к строфе можно проследить как он развивается, строится.

1 строфа – в окно повеяло весною

2 строфа – стало теплее

3 строфа – счастье впереди

4 строфа – лица весело глядят

5 строфа – природа любит обновленье

Идея: ожидание весны, каждое сердце наполняется весной. Весна – праздник обновления.

3 тип.: логическое рассуждение (посыл, рассуждение, вывод).

С Дрожжин «В крестьянской семье»

Посыл – «детство золотое, грустно ты прошло…»

- Почему? Далее идёт рассуждение, размышление автора. Главный образ – автор с мыслями о своём селе. Вывод: «…о сыне думает она». Сын- автор.

Ф.И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая».

Почему?

А Майков «Весна»

«Уходи, зима седая!» Почему? Весна уже идёт.

 

Все три типа композиции образов имеют общие элементы:

1)      зачин, 2) развитие образа, 3) концовка

Зачин настраивает читателя на нужный лад, создаёт предощущение чего-то(радости, грусти)

Концовка разрешает нарастающее эмоциональное напряжение, чаще всего это призыв, лозунг, вопрос.  «Отдохни, моя степь…»- призыв. «Здравствуй, солнце..» - лозунг.

 

А.Пушкин «Зимнее утро». Мастер-класс.

1. -А.С. Пушкин описал природу в разное время года. Можете  доказать это. Приведите примеры.

«Унылая пора… Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса»

 

2. -Задача нашего сегодняшнего урока посмотреть, какой увидел А.Пушкин зиму однажды утром.

3. -Послушайте стихотворение.

4. Обмен впечатлениями.

- Что вам особенно запомнилось? Затронуло вас? Какие строки показались самыми красивыми?

5. Анализ стихотворения.

- О чём рассказал вам заголовок?

(Тема – о зимнем утре. Образ – зимнее утро)

- Мы говорили, что поэты – особенные люди. Они могут в самом привычном, обыкновенном увидеть необыкновенное.

-Что для нас обычно здесь, в этом стихотворении?

(Зимнее утро)

- Да, мы с вами не раз видели зимнее утро. А вот что необычного в этом зимнем утре, почему именно это утро захотел описать автор?

( мнения)

Вывод: Это утро очень красивое. Оно поразило Пушкина своей красотой. Вот и мы попробуем сегодня увидеть эту красоту, это великолепие зимы.

- Что делает картину утра такой красивой? Найдите ответ в первой строфе.

(«Мороз и солнце;  день чудесный!»)

- Попробуем увидеть здесь самого поэта.

(«Еще ты дремлешь, друг прелестный…»)

Вывод: автор не может один любоваться этим чудесным утром, он торопится разбудить кого-то, чтобы разделить с ней свой восторг.

Во второй строфе появляется ещё один образ – вечер (вечор, более торжественно)

Вывод: Посмотрите, как мало места автор уделил описанию вечера и как много утру. Почему?

(мнения)

- Ничто не предвещало такого чудесного утра. Вечер был мрачный, злилась вьюга. Автора переполняло чувство тоски и печали. И вдруг, словно чудо в природе, утро следующего дня оказалось просто волшебным. Автор показывает, что грусть – она есть в нашей жизни, но она недолговременна, приходящая.

- А теперь давайте внимательнее вглядимся в картины, нарисованные Пушкиным. Что увидел автор за окном?

(Небеса, снег, лес, ель, речка)

- Автор использует множество эпитетов. Для чего?

Вывод: эпитеты рисуют яркую картину, в которой много света, блеска. И в то же время они отражают настроение поэт, очарование светлым утром.

- Этот блеск врывается и в комнату. Прочитайте начало 4-й строфы.

(»Вся комната янтарным блеском озарена…»)

-Прочтите строфу до конца и отыщите строки, которые выражают желание действовать, что-то делать.

(« а знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь…»)

- Как вы думаете, почему у автора возникает такое желание?

Вывод: автор просто не может усидеть на месте. Он рвётся на улицу, на природу, чтобы ещё раз, теперь уже не через окно, а наяву насладиться этой красотой.

Яркость красок, блеск солнца, огромное пространство снежного покрова… И для всего этого поэт находит, кажется, простые слова, но создаёт целую картину – яркую, в блеске, и выражает свой восторг ею.


 

К вопросу анализа лирического стихотворения

К вопросу анализа лирического стихотворения

В лирическом стихотворении есть все элементы, свойственные художественному произведению

В лирическом стихотворении есть все элементы, свойственные художественному произведению

Но, с наступлением осени лес не умер, а на время замолчал: «…последний мотылёк на паутине замирает»

Но, с наступлением осени лес не умер, а на время замолчал: «…последний мотылёк на паутине замирает»

С Дрожжин «В крестьянской семье»

С Дрожжин «В крестьянской семье»

Мы говорили, что поэты – особенные люди

Мы говорили, что поэты – особенные люди

Прочтите строфу до конца и отыщите строки, которые выражают желание действовать, что-то делать

Прочтите строфу до конца и отыщите строки, которые выражают желание действовать, что-то делать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022