Управление образования администрации
Семёновского городского округа
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Лицей имени А.С. Пушкина"
XII ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
Научно – исследовательская работа на тему:
«К вопросу о взаимосвязи нарушений сводов стопы и осанки
у подростков 13 – 15 лет»
Выполнила: Кочеванова Лия Викторовна
ученица 8 «В» класса
Руководитель: Картаева Ольга Вячеславовна
учитель биологии
город Семёнов
2022 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть
1.1. Свод стопы – показатель здоровья………………………………………..5
1.2. Осанка – как показатель здоровья………………………………………...7
1.3. Вывод. Взаимосвязь. Корреляция…………………………………………8
1.4. Гигиенические требования к обуви……………………………………….8
II. Практическая часть
2.1. Методы измерение свода стопы..…………………………………………..10
2.2. Метод выявления нарушения осанки.……………………………………..10
2.3. Исследование обуви, соответствие гигиеническим требованиям ……....11
Заключение
Рекомендации…………………………………………………….….…………..12
Общие выводы………………………………………………….…..……………12
Источники информации…………………………………………………………13
Приложения
Приложение № 1. «Состояние свода стоп и осанки у взрослых»……………15
Приложение № 2. Сводная таблица: «Показатели комплексного исследования подростков Лицея разных возрастных групп»..…………………………………………………………………...………16
Приложение № 3. Методы измерения состояние свода стопы………...…..…16
Приложение № 4. Показатели веса у подростков…………………….……….18
Приложение № 5. Корреляционная зависимость показателей плечевого индекса и степени плоскостопия ( по методу Чижина)……………………….19
Введение
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе
глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется».
Генри Форд.
Актуальность исследования:
Согласно медицинской статистике более 80 % детей от 12 до 16 лет имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (искривления осанки, различные деформации стоп и т.д.).(Приложение №1)
Здоровые стопы – здоровый организм. От наших стоп зависит очень многое. Правильная походка и распределение массы тела по поверхности земли – здоровые мышцы и суставы. Здоровые мышцы и суставы – здоровые внутренние органы. Все в нашем организме взаимосвязано. Здоровые стопы – это обеспечение комфортной жизни человека. У взрослых, даже ещё молодых женщин, можно наблюдать деформацию стоп, что связано не только с нагрузкой, изначальными особенностями стопы (например, плоскостопием), но , прежде всего, с выбором обуви. Что влечёт за собой боли в ногах, варикоз, боли в спине и суставах.
Эта тема заинтересовала меня исследованием этой насущной для многих проблемы.
Цель. Изучить, что такое плоскостопие, какие симптомы, чем опасно плоскостопие, методы диагностики и профилактики. А также провести исследование по выявлению плоскостопия в моем классе, дать рекомендации для устранения развития данного заболевания.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей/подростков 8 – 11 класс выявятся формы нарушения стопы и ношение неправильной обуви. Изменения свода стопы напрямую связаны с нарушением позвоночника.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы зависимости нарушений сводов стопы и осанки в источниках информации.
2. Исследовать состояния свода стоп и осанки учеников Лицея 8 - 9 класс (подростки 13-15 лет).
3. Выявить корреляционную зависимость между показателями свода стопы – нарушением осанки – формой повседневной обуви;
4. Показать необходимость изучения показателей по нарушению осанки и выявлению плоскостопия в единой практической работе для обучающихся 8 классов, дополнив работу изучением рационального подхода к повседневной обуви.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
6. Предоставить ряд рекомендаций по профилактике и лечению заболевания.
7. Создать презентацию по теме
Методы.
1. Теоретический анализ научной литературы и источников информации.
2. Анализ повседневной обуви, сравнение с гигиеническими требованиями.
3. Выявления плоскостопия: методы В. А. Штритера, Чижина, М. О. Фридлянда и метод плантографии.
4. Снятие биометрических показателей по состоянию осанки.
5. Выявление корреляционной линейной зависимости показателей измерения свода стопы (Индекс Чижина) и индекса, характеризующего состояние осанки (статистическая обработка данных).
Теоретическая значимость работы: выявление структурно – функциональной зависимости строения свода стопы и состояния осанки позволяет рассматривать опорно- двигательную систему как сложный комплекс взаимосвязанных частей.
Практическая значимость работы: в ходе исследования отработаны следующие методы по измерению свода стопы и определению степени плоскостопия: В. А. Штритера, Чижина, М. О. Фридлянда и метод плантографии. Работа позволяет обратить внимание учащихся на рациональный подход в выборе повседневной обуви, и, конечно, объективно оценить состояние осанки и свода стопы.
Анализ источников информации по проблеме зависимости состояния свода стопы и состояния осанки у подростков.
1. В работах советских учёных, проводивших с 1954 комплексное изучение проблемы плоскостопия у детей и подростков, содержится обоснованная информация о том, что искривление позвоночника, опущение надплечий, низкое стояние углов лопаток, впалая грудь, сутулость и другие нарушения осанки – частые спутники плоской стопы. (Ситинко М.И. , А. Я. Ротинберг, Я.Б. Рывлин). Было установлено, что чем больше выражен свод стопы, тем прямее позвоночный столб, и, наоборот, Чем больше выражена кривизна столба, тем более упрощена стопа. Эти изменения в состоянии стопы и позвоночника отмечались в основном при одностороннем плоскостопии.[6]
2. Проблема плоскостопия и нарушения осанки у подростков в наше время остаётся по-прежнему актуальной. Нарушения со стороны скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет возросла в 27 раз.[3] К двум годам плоскостопие диагностируется у 24 %. Уже после 11 лет заболевание поражает 50 % детей. [5]
3. В современной научной литературе так же отмечается, что на формирование осанки сильно влияет форма стопы. Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, например, длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука и жёстких задников. [2]
4. Врачи ортопеды так же говорят о том, что плоскостопие влияет на осанку, может вызвать проблемы с лодыжками и коленями, что может изменить положение ног. Одним из факторов в развитии плоскостопия считают неудобную обувь. [4]
5. В то же время можно найти современные статьи, посвящённые проблемам плоскостопия и нарушению осанки, в которых они не рассматриваются во взаимосвязи. [1]
Можно сделать вывод, что на данное время всё – таки нет единого комплексного подхода к изучаемой проблеме: взаимосвязи плоскостопия и нарушений осанки. Рекомендованные меры профилактики направлены либо на коррекцию плоскостопия, либо на коррекцию осанки. На форму повседневной обуви внимание, как правило, обращается только в связи с нарушением свода стопы.
I. Теоретическая часть.
1.1. Свод стопы – показатель здоровья
Стопа – это опора человека, и от ее состояния зависит наше здоровье и качество жизни. С деформации стопы начинаются многие заболевания опорно-двигательного аппарата – нарушения функции позвоночника и суставов, которые в дальнейшем влияют на все системы организма.
Плоскостопием принято считать деформацию опорно - двигательного аппарата, проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведедении переднего отдела; такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общие расстройства всего организма.
Стопа имеет довольно сложную конструкцию. Связки и мышцы формируют три свода: два продольных (внутренний и наружный) и один поперечный. Это позволяет стопе амортизировать нагрузки при ходьбе и беге. Вогнутость наружного свода по сравнению с вогнутостью внутреннего свода — незначительна. В идеале упор массы тела приходится на три точки: головки первой и пятой плюсневых костей и пятку. Но это касается только здоровой ноги. Что вызывает ослабление связочного аппарата стопы и приводит к оседанию свода, подошва становится плоской, нагрузка распределяется неравномерно, теряется рессорная функция.
Известно, что в процессе формирования детского организма развитие мышц идет сверху вниз: сначала развиваются мышцы шеи и туловища, а затем уже мышцы конечностей. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.
Формирование свода стопы начинается к 3 годам, а к 9 годам они должны быть сформированы. Это значит, что до 10 лет нарушения поддаются коррекции: при ношении ортопедических стелек и правильной обуви, регулярных занятиях ЛФК наблюдается очень хорошая динамика. С 10 до 15 лет что-то исправить сложно, а после 15 – практически невозможно.
М. О. Фридлянд в 1955 г. сообщил, что в возрасте 10 — 20 лет свод стопы у девочек ниже, чем у мальчиков, а после 20 лет отмечает обратные взаимоотношения.
У женщин проблемы возникают чаще, чем у мужчин, из-за ношения обуви на высоких каблуках. Например, чаще развивается поперечное плоскостопие, которое приводит в том числе к деформации первых фаланговых суставов (в народе – «шишка» или «косточка»). (см. Приложение №1«Состояние свода стоп и осанки у взрослых»). Поперечный свод стопы, который находится в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения.
1.2. Осанка – как показатель здоровья
Как стопы влияют на позвоночник и суставы? Напрямую. Врачи говорят, что «стопы крепятся к затылку». Это значит, что все части тела последовательно соединены между собой, и отклонения в одних отражаются на работе других. Деформация стоп ведет к нарушениям в разных частях опорно-двигательного аппарата.
О- и Х-образное искривление ног, искривление позвоночника, опущение надплечий, низкое стояние углов лопаток, впалая грудь, сутулость и другие нарушения осанки — частые спутники плоской стопы, так как эти нарушения и плоскостопие в большинстве случаев имеют общую этиологическую основу — нервно-мышечную недостаточность.
Ученые установили, что чем больше выражен свод стопы, тем прямее позвоночный столб, и, наоборот, чем больше выражена кривизна столба, тем более уплощена стопа. Эти изменения в состоянии стопы и позвоночника отмечались в основном при одностороннем плоскостопии.
Деформация стопы, особенно ассиметричная, провоцирует сколиозы, кифозы, лордозы еще в детском возрасте. Позднее начинаются артрозные изменения в суставах: неправильное положение стоп приводит к перераспределению нагрузки на суставы (особенно коленный и тазобедренный), и они быстрее изнашиваются. С положением стоп связаны и другие нарушения: остеохондроз позвоночника и его осложнения (протрузии, грыжи дисков), варикозное расширение вен.
Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию.
1.3. Вывод. Взаимосвязь. Корреляция
Часто плоская стопа сочетается с другими нарушениями опорно - двигательного аппарата и нередко является причиной возникновения сколиоза, и других деформаций.
Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Cтопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций пружинящая (рессорная). Корреляция стоп и состояния позвоночника связана напрямую.
1.4. Гигиенические требования к обуви
Мягкая обувь без каблука кажется очень удобной и комфортной. Между тем она губительная для наших ступней. Отсутствие фиксирующего основания провоцирует некорректное положение ступни во время ходьбы.
Стопа "гуляет" в стороны, что также повышает риск травмирования, растяжения связок и их слабость. Свод стопы также не работает должным образом. В целом все это провоцирует плоскостопие, а также такие проблемы, как вальгус и искривление ног.
Особенно важны фиксирующее основание и жесткий задник для тех, кто уже имеет проблемы с формой стопы. В противном случае, нога, не получая необходимой поддержки, будет стаптывать мягкую обувь. Стопа неизбежно вернется в привычное некорректное положение, а заболевание будет прогрессировать.
Большинство старшеклассниц выбирают обувь на очень высоком каблуке. В такой обуви меняется распределение центра тяжести и походка, которые провоцируют деформацию стопы.
Также обувь с высоким каблуком и изящным узким носком. Такая обувь красива, но опасна для стопы и позвоночника в целом.
Стопа перегружена. Фактически равновесие тела поддерживается только пальцами. На них оказывается максимальная нагрузка, а центр тяжести смещается.
1. Позвоночник прогибается назад. Пытаясь поймать равновесие, на каблуках неосознанно тело откидывается назад. В результате образуется неестественный прогиб позвоночника в поясничном отделе. А это сильнейшая нагрузка на поясницу и риск истирания межпозвоночных дисков.
2. Колоссальная нагрузка на икроножные мышцы. Расплачиваться за красоту придется усталостью и болью в ногах. При сильных перегрузках возможны судороги икроножных мышц.
3. Нарушение кровообращения. Печальный итог некорректного кровообращения – варикоз, тромбофлебит, а также повышенная отечность.
Если стопа уже деформирована- плоские тапочки на ровной поверхности – настоящее зло. Они еще больше расслабляют свод стопы, мышцы и связки окончательно забывают о корректной работе.
Некоторые люди считают ортопедическую обувь панацеей от всех болезней стопы. К сожалению, ортопедическая стелька и обувь могут лишь временно облегчить боль в стопе. Это обманчивый метод, который облегчает симптоматику, но не избавляет от источника бед. Более того, они провоцируют развитие этих бед. Получая поддержку ортопедической стельки, стопа перестает работать самостоятельно. Связки и свод стопы окончательно ослабевают, деформация прогрессирует. Кроме того, каждый человек индивидуален, форма стоп, вес, нагрузка, которую регулярно получают ноги совершенно разные. Невозможно найти настолько же персонализированные стельки в массовом производстве.
II. Практическая часть
Основой практической части работы стал первичный анализ данных, полученных в ходе практических работ «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас плоскостопие?», предусмотренных программой курса биологии 8 класса. Были выбраны для последующего более тщательного обследования группа обучающихся, у которых повседневная обувь не удовлетворяла гигиеническим требованиям (не имеющая жёсткого задника, обувь на плоской подошве).
2 человека, имеют нормально развитый свод стопы, нормальную осанку.
2.1. Методы измерение свода стопы
В своем исследовании я использовала четыре метода выявления плоскостопия: В. А. Штритера, Чижина, М. О. Фридлянда и метод плантографии. (см. Приложение №3. Методы измерения состояние свода стопы)
Вывод. Ученые считают, что наиболее точными методами выявления плоскостопия являются те, которые требуют математических подсчетов.
Самые точные показатели состояния свода стоп определяются методами Штритера, Фридлянда, Чижина.
Показатели занесены в сводную таблицу (см. Приложение №3 «Показатели комплексного исследования (самонаблюдения) подростков Лицея разных возрастных групп (13 – 15 лет)».
2.2. Метод выявления нарушения осанки
Для выявления нарушения осанки я использовала метод из учебника Д. В Колесова «Биология 8 класс».
1. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя 3 – 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
3. Рассчёт индекса, характеризующего состояние осанки.
Показатели занесены в сводную таблицу (см. Приложение №2 «Показатели комплексного исследования (самонаблюдения) подростков Лицея разных возрастных групп (13 – 15 лет)».
2.3. Выявление корреляционной линейной зависимости показателей измерения свода стопы (Индекс Чижина) и индекса, характеризующего состояние осанки. (см. Приложение №6)
Вывод. Коэффициент линейной корреляции составляет p = 0,924. Зависимость между показателями измерения свода стопы (по методу Чижина) и состоянием осанки выше 90%.
2.4. Исследование обуви, соответствие гигиеническим требованиям
В Лицее мы находимся с 8.00 – до 16.00, нагрузка на стопы высокая. Важным моментом для комфортного самочувствия, для сохранения здоровья стоп является, безусловно, обувь.
Было обследовано 40 пар образцов обуви лицеистов.
1. самой популярной обувью у девочек являются туфли без каблука или балетки. (до 80% исследованных женских пар обуви)
2. обувь, не имеющая жёсткого задника – до70% ( как женская, так и мужская (только три пары)
3. всё же мужская обувь более рациональна, имеет внутри небольшой супинатор, имеет жёсткий задник.
Выводы
1. проблема плоскостопия и нарушения осанки актуальна среди подростков 14 -15 лет;
2. учащиеся не занимаются спортом;
3. большинство девочек предпочитают носить «удобные» балетки или обувь без каблука;
4. при этом имеют плоскостопие и нарушение осанки;
5. вес 2 девочек превышает норму, что так же является фактором, провоцирующим развитие плоскостопия;
6. плоскостопие и нарушение осанки – взаимосвязанные нарушения опорно – двигательного аппарата, коэффициент корреляции между индексом Чижина и плечевым индексом составляет p = 0,924211
Заключение
Рекомендации
Родителям, врачам, преподавателям физического воспитания и тренерам необходимо всегда помнить, что детская стопа в отличие от стопы взрослого быстрее утомляется. Пренебрежение этой важной особенностью действительно может привести и, к сожалению, в ряде случаев приводит к плоскостопию.
У детей, подростков боли в стопе или суставах, позвоночнике ОТСУТСТВУЮТ, жалобы появляются гораздо позднее, когда изменения в опорно – двигательном аппарате прогессируют и изменить их невозможно.
Особо важное внимание нужно уделять обуви ребёнка – она должна быть рациональной!! Обувь должна быть на толстой подошве с прочной выкладкой под внутренним сводом, со скошенным с наружной стороны носком, на широком (4 -5 см) и невысоком ( до 2см) каблуке. Обязательно плотное прилегание обуви к ноге. Широкий и невысокий каблук способствует лучшей опоре конечности и сохраняет физиологический угол разгибания в голеностопном суставе, равный 1270.
Профилактические
меры:
- гигиенические навыки, массаж, ежедневная гимнастика;
- специальная гимнастика;
- рекомендуется ходить босиком по песку, скошенной траве, лазанье по шесту,
канату, бег на носках и т. п.; -
необходимо производить систематическое обмывание ног, прохладные обтирания
тела, самомассаж стоп и голени.
Тщательное выполнение этих мероприятий особенно важно до 20 — 25 лет, т. е. до прекращения роста костей.
В комплексе мероприятий, направленных на предупреждение и лечение различных деформаций опорно-двигательного аппарата, широкое применение имеет физическая культура в различных ее формах.
Физическая культура и спорт
в сочетании с естественными факторами природы (солнце, воздух, вода) являются
простыми и общедоступными средствами, повышающими защитные силы организма в
борьбе с заболеваниями и улучшающими физическое развитие человека.
Общие выводы
1. Я исследовала различную обувь. Наиболее нерациональной является обувь с плоской подошвой: в обуви с плоской подошвой под тяжестью тела свод стопы опускается, она расплющивается и деформируется. При постоянном ношении со временем формируется поперечно-продольное плоскостопие и укорачивается ахиллово сухожилие. Балетки - «мелкие», держатся на одних пальцах. Чтобы их не потерять, пальцы приходится напрягать и поджимать. В результате постепенно возникает деформация пальцев и суставов. Это чревато изменением формы стопы и хроническим болевым синдромом.
2. В работе использовала различные методы исследования свода стопы. Перечень методов: В. А. Штритера, И. М. Чижина, М. О. Фридлянда, плантографии. Наиболее точным является метод В. А. Штритера, так как он требует математических расчетов и для него требуется несколько показателей.
3. Исследование плоскостопия не останавливается на проверке только стопы. Плоскостопие может начинаться с проблем с осанкой, поэтому я проводила проверку и осанки. У кого обнаруживались нарушения осанки, следовательно и проблемы со стопами. Нарушение осанки и плоскостопие связаны напрямую.
4. Следует заметить, что в подростковом возрасте (до 13 — 15 лет) в образовании плоскостопия большое значение имеет быстрое нарастание веса и в связи с этим относительная слабость мышц и связок стопы (см. Приложение № 4. Показатели веса у подростков)
5. Ребята, занимающиеся спортом, имеют невысокую степень плоскостопия и нормальную осанку.
Итог: таким образом, выявлена коррелятивная зависимость- состояние свода стоп обуславливает состояние осанки. Нерационально подобранная обувь развивает плоскостопие, а значит способствует нарушению осанки. До 16 лет возможно эффективное воздействие на проблемы выявленного нарушения осанки и плоскостопия.
Важно при выполнении практической работы учащимися 8 классов при составлении выводов обязательно учитывать и состояние свода стоп, и состояние осанки, и характер повседневной обуви.
Если где – то есть проблема, она обязательно скажется на общем самочувствии и здоровье человека.
Источники информации
1. Белова Е.Л. , Гусишная Н.И. профилактика и коррекция нарушений осанки у младших школьников на уроках по физической культуре. – С. 42. Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Нижневартовск, 30 марта 2012 г.) / Отв. ред. А.А.Клетнева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. — 430 с.
2. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 398 с. — (Университетская серия).
3. Мусаева З.Т., Османов О.Р., Рамазанова Б.М. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : Научные труды XIX Международной научно-практической конгресс-конференции. 26 сентября – 1 октября 2016 года, п. Новомихайловский. – Ростов н/Д : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 376 с.)
4. Многопрофильный медицинский центр для взрослых и детей https://www.med157.ru/
5. Открытая клиника. Сеть медицинских центров. https://openclinics.ru/bolezni/ploskostopie/
6. Чоговадзе, А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников/ Чоговадзе А.В. – М.: Медгиз.- 1962. – 112с.
7. Методы оценки и коррекция нарушений осанки у студентов: методические указания для студентов и преподавателей /сост.: О.Н. Кривощёкова, Т.Ф. Зелова.- Омск, 2011, 34 с.
Учебники
1. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. «Биология. 8 класс».- М.: Вентана-Граф, 2019.
2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Д. «Биология 8 класс» – М.: «Дрофа», 2018
https://dni.ru/society/2020/10/13/461747.html
https://studfile.net/preview/4120894/page:5/
https://health.sb.by/articles/stopa-kak-zerkalo-zdorovya.html
https://vrukah.com/about/articles/fundament-zdorovya-kak-forma-stopy-vliyaet-na-ves-organizm/
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/10/21/korrektsiya-narusheniy-osanki-i-ploskostopiya-metodami
https://sheba.spb.ru/shkola/ploskostopie-1962.htm
https://toz.su/newspaper/zdorove/samaya_opasnaya_obuv/
Приложения.
Приложение №1. «Состояние свода стоп и осанки у взрослых»
Сводная таблица.
Возраст. |
Масса тела. |
Рост. |
Повседневная обувь. |
Наличие ортопедической стельки. |
Нарушения осанки. |
Занятия спортом. |
Индекс Фридлянда (правая, левая). |
Метод плантографии (правая, левая). |
Индекс Штритера (правая, левая). |
Индекс Чижина (правая, левая). |
Нарушения. |
43 |
54 |
162 |
Обувь на небольшом каблуке. |
Нет. |
Да. |
Нет. |
28, 29 |
Плоская стопа. Уплощенная стопа. |
65, 67 |
1,5 1,5 |
Плоскостопие(правая). Уплощенная( левая). |
43 |
77 |
165 |
Обувь на небольшом каблуке. |
Да. |
Нет. |
Нет. |
30, 30 |
Нормальные стопы. |
45, 45 |
0,9 0,9 |
Нет. |
22 |
87 |
178 |
Офисная обувь с хорошей фиксацией пятки. |
Да. |
Да. |
Да. |
29, 30 |
Уплощенная стопа Нормальная стопа. |
60, 50 |
1,2 1 |
Плоскостопие (правая). |
Приложение №2. Сводная таблица «Показатели комплексного исследования подростков Лицея (13 – 15 лет)
Приложение №3 . Методы измерения состояние свода стопы.
Метод №1. Штритера. Наиболее выступающие точки внутренней части
отпечатка соединяются касательной (АБ), из середины которой возводится
перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.
По Штритер, у нормальных стоп длина отрезка ГД
колеблется в пределах от 43 до 50% длины В Д. С увеличением степени плоскостопия
величина ГД приближается к величине ВД.
Метод №2. И. М. Чижина. На отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам стопы {АБ), линия {ЖЕ) через основание II пальца к середине пяточной кости и линия ВД, проводимая через середину ЖЕ, перпендикулярно ей до пересечения с касательной (точка В) и наружным краем отпечатка (точка Д). По Чижину, у нормальных стоп частное от деления производится не по высоте костного свода стопы, а по отпечатку, который сам по себе не отображает истинного состояния свода стопы, в чем мы убедились в нашей работе.
Метод №3. М. О. Фридлянда. Самый простой способ определения степени уплощения стопы — это измерение длины ее от конца большого пальца до конца пятки и измерение высоты свода стопы от пола до ладьевидной кости. Отношение высоты свода к длине, умноженное на 100, выражает величину степени плоскостопия. М. О. Фридлянд измеряет высоту свода от пола до верхнего края ладьевидной кости.
Метод №4. Плантография. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведённых на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведённая из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка внутреннего края стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощена; если обе линии расположены внутри отпечатка стопы – стопа плоская.
Приложение № 4. Показатели веса у подростков.
Приложение №5. Корреляционная зависимость показателей плечевого индекса и степени плоскостопия ( по методу Чижина)
Плечевой индекс. Определяет степень кифотической осанки. Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. При измерении спереди сантиметровая лента проходит на уровне ключиц, при измерении сзади по надлопаточным остям.(7)
Плечевой индекс = ширина плеч/ плечевая дуга
Оценка плечевого индекса:
1) 100%- 90% - нормальная осанка
2) 89,9% - 80% - сутулость, умеренные отклонения,
3) От 79,9% и ниже – кифозная осанка, выраженные отклонения
Индекс Чижина |
Плечевой индекс |
1,1 |
0,8 |
1,2 |
0,81 |
1,2 |
0,82 |
1,3 |
0,84 |
1,1 |
0,81 |
1,2 |
0,82 |
1,1 |
0,8 |
p = 0,924211 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.