Качество образования «особых» детей

  • Документация
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
Иконка файла материала 3.Качество образования особых детей.docx
1 Качество образования «особых» детей Диагностическое   обследование   в   условиях   специального   дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача   комплексного,   всестороннего   качественного   анализа   особенностей познавательной   деятельности,   личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем   мире,   имеющихся   у   ребёнка.   Диагностика   выступает   как необходимый структурный компонент коррекционно­педагогического процесса и средство   оптимизации   этого   процесса.   Углубленное   всестороннее   обследование позволяет   построить   адекватные   индивидуальные   и   групповые   коррекционно­ образовательные   программы   и   определить   эффективность   коррекционно­ развивающего воздействия.   эмоционально­волевой   сферы,       В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно  назвать следующие:  •выявление качественных особенностей психического развития ребёнка; •выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; •   определение   характера   динамики   развития   и   особенностей   обучаемости   при овладении программой; •   дифференциация   сходных   состояний   на   основе   длительного   динамического изучения особенностей эмоционально­волевой и познавательной сферы ребенка.        В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования ­ определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.          Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные   психолого­диагностические   принципы,   признанные   отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании   предполагается   использование   апробированных   методов   и диагностических  методик  изучения  детей  дошкольного  возраста,  в том  числе  ­ детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В.Ульенковой,О.Н.Усановой,Л,С,Цветковой..                                                       МБДОУ № 102 г.Оренбург2          При всем многообразии пособий и материалов по психолого­педагогической диагностике   дошкольников,   в   них   не   достаточно   полно   рассматривается технология   диагностической   работы,   ее   методическое   оснащение   и   формы отражения результатов комплексного исследования детей с ЗПР в специальном детском саду.             Специалисты­дефектологи   знают,   что   наиболее   объективными   являются данные   диагностики,   которая   опирается   на   сочетание   экспериментально­ психологических   исследований   познавательного   и   личностного   развития   и длительного наблюдения за развитием ребёнка. специалисты                  Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят консилиума специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.  психолого­педагогического                      Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует дифференцировать.   Целью   психологической   диагностики   является   уточнение структуры   и   степени   выраженности   нарушений   у   каждого   ребенка,   выявление психологических   особенностей   воспитанников.   Это   направление   диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно­развивающей работы в течение года. Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы". Это поможет   выявить   характер   и  степень  отставания  ребёнка   по   основным   линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.           Педагогическое   обследование   направлено   на   изучение   сферы   знаний   и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности познавательной   деятельности   (особенности   мотивации,   волевые   усилия, особенности   планирования   и   контроля).   Эти   данные   позволят   подобрать   для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. С учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и содержание воспитательно­образовательной работы.     В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа. Первый этап (сентябрь).  Цель   обследования   на   начальном   этапе   ­   выявить   особенности   психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е.                                                       МБДОУ № 102 г.Оренбург3 овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Помимо   этого,   собираются   анамнестические   сведения   о   развитии   ребенка, изучаются   микросоциальные   условия   жизни   и   воспитания   в   семье.   Результаты обобщаются   и   заносятся   в   "Диагностико­эволюционную   карту".   С   их   учетом формируются   подгруппы   детей   для   проведения   занятий   дефектологом   и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно­ психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.            На первом году обучения обследование проводится в течение 4­х недель, в последующем ­ 3­х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели сентября, предоставив детям время для адаптации к новым условиям. Второй этап (первые две недели января).       Основной   целью   обследования   на   втором   этапе   является   выявление   особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. В   таких   случаях   дети   вторично   направляются   на   МППК   с   целью   уточнения диагноза.   На   данном   этапе   дополняются   сведения,   полученные   ранее. Динамическое   диагностическое   исследование   позволяет   оценить   правильность выбранных   путей,   методов,   содержания   коррекционной   работы   с   каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно­педагогической работы в следующем полугодии. Третий этап (две последние недели апреля).  Цель ­ определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный   маршрут   для   каждого   воспитанника.   На   основе   результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.           Возможны следующие варианты. •   При   хорошей   положительной   динамике   ребенок   переводится   в   группу следующего года обучения. •   При   выраженной   положительной   динамике,   когда   результаты   обследования близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида. Такой вариант возможен при "педагогической запущенности", когда в процессе интенсивной   педагогической   работы   удается   в   значительной   мере   преодолеть недостатки и пробелы в знаниях ребенка.                                                       МБДОУ № 102 г.Оренбург4 • Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется   аргументированная   психолого­педагогическая   характеристика   и ребенок направляется на ПМПК. •   При   положительной,   но   слабовыраженной   динамике   и   частых   пропусках   по состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения.      Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в   массовой   школе.   На   это   следует   обратить   особое   внимание,   так   как   цель дошкольной   коррекции   задержек   психического   развития   ­   своевременное выявление и преодоление  недостатков  в развитии,  формирование  полноценного базиса   для   обучения   в   общеобразовательной   школе.   Практика   показывает,   что большинство детей с ЗПР, посещающих дошкольные диагностико­коррекционные группы   в   дальнейшем   успешно   усваивают   общеобразовательную   школьную программу.   Лишь   небольшая   часть   выпускников   направляется   в   классы коррекционно­развивающего обучения. Но могут быть и исключения. Отдельным выпускникам   (с   учетом   динамики   развития   в   течение   всего   пребывания   в специальном   детском   саду   и   на   основании   заключения   ПМПК)   может   быть рекомендовано обучение в школе иного вида (V­го вида, VIII­го вида).            Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье.   Задача   педагогов   ­   раскрыть   родителям   характер   проблем   ребенка   и рекомендовать оптимальный маршрут обучения. Следует   более   подробно   остановиться   на   функциональных   обязанностях специалистов,   принимающих   участие   в   обследовании   ребенка.   Как   уже отмечалось,   оно   должно   быть   комплексным,   что   предполагает   участие   врачей, психолога,педагогов.                   Данные   о   состоянии   здоровья   ребенка,   анамнестические   сведения, заключения   врачей­специалистов   содержатся   в   медицинской   карте,   часть   этих сведений   дублируется   в   "Диагностико­эволюционной   карте   ребенка". Специалистам следует внимательно изучить содержание медицинских документов. Владение этой информацией имеет значение для понимания причин и характера ЗПР, определения стратегии и тактики психолого­педагогического воздействия, определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.                     В психолого­педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно­развивающего обучения.                                                       МБДОУ № 102 г.Оренбург5            Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя­ дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно именно   учителю­дефектологу   исследовать   уровень   развития   познавательных процессов   (внимания,   памяти,   восприятия,   мышления,   воображения,   речи), выявлять   уровень   сформированности   компонентов   деятельности   (в   том   числе учебной).          Учителя­дефектологи и педагоги выявляют уровень "обученности" каждого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Сфера их интересов определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно­ педагогической деятельности педагогов, определен уровень их взаимодействия.                    Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по своим разделам.            Эффективность коррекционно­развивающей работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Этого можно достичь при   условии   владения   учителем­дефектологом   знаниями   и   практическими умениями   из   области   смежных   дисциплин   (специальной   психологии, психодиагностики, нейропсихологии и др.).                      Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой профессиональной   квалификации.   Желательно,   чтобы   педагоги     прошли подготовку   по   специальной   психологии   и   имели   диагностическую   практику. Педагогов   и   дефектолога,   прежде   всего,   должны   интересовать   качественные характеристики деятельности ребенка:  • особенности мотивации,  • способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному ее исполнению (т. е. к программированию и реализации программы),  • сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых для решения задачи,  • особенности самоконтроля и самооценки.    Особый   интерес   при   анализе   интеллектуальной   и   практической   деятельности представляют такие показатели как:  • характер взаимодействия со взрослыми,  • способность к использованию помощи и мера этой помощи,                                                       МБДОУ № 102 г.Оренбург6 • возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию.  Эти показатели характеризуют обучаемость ребенка.  Особое   внимание   следует   уделить   способности   детей   к   вербализации   и   к словесному отчету о своей деятельности. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании   полученных   данных   пишется   педагогическое   заключение   и   план индивидуальной коррекционно­развивающей работы.                Динамика развития детей с ЗПР МБДОУ № 102 за 3 года обучения Результаты   и   эффективность   педагогического   процесса   представлены   в   виде сводных диаграмм по годам обучения. Развитие   высших   психических   процессов   у   детей   среднего   возраста   (4   –   5 лет)_за 2012 – 2013 учебный год Развитие   высших   психических   процессов   у   детей   старшего   возраста   (5   –   6 лет)__за 2013 – 2014 учебный год                                                         МБДОУ № 102 г.Оренбург7 Развитие высших психических процессов   возраста (6 –7 лет)    за 2014 – 2015 учебный год      у детей подготовительного к школе                                                        МБДОУ № 102 г.Оренбург