Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
3.Качество образования особых детей.docx
1
Качество образования «особых» детей
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного
образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам
от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей
ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и
выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной
диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает
задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей
познавательной деятельности,
личностного
развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об
окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как
необходимый структурный компонент коррекционнопедагогического процесса и
средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование
позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно
образовательные программы и определить эффективность коррекционно
развивающего воздействия.
эмоциональноволевой сферы,
В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском
саду можно назвать следующие:
•выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
•выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и
навыками в соответствии с возрастными возможностями;
• определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при
овладении программой;
• дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического
изучения особенностей эмоциональноволевой и познавательной сферы ребенка.
В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами
встает еще одна важная задача обследования определение параметров школьной
зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на
основные психологодиагностические принципы, признанные отечественной
специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С.
Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При
обследовании предполагается использование апробированных методов и
диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе
детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и
диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А.
Стребелевой, У.В.Ульенковой,О.Н.Усановой,Л,С,Цветковой..
МБДОУ № 102 г.Оренбург 2
При всем многообразии пособий и материалов по психологопедагогической
диагностике дошкольников, в них не достаточно полно рассматривается
технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы
отражения результатов комплексного исследования детей с ЗПР в специальном
детском саду.
Специалистыдефектологи знают, что наиболее объективными являются
данные диагностики, которая опирается на сочетание экспериментально
психологических исследований познавательного и личностного развития и
длительного наблюдения за развитием ребёнка.
специалисты
Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу,
проводят
консилиума
специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают
наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления
работы с ребенком.
психологопедагогического
Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует
дифференцировать. Целью психологической диагностики является уточнение
структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление
психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики
позволяет определить задачи и содержание коррекционноразвивающей работы в
течение года. Результаты обследования необходимо соотнести с качественными
характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы". Это
поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям
развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии
функций, установить характер их взаимовлияния.
Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний и
представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и
навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в
условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности
познавательной деятельности (особенности мотивации, волевые усилия,
особенности планирования и контроля). Эти данные позволят подобрать для
каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. С
учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и содержание
воспитательнообразовательной работы.
В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой,
проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь).
Цель обследования на начальном этапе выявить особенности психического
развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е.
МБДОУ № 102 г.Оренбург 3
овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка,
изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты
обобщаются и заносятся в "Диагностикоэволюционную карту". С их учетом
формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и
воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.
На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно
психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений
со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.
На первом году обучения обследование проводится в течение 4х недель, в
последующем 3х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели
сентября, предоставив детям время для адаптации к новым условиям.
Второй этап (первые две недели января).
Основной целью обследования на втором этапе является выявление
особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных
условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики.
В таких случаях дети вторично направляются на МППК с целью уточнения
диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее.
Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность
выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым
ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются
цели и задачи коррекционнопедагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (две последние недели апреля).
Цель определить характер динамики, оценить результативность работы, а также
составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший
образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов
обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу
или выпуск в школу.
Возможны следующие варианты.
• При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу
следующего года обучения.
• При выраженной положительной динамике, когда результаты обследования
близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида.
Такой вариант возможен при "педагогической запущенности", когда в процессе
интенсивной педагогической работы удается в значительной мере преодолеть
недостатки и пробелы в знаниях ребенка.
МБДОУ № 102 г.Оренбург 4
• Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер
(например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре
дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае
составляется аргументированная психологопедагогическая характеристика и
ребенок направляется на ПМПК.
• При положительной, но слабовыраженной динамике и частых пропусках по
состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, т. е. ребенок
остается на повторный год обучения.
Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению
в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель
дошкольной коррекции задержек психического развития своевременное
выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного
базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает, что
большинство детей с ЗПР, посещающих дошкольные диагностикокоррекционные
группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную
программу. Лишь небольшая часть выпускников направляется в классы
коррекционноразвивающего обучения. Но могут быть и исключения. Отдельным
выпускникам (с учетом динамики развития в течение всего пребывания в
специальном детском саду и на основании заключения ПМПК) может быть
рекомендовано обучение в школе иного вида (Vго вида, VIIIго вида).
Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный
характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит
семье. Задача педагогов раскрыть родителям характер проблем ребенка и
рекомендовать оптимальный маршрут обучения.
Следует более подробно остановиться на функциональных обязанностях
специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже
отмечалось, оно должно быть комплексным, что предполагает участие врачей,
психолога,педагогов.
Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения,
заключения врачейспециалистов содержатся в медицинской карте, часть этих
сведений дублируется в "Диагностикоэволюционной карте ребенка".
Специалистам следует внимательно изучить содержание медицинских документов.
Владение этой информацией имеет значение для понимания причин и характера
ЗПР, определения стратегии и тактики психологопедагогического воздействия,
определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
В психологопедагогическом исследовании участвуют все специалисты,
включенные в процесс коррекционноразвивающего обучения.
МБДОУ № 102 г.Оренбург 5
Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя
дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление
недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно
именно учителюдефектологу исследовать уровень развития познавательных
процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи),
выявлять уровень сформированности компонентов деятельности (в том числе
учебной).
Учителядефектологи и педагоги выявляют уровень "обученности" каждого
ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Сфера их интересов
определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом",
т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно
педагогической деятельности педагогов, определен уровень их взаимодействия.
Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию
проводят обследование по своим разделам.
Эффективность коррекционноразвивающей работы во многом определяется
глубиной и качеством анализа результатов исследования. Этого можно достичь
при условии владения учителемдефектологом знаниями и практическими
умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии,
психодиагностики, нейропсихологии и др.).
Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой
профессиональной квалификации. Желательно, чтобы педагоги
прошли
подготовку по специальной психологии и имели диагностическую практику.
Педагогов и дефектолога, прежде всего, должны интересовать качественные
характеристики деятельности ребенка:
• особенности мотивации,
• способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному ее
исполнению (т. е. к программированию и реализации программы),
• сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых для
решения задачи,
• особенности самоконтроля и самооценки.
Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятельности
представляют такие показатели как:
• характер взаимодействия со взрослыми,
• способность к использованию помощи и мера этой помощи,
МБДОУ № 102 г.Оренбург 6
• возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную
ситуацию.
Эти показатели характеризуют обучаемость ребенка.
Особое внимание следует уделить способности детей к вербализации и к
словесному отчету о своей деятельности.
Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На
основании полученных данных пишется педагогическое заключение и план
индивидуальной коррекционноразвивающей работы.
Динамика развития детей с ЗПР МБДОУ № 102 за 3 года обучения
Результаты и эффективность педагогического процесса представлены в виде
сводных диаграмм по годам обучения.
Развитие высших психических процессов у детей среднего возраста (4 – 5
лет)_за 2012 – 2013 учебный год
Развитие высших психических процессов у детей старшего возраста (5 – 6
лет)__за 2013 – 2014 учебный год
МБДОУ № 102 г.Оренбург 7
Развитие высших психических процессов
возраста (6 –7 лет) за 2014 – 2015 учебный год
у детей подготовительного к школе
МБДОУ № 102 г.Оренбург
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Качество образования «особых» детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.