МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗАГАДКА»
(МАДОУ «ДС «Загадка»)
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по формированию связной повествовательной речи по методике Воробьёвой В. К. по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Пересказ рассказа «Ласточки»
Автор: Спринская Н.В.,
воспитатель старшей возрастной группы
компенсирующей направленности «Теремок»
г. Новый Уренгой
2018 г
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию связной повествовательной речи по методике Воробьёвой В. К. по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: Пересказ рассказа «Ласточки»
(подготовительная группа, воспитатель Спринская Наталья Владимировна)
Образовательная область: речевое развитие
Цель: Формировать навыки первоначального программирования связного сообщения.
Задачи:
Обучающие:
1. Актуализация знаний детей пересказывать текст с помощью модифицированной методики Воробьёвой В.К.
2. Продолжать формировать представление у воспитанников о сохранности смысловой связи предложений при распространении их словами - признаками, отвечающими на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, и при замене существительных подходящими местоимениями.
3. Обогащать словарный запас прилагательными.
Развивающие:
1. Развивать способность анализировать содержание, определять жанровую характеристику.
2. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие, внимание.
3. Развивать способность подбирать точные слова для выражения мысли.
4. Развивать линейную вербальную память.
Воспитывающие:
1. Воспитывать коммуникативную культуру.
2. Воспитывать способность выслушать друг друга.
Предварительная работа с детьми: беседа о признаках весны, о перелетных птицах (соловей, аист, ласточка, чиж)
Методы и приемы, технологии:
Модифицированная методика Воробьевой В.К.
Методы и приемы развития критического мышления.
ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии: подвижная игра для развития психических процессов.
Материалы и оборудование: банк предметных картинок, музыка на физминутку «Звуки птиц»
Структура НОД:
1 этап. Организационный.
2 этап. Чтение воспитателем рассказа.
3 этап. Сенсорно-словарная работа.
4 этап. Составление предметно-графического плана.
5 этап. Пересказ с опорой на предметно-графический план.
6 этап. Закрепление правил смысловой связи.
7 этап. Физкультминутка.
8 этап. Изменение лексической наполняемости предложений.
1) Замена связывающего слова (Введение запрещающих знаков).
2) Дополнение рассказа прилагательными
9 этап. Пересказ с опорой на предметно-графический план.
10 этап. Итоги.
Ход урока.
1 этап. Организационный.
Воспитатель:
Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной:
Здравствуй , Мир! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, Свет! (руки - в стороны)
Здравствуй, добрый Человек! (дети протягивают руки вперед)
Да, ребята, человек при встрече с другими людьми говорит замечательное слово - «Здравствуйте!». Так он желает здоровья и мира своим родным, знакомым и незнакомым людям, матушке-природе.
-Сегодня я предлагаю вам как раз поговорить немного о матушке – природе. Какое время года сейчас за окном?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие признаки весны вам известны?
Дети: Тает снег, бегут ручьи, солнце ярче светит, просыпаются животные и насекомые, прилетают с юга птицы…
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Соловей, аист, ласточка, чиж.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с новым рассказом «Ласточка»
2 этап. Чтение воспитателем рассказа.
Ласточка свила гнездо.
Гнездо понравилось воробью.
Воробей прогнал ласточку.
Ласточка позвала подруг.
Подруги прогнали воробья.
Воробей улетел из гнезда.
3 этап. Сенсорно-словарная работа.
Воспитатель: Наш рассказ мы будем «записывать» картинками. Какие картинки понадобятся для нашего рассказа? (дети из банка картин выбирают подходящие)
Дети: ласточка, гнездо, воробей, ласточки-подруги
Воспитатель: Какие картинки лишние?
Дети: аист, снегирь, будка, дети.
4 этап. Составление предметно-графического плана.
Воспитатель: «Записывать» рассказ картинками мы будем с помощью подстановочной таблицы.
Воспитатель: Прочитаю первое предложение. Ласточка свила гнездо. Какие картинки подойдут к этому предложению?
Дети: Ласточка и гнездо
Воспитатель: Выкладываем картинки в постановочную таблицу.
Воспитатель: Какое слово прячется за стрелкой?
Дети: свила
Воспитатель: Произнесите первое предложение.
Дети: Ласточка свила гнездо.
Воспитатель: Слушаем второе предложение и подбираем картинки. Гнездо понравилось воробью. Какие картинки подойдут к этому предложению?
Дети: гнездо и воробей
Воспитатель: Выкладываем картинки в постановочную таблицу.
Воспитатель: Какое слово прячется за стрелкой?
Дети: понравилось
Воспитатель: Произнесите первое предложение.
Дети: Гнездо понравилось воробью.
Чтение 3 предложения и т.д.
5 этап. Пересказ с опорой на предметно-графический план.
Воспитатель: У нас получился графический план рассказа. Кто сможет пересказать? (прослушиваем пересказ 1-2 детей)
6 этап. Закрепление правил смысловой связи.
Воспитатель: Как вы думаете, связаны ли предложения между собой? Давайте посмотрим на первое и второе предложение. Произнесите их. Какую особенность вы заметили?
Дети: В этих предложениях повторяется слово «гнездо».
Воспитатель: Обратите внимание на второе и третье предложения. Есть ли связь?
Дети: В этих предложениях повторяется слово «воробей»
Воспитатель: Есть ли такая связь между следующими предложениями? Какие слова там связывают предложения?
Дети: Да, повторяются слова «ласточка», «подруги»
7 этап. Физминутка.
Воспитатель: Давайте немного передохнем и сделаем физминутку.
ЛАСТОЧКИ
Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели. Болгарская народная песенка |
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Приседают, сложив руки за спиной.
Делают ритмичные наклоны головы. Опять бегут по кругу, взмахивая руками. |
8 этап. Изменение лексической наполняемости предложений.
Введение запрещающих знаков.
1) Замена связывающего слова.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли заменить связывающее слово так, чтобы не нарушилась связь между предложениями? Давайте попробуем.
Вот появился запрещающий знак. (воспитатель выкладывает запрещающий знак на слово «гнездо» во втором предложении) Какое слово под ним?
Дети: Гнездо
Воспитатель: Каким другим словом его можно заменить?
Дети: оно.
Воспитатель: Произнесите предложение с новым словом.
Дети: Оно понравилось воробью.
Воспитатель: Нарушилась связь?
Дети: нет
Воспитатель: Вот появился еще один запрещающий знак (воспитатель выкладывает запрещающий знак на слово «воробей» в третьем предложении) Какое слово под ним?
Дети: Воробей
Воспитатель: Каким другим словом его можно заменить?
Дети: он.
Воспитатель: Произнесите предложение с новым словом.
Дети: Он выгнал ласточку.
Воспитатель: Нарушилась связь?
Дети: нет
Воспитатель: Вот появился еще один запрещающий знак (воспитатель выкладывает запрещающий знак на слово «подруги» в пятом предложении) Какое слово под ним?
Дети: подруги
Воспитатель: Каким другим словом его можно заменить?
Дети: они.
Воспитатель: Произнесите предложение с новым словом.
Дети: Они выгнали воробья.
Воспитатель: Нарушилась связь?
Дети: нет
2) Дополнение рассказа прилагательными
Воспитатель: Чтобы наш рассказ стал еще более интересным, предлагаю украсить его словами-признаками, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Какое слово-признак можно подобрать к словам ласточка, гнездо, воробей, подруги?
Дети: трудолюбивая ласточка, уютное гнездо, хитрый шустрый воробей, верные подруги.
9 этап. Пересказ с опорой на предметно-графический план.
Воспитатель: Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш предметно-графический план, но уже с новыми словами. (выслушивается пересказ 1-2 детей)
10 этап. Итоги.
Воспитатель: Что нового узнали на занятии? Что для вас оказалось наиболее сложным? Что больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.