К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТИ СЕРВИРОВКИ СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

  • docx
  • 05.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТИ СЕРВИРОВКИ СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ Первые сведения о культуре трапезы исходят из древнеегипетских свитков и росписей на стенах храмов и вазах. В старину часто ели и пили без меры, так что во время застолья древние римляне возлежали у стола. Сервировка – подготовка и оформление стола к приему пищи волновала человечество во все времена. Мера воспитанности, цивилизованности и культуры человека, пожалуй, наиболее полно проявляется в том, как он удовлетворяет свои потребности. Одна из наиболее развитых естественных потребностей человека - потребность в пище. Еда для человека давно перестала быть только способом поддержания жизни в ее биологическом смысле. Принятие пищи - процедура, связанная с социальнокультурными формами поведения людей (обрядами, ритуалами, церемониями и т. п.), она сопровождает различные события человеческой жизни, как радостные, праздничные (свадебные застолья, дни рождения и т. п.), так и печальные, трагические (поминальные обряды и т. п.). Детский сад это - не просто место, где малыши спят, едят и играют. Существует ряд строгих правил. Несомненно, без них не обошлось и в таком важном аспекте, как прием пищи. Мы рассмотрели вопрос о сервировке стола в детском саду, как о необходимом аспекте, режима сна, прогулке, гигиены и т.д. Думаем, этот вопрос интересен и сотрудникам и родителями, которые хотят проверить, комфортно ли их ребенку кушать в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Несмотря на меньшее количество посуды, накрыть стол в ДОУ правильно подчас сложнее, чем устроить званый ужин. Мы предлагаем примерные правила, которые помогут избежать травм и привьют малышам хороший вкус. 1. Каким бы не был соблазн взять пластиковую посуду, от нее лучше отказаться. Она слишком легкая и не поможет детям развить координацию. 2. Убедитесь, что все предметы целые: тарелки и чашки без сколов, вилки, ложки и ножи - не погнуты. В противном случае ребенок может получить травму или испугаться, если емкость с горячим содержимым треснет у него в руках. 3. Избегайте разнобоя: столы должны быть сервированы одинаково. Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же, так вы предотвратите конфликты в группе. 4. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже); 4. завершающий этап - еда. Разумеется, для разных групп или в зависимости от приема пищи итоговый результат будет отличаться. На обед добавится глубокая тарелка, а малышам (младшая группа) не стоит класть ножи и вилки (рекомендуем в средней, старшей и подготовительной группе). Каждая группа индивидуальная. Однако общая схема поможет сориентироваться и не сделать ошибок. Полдник и второй завтрак, тут все проще: - на салфетки ставятся небольшие тарелки, справа от них - чашки для напитков; - по центру размещают сухарницу с печеньем или булочками - в зависимости от меню. В группе для маленьких нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить повышенный уровень безопасности. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно - с симпатичными яркими рисунками. Важно выбирать легкие ложки и тарелки - малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами. При этом учтите, что трехлеткам нужно давать ложки, но если ребенок подготовлен к детскому саду и в семье пользуется вилкой, то можно потихоньку приучать детей к вилкам. Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами - они лучше подойдут маленьким рукам. Справа от них - чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы - они быстро разобьются. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые - они удобнее. На столе обязательно должна стоять сухарница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток - так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница, вызывают аппетит и малышам приятно покушать в такой обстановке. В средней группе дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок - на смену им должны прийти настоящие супницы. 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу, накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней - салфетницу. Убедитесь, что их достаточно - на каждый стол нужна своя. 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед - снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку. В этом возрасте детям уже дошкольного образования можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы - слишком велик риск травмы. 3. Расставьте стаканы или чашки. Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись. 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей. Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе. В этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой - разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему. Пример сервировки стола по санпину в 2019 году - стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду. Рис.1 Сервировка в детском саду по СанПину Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны. Как видите, обед подается в два этапа - второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда. Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе. В вопросах декора можно проявить фантазию. Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями - они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд. Кроме того, список столовых приборов расширяются - появляется целых два ножа: для еды и для масла. Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями - убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться. 1. Как и ранее, на стол ставится сухарница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню. 2. Однако теперь добавляется новый предмет - масленка со столовым ножом. Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится - твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб. Приборы кладутся на стол в таком порядке: нож и ложка справа от тарелки, вилка - слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации. 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места - на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе. Конечно, и младшим не должно быть тесно - однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно. В итоге вы должны получить примерно такой вид: Рис.2 Сервировка стола в старшей группе Сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом, а также помогают поддерживать порядок в группе во время приема пищи. Таким образом, рассмотренные нами вопросы сервировки в группах детского сада учитывают возраст, особенности детей и полностью соответствует правилам санпина. Литература 1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с. 2. Калинина Е, Панферова А, Самый лучший семейный праздник - М: Издательство: «Эксмо», 2008,-224с. 3. Никуленкова Т.Т., Ю.И. Лавриненко, Г.М.Ястина. Проектирование предприятий общественного питания. - М: Издательство «Колос», - 2002, - 247с. 4. Соловьёв Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 192с. 5. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / Сост. Николаева и Петров. – М.: Цитадель-Триада, 1995. – 224с.