Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Литературное чтение
Урок 71.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: К чему приводит жадность (долганская сказка «Как появились разные народы»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 2
Проверка домашнего задания.
1. Ученики читают загадки из сказок о мудрых людях и объясняют свой
выбор.
2. Беседа:
– Что объединяет все эти сказки?
– Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 4 3 1 3 4
I. Работа над сказкой.
1. Работа с текстом сказки до чтения.
1) Чтение заглавия сказки и ответы на вопросы.
– Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке – вопрос.)
– Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане.)
– Только ли долган это интересовало? (Нет.)
– Откуда вы это знаете? (Из авторского текста на с. 4: «У каждого народа
обязательно найдётся сказка, в которой объясняется, откуда появились
разные народы. Древние авторы пытались дать ответ на такой трудный
вопрос!»)
2) Рассматривание иллюстрации.
– Можно ли предположить, где живут люди, изображённые на
иллюстрации? Как вы догадались? (Эти люди живут на Севере. Это
подсказывает их одежда, внешность.)
– Кто ещё изображен? (Птицы.)
– Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Первичное чтение учителя.
Вопросы после чтения:
– Подтвердилось ли наше предположение о героях этой сказки? (Да. Эта
сказка о народах Севера.)
– Как называются эти народы?
2) Повторное чтение с комментариями.
1й абзац.
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
© ООО «Баласс», 2012
2выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Что такое чум? (Переносное жилище северных народов.)
– Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?
2й абзац.
– Зачем человек пошёл искать тёплую страну?
– Почему он смелый человек?
3й абзац.
– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?
4й абзац.
– Почему смелый человек не ушёл вместе со своим племенем?
5й абзац.
– Что с ним произошло?
– Древние люди верили, что каждое племя, род происходят от какогото
предкаживотного. Такой предок называется тотемом. Тотемными
животными могут быть звери, птицы. В сказке смелый человек превратился
в тотемную птицу.
6й абзац.
– Как шли люди в тёплую страну?
Чтение до конца.
– Изза чего поругались люди?
– Как обиженный человек решил наказать другого? (Не говорить с ним на
одном языке.)
– Можно ли этот поступок назвать мудрым? А каким?
– К чему это привело?
II. Обобщающая беседа.
– Почему это произведение – сказка? Что, повашему, в ней реально, а что
вымышлено?
© ООО «Баласс», 2012
3– Как вы думаете, зачем долгане рассказывают своим детям эту сказку?
(Они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода. В основе
сказки лежит легенда.)
III. Повторное обращение к иллюстрации (с. 26).
– Какой момент сказки изобразил художник?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
(Наиболее точная
Выполнение задания 3 на с. 35 тетради.
формулировка – третья.)
– Что значит выражение «говорить на разных языках»? (Не понимать друг
друга. В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди
поссорились изза своей жадности, они наказаны тем, что перестали
понимать друг друга.)
– Как можно ответить на вопрос, заключённый в заголовке сказки?
– Как вы думаете, а почему на самом деле на Земле появились разные
народы, говорящие на разных языках?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
4задание.
Перечитать сказку и пересказать.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
5