Качество образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике.
Оценка 4.6

Качество образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
музыка
Взрослым
23.07.2020
Качество образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике.
В статье рассматривается проблема повышения качества образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике. Предлагаются точки роста, ориентирующие учителя на повышение качества образования школьников.
Статья Л.Б. Мырзиной.docx

Л.Б. Мырзина

Учитель музыки МБОУ СОШ № 8 г. Красновишерск

 

Качество образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике.

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения качества образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике.

Предлагаются точки роста, ориентирующие учителя на повышение качества образования школьников.

Ключевые слова: качество образования, традиции, инновации, компетенции, точки роста; quality of education, traditions, innovations, competences, points of growth.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д.Б. Кабалевский [4, с. 19].

Размышляя над словами композитора, ученого, педагога и Д.Б. Кабалевского, прихожу к выводу, что воспринимаю их с позиции учителя, который развивается как музыкант в системе общения с музыкой, и с позиции учителя, который находится в постоянном поиске новых идей, методов и технологий для развития обучающихся и обеспечения качества образования.

Проблему качества образования рассматривал Д.Б. Кабалевский в 80-е годы XX века в своей книге «Воспитание ума и сердца», анализируя нехватку «воспитателей-учителей» в образовательных организациях и влияние «безнравственной развлекательной индустрии» на подростков и взрослых людей [3, с. 78]. «Факелом всеобщего музыкального просвещения» он воспринимал ИСМЕ [3, с. 79].

Система образования  во всех странах мира стремительно развивается.

Возникает закономерный вопрос: что сегодня является качественным образованием? Как определяется каче­ство образования? Есть ли у современного учителя педагогический инструментарий, стимулирующий качество образования?

Современная Россия, поддерживает позицию,  международного сообщества, зафиксированную в документах ООН и ЮНЕСКО о том, что качество результатов образования (как одной из составляющих его качества) рассматривается как компетентность школьников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизнен­ных ситуациях.

Для обеспечения качественного образования, считаю необходимым обеспечить качество процесса обучения.

В своей профессиональной деятельности ориентируюсь, на традиции, заложенные Д. Кабалевским: интонационное постижение природы музыки, принципы и методы обучения, восприятие музыкального искусства как важной части жизни отдельного человека.

Сам Д.Б. Кабалевский указывал на то, что создавал свою «новую концепцию» на основе трудов Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, А.Б. Гольденвейзера, Г.Н. Нейгауза, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.Л. Гродзенской и др. Рекомендовал стремление к развитию на основе традиций: «Надо строить новую педагогику эстетического образования, и для ускорения этого процесса в качестве строительного материала мы можем употребить все пригодные элементы традиционной педагогики» [2, с. 21].

Его идеи выдержали испытание временем. Получили развитие в трудах учеников и последователей.

«Действенность общедидактических принципов в музыкальной педагогике» доказала ученица Д.Б. Кабалевского Л.В. Школяр [5, с.106].

Не забывая о преемственности в музыкальном образовании, ориентируюсь на требования времени и инновации, обусловленные изменившимся социокультурным условиям деятельности современного образовательного учреждения, потребности педагога в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Использую здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективное взаимообучение, игровая, сотрудничества, ритмотерапия, терапия изобразительным искусством, фольклорная терапия, сказкотерапия.

Опираюсь на системно-деятельностный подход и  метапредметный подход на уроках музыки.

Применяю технологии, основанные на реализации  проектной деятельности и научно-исследовательской деятельности на уровне дифференциации обучения.

 Использую общепедагогические и специальные методы обучения музыке. Разрабатываю ситуационные задачи с элементами игровой, творческой, конструктивной и социальной деятельности; образовательные ситуации; квесты; эвристические задания когнитивного, креативного и организационно-деятельностного типа (презентация, исследование объекта,  символ, образ, закономерность, версия, опыт, эмпатия, сделай по-своему, сase-study). Практикую методы: “вживания”, смыслового видения, символического видения, образного видения, придумывания, “если бы…”, эвристических вопросов, гиперболизации, агглютинации, синектики, инверсии с целью формирования и оценки компетентности обучающихся.

Перечисленные методы и технологии предполагаю систематический мониторинг системы оценивания качества обученности школьников в контексте качества результатов образования (как одной из составляющих его качества).

Основными точками роста качества образования обучающихся предлагаю определить:

·        стабильное количество обучающихся, поступающих учиться и посещающих Детскую школу искусств, музыкальную студию или другие формы дополнительного образования. Сотрудничество с Детской школой искусств рассматриваю как организованную ориентационную деятельность школьников;

·        достаточно высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ. Мониторинг процента «качества знаний» по итогам отчета учителя за учебный год;

·        устойчивая мотивация обучающихся  к предмету. Мониторинг активности школьника в разных видах деятельности на уроке, стремление учащихся к научной и исследовательской деятельности;

·        формирование компетенций на основе предметной и метапредметной деятельности обучающихся  в рамках уроков и внеурочной деятельности;

·        использование современных образовательных технологий в обучении;

·        образование и самообразование учителя;

·        анализ и самоанализ своей педагогической деятельности. Самоанализ моей педагогической деятельности иллюстрирует ежегодный самоотчет «Самоанализ работы учителя».

Возвращаясь к изучению трудов Кабалевского, рассматривая его концепцию с позиции истории и развития современности, убеждаемся в неизменной актуальности его взглядов, в необходимости повышения качества образования в общеобразовательной школе на основе традиций и инноваций в музыкальной педагогике, открываешь ориентиры для музыкальной педагогики будущего.

Библиографический список

1.     Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. — СПб.: КАРО, 2008. 96 с.

2.     Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 c.

3.     Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. 206 с.

4.     Музыкальное образование в современной школе: Методические и дидактические материалы. Пермь: ПКИПКРО, 2010. С. 19-24.

5.     Школяр Л.В. Действенность общедидактических принципов в музыкальной педагогике школы // «Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др.; науч. Рук. Проекта Л.В. Школяр. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. С. 106-121.

 


 

Л.Б. Мырзина Учитель музыки МБОУ

Л.Б. Мырзина Учитель музыки МБОУ

Система образования во всех странах мира стремительно развивается

Система образования во всех странах мира стремительно развивается

Использую здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективное взаимообучение , игровая, сотрудничества, ритмотерапия, терапия изобразительным искусством, фольклорная терапия, сказкотерапия

Использую здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективное взаимообучение , игровая, сотрудничества, ритмотерапия, терапия изобразительным искусством, фольклорная терапия, сказкотерапия

Основными точками роста качества образования обучающихся предлагаю определить : · стабильное количество обучающихся, поступающих учиться и посещающих

Основными точками роста качества образования обучающихся предлагаю определить : · стабильное количество обучающихся, поступающих учиться и посещающих

Акулова О. В., Писарева С. А.,

Акулова О. В., Писарева С. А.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2020