«Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроке “Окружающий мир”
Тема: «В гости к осени», 2 класс.
«Осенние листья»
Этапы исследовательской деятельности:
1.Обоснование актуальности выбранной темы.
Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! В это время года приятно бродить по осеннему парку, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками. Подует ветерок, и листья кружатся в танце над головой, падают, шуршат под ногами. Почему же это происходит?
Актуальность: находить необычное и интересное в том, что нас окружает, доступно для изучения, наблюдения и не требует усилий и затрат.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
Цель: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников
в осенний период.
3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках
изменяют окраску.
4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.
5. Сделать выводы и дать рекомендации.
3. Определение объекта и предмета исследования.
Объект: осенние листья разных деревьев.
4. Выбор метода (методики) проведения исследования
Методы: наблюдение, поиск информации, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
5.Описание процесса исследования.
Этапы работы
1 этап – подготовительный: постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.
2 этап – экспериментальный: проводится сбор опавших листьев. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение наблюдений по изменению окраски листьев.
3 этап – аналитический: анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период. (Изучение литературы, наблюдения)
4 этап – отчетный: оформление исследовательской работы.
Наблюдения за изменением окраски листьев в разные периоды осени.
Сбор опавших листьев деревьев, оформление гербария.
6.Обсуждение результатов исследования.
Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные периоды осени
Растение |
Начало сентября |
Середина сентября |
Начало октября |
Середина октября |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Вывод:
Изучив литературу по теме, я узнал(а), что листопад – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Провел (а) наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и
увидела, что
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Выяснил (а), что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оценка полученных результатов:
Показатель |
Оценка: |
Достижение целей исследования |
Достигнуты все запланированные цели Достигнуты основные запланированные цели Достигнуты не все запланированные цели |
Сроки выполнения исследования |
Выполнено досрочно Выполнено в установленные сроки |
Предоставление информации |
самостоятельность работы; оригинальность; глубина и широта знаний по проблеме; использование наглядности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.