К. Симонов «Сын артиллериста», 4 класс

  • Работа в классе
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • знакомство со стихотворением К. Симонова в целом; • раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей; • помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; • развивать навыки самостоятельного анализа произведения; • воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.
Иконка файла материала 1 (84).docx
К. Симонов «Сын артиллериста», 4 класс Цели урока:  знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;  раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере  майора   Деева и   подвига лейтенанта мужественного   поступка Петрова показать духовную красоту советских людей;  помочь учащимся осознать, что война ­ это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;  развивать навыки самостоятельного анализа произведения;  воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения. Ход урока: 1. Орг. момент Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города... Мир нужен на земле всегда! 2. Актуализация знаний. Ф.И.____________________________ 1.Автор произведения «Сын полка»?  2. "Эти   профессора   капитана   Енакиева"   Кто это?   3. Как партизаны звали Ваню Солнцева?  4. При помощи чего Биденко нашел Ваню в лесу? 5.   Жанр  произведения   «Сын полка»?6. Запиши годы Великой Отечественной войны  7.  Нарисуй обложку к произведению «Сын пол ­ 3. Открытие нового знания. 1.Сообщение ученика о Симонове. Константин   Михайлович   Симонов   родился   28   ноября   1915   года   в   семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры   Леонидовны   Оболенской.Отец   пропал   без   вести   на   фронте   в Первую   мировую   войну.   Мальчика   воспитал   отчим   ­   командир   Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.   Семья   была   не   богатой,   поэтому   мальчику   пришлось   по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения   были   опубликованны   в   журналах   "Молодая   гвардия"   и "Октябрь". В 1939 году  он был направлен в качестве военного кореспондента на   фронт.   Талант   Симонова   многогранен.   Он   является   автором   стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. В  стихотворении   отражено   событие   из   истории   сражавшегося   в   Заполярье 104­го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов ­ командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов). 4. Работа по теме урока Работа в группах по произведению 1. Какому событию нашей истории оно посвящено? (Великой Отечественной войне.) 2. Когда подружились майор Петров и майор Деев? ( Дружили ещё с гражданской, Ёщё  с двадцатых годов." ) 3. Любимая поговорка майора Деева? ( "Держись мой мальчик : на светеДва раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!") 4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией? ( 5­ый раз её произносит Лёнька, 4 раза ­ майор Деев. 5. Какой подвиг совершил Лёнька? ( Вызвал огонь на себя. " Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня".) 6.Какое звание было у Лёньки? ( " К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров.") 7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ? ( Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.) 8. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька? ( "По квадрату четыре,                           десять Било шесть батарей.") 9.Сколько пушек в шести батареях? (В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях ­24­ пушки.) 10. Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно­ изобразительное   средство   языка   помогает   нам   понять   его   переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.) Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал,Пока по радио утором Донесся первый сигнал… ­Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова? 1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах. 2) Своя земля и в горести мила. 3) Родина ­ мать, умей за неё постоять. 4) Друзья познаются в беде. 5. Этап воспроизведения новых знаний. Составление синквейна Заканчивая   работу   над   стихотворением   я   предлагаю   задание   по   группам: составить синквейн о герое стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» Правила составления синквейна. 1.Первая   строка   ­   одно   слово,   определяющее   тему   синквейна   (имя существительное : кто? что?) 2.Вторая   строка   –   два   слова,   характеризующее   данное   понятие   (   имя прилагательное : какой? какая? какое? какие? 3.Третья строка­три глагола, показывающих действие понятия что делает? 4.Четвёртая   строка­   короткое   предложение,   в   котором   автор   высказывает своё отношение. 5. Пятая строка ­одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?) Лейтенант (Ленька) Петров Храбрый, смелый, отважный, решительный, Наблюдает, передает, помогает, вызывает, спасает.Сражаться за свободу и независимость своей Родины, выполнять свой  воинский долг. Герой 6. Итог урока   Какова   главная   тема   стихотворения   К   М   Симонова   "Сын 1. артиллерист"? ("Война"). ­ Так  что  же  такое  ­  война? (Это  горе,  слёзы,  разруха,  голод,   ужас,  ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших   своих   близких:)   Какая   главная   идея   этого   стихотворения? (Защита Родины). О ком мы сегодня говорили на уроке? (О майоре Дееве, Лёньке Петрове, о бойцах советской армии, о людях,  совершивших героические подвиги.) О чём? (О войне, о мужестве, о героизме, о подвигах, о любви к Родине.) И главный вопрос зачем? (Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них  любить родную землю.)Работа в группах 1.   Какому   событию   нашей   истории   посвящено   произведение  «Сын артиллериста»? Кто его автор? __________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Когда подружились майор Петров и майор Деев? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________ 3. Любимая поговорка майора Деева? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией? ___________________________________________________ 5. Какой подвиг совершил Лёнька? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6.Какое звание было у Лёньки?__________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 7. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька? __________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 8.Сколько пушек в шести батареях? ______________________________________________________________ 9. Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно­ изобразительное   средство   языка   помогает   нам   понять   его   переживания? Докажите словами текста. Запишите. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ­Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова? Выберите 1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах. 2) Своя земля и в горести мила. 3) Родина ­ мать, умей за неё постоять. 4) Друзья познаются в беде. Создание синквейна Синквейн – это творческая   работа, которая   имеет   короткую   форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. «Сын артиллериста» Правила составления синквейна. 1.Первая   строка   ­   одно   слово,   определяющее   тему   синквейна   (имя существительное: кто? что?) 2.Вторая   строка   –   два   слова,   характеризующее   данное   понятие   (   имя прилагательное : какой? какая? какое? какие?3.Третья строка ­ три глагола, показывающих действие понятия что делает? 4.Четвёртая строка ­ короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. 5. Пятая строка ­ одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________