Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
27.03.2017
В последнее время значительно выросло внимание к решению проблемы создания без барьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Понимая без барьерную среду, как среду, доступную для всего населения, не ограничиваемся только понятием доступности зданий и сооружений. «Безбарьерность»рассматривается, как возможность участвовать в общественной, производственной, творческой жизни родного города и страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь.
4. безбарьерная среда.docx
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
1
В последнее время значительно выросло внимание к решению проблемы
создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.
Понимая безбарьерную среду, как среду, доступную для всего населения, не
ограничиваемся только понятием доступности зданий и сооружений.
«Безбарьерность» рассматривается, как возможность участвовать в общественной,
производственной, творческой жизни родного города и страны, получить достойное
образование иквалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную
жизнь. Дети с ОВЗ более других нуждаются в адаптации к окружающей среде; в
разрушении барьеров между ними и миром, возникающих изза особенностей их
физического и умственного развития. Дети с ОВЗ нуждаются в том, чтобы рядом с
ними были надёжные помощники и добрые друзья –педагоги, не позволяющие им
растерять уверенность в себе и самостоятельность. Именно
комплексная,
целенаправленная, своевременная, систематическая коррекционная работа с
учётом индивидуальных особенностей детей помогает им осмыслитьокружающий
мир и происходящие в нём. Нам очень хочется передать ребятам свои знания,
научить их понимать свою Родину, познать истоки истории родного города,
почувствовать окружающий мир и свою сопричастность к нему.
Безбарьерная среда это обычная среда, дооборудованная с учётом
потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач образовательного учреждения является создание
необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды,
благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и
максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такойполитики
является доступность для инвалида физической среды.
социальной инфраструктуры (ОСИ).
В ДОУ функционируют две коррекционные группы. Всего воспитанников: 23,из
них 10 детей инвалидов, с диагнозами: расстройство аутического спектра,
интеллектуальная недостаточность
психического развития.
Коррекционные группы укомплектованы специалистами: педагогдефектолог,
специалист по физической культуре, музыкальный руководитель. На детей –
инвалидов разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Предметно
пространственная среда в группах организована так, чтобы каждый ребёнок имел
возможность заниматься любимым делом .Всё пространство групп безопасно:
элементы среды соответствует требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования. Оборудования и материалы, используемые на
участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей,
санитарно гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности,
что подтверждается
сертификатов соответствия (маркировка
постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со
В образовательном учреждении имеется паспорт доступности объекта
,задержка
наличием
МБДОУ № 102 г. Оренбург 2
столом, у детской мебели нет острых углов, мебель устойчива и надёжно
укреплена).Развивающая предметно пространственная среда групп гибкая,
трансформируемая, вариативная. Игрушки для самостоятельных игр находятся на
открытых полках в непосредственной доступности.
Педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности
(безопасность во время образовательной деятельности: обращение с ножницами,
кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за
столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).
Комфортная предметнопространственная среда: размеры и конструкции
оборудования и пособий соответствуют анатомофизиологическим особенностям
детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и
способствует проявлению детской активности. Сферы самостоятельной детской
активности внутри группы не пересекаются между собой. Центры, активности
общения, сюжетноролевых игр, строительноконструктивных игр, театральный,
изобразительного искусства, развития речи и грамотности, экспериментирования и
исследований, спортивный, охватывают все интересы ребенка.
В помещениях групп имеется мебель (диван, кресла, шкафы), напоминающие
домашнюю обстановку, что способствует созданию уюта и комфортного
пребывания детей в группе, снижает тревожность и другие психологические
особенности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья. В
помещения групп и раздевалках используются детские фотографии, а также
выставки детских работ, выполненных руками детей и совместных работ с
родителями. Помимо различных игровых центров в группе существует уголок
«уединения», обустроенный с помощью кресла и стеллажа с растениями, где
ребенок может отдохнуть, рассмотреть иллюстрации в книге, посмотреть свой
семейный альбом. Также в интерьер включены элементы оформления, создающие
приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы рисунки,
аппликации, композиции из пластилина).
Развивающие пособия в группе подобраны с учетом гендерного подхода,
учитывающего интересы и потребности мальчиков (разнообразные конструкторы,
игрушки, изображающие виды транспорта, рабочие инструменты, спортивные
пособия и др.) и девочек (куклы, кроватки с постельным бельем, посуда, мебель,
коляски, альбомы для рассматривания, книги) .
Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя:
задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на
основе пространственного принципа «глаза в глаза»,
используются
коммуникативные игры, существуют добрые традиции группы: отмечать в группе
праздники: дни рождения детей.
Особое внимание уделено визуальному оформлению предметной среды. Так как
основную информацию человек получает при помощи зрения, предметно
пространственная среда группы эстетично организована. Все предметы убранства и
оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из
которых они изготовлены. Цветовое решение интерьера не раздражающее (цветовой
МБДОУ № 102 г. Оренбург 3
игровым,
физкультурным,
игровую,
коммуникативную,
комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные
тона, присутствие ярких предметов – игрушки, яркие элементы отделки). В
оформлении использованы природные компоненты (природный уголок, элементы
растительного декора).
Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений обусловлен
максимальным обеспечением условий для развития ребенка и для того, чтобы он
чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и
воспитания:
оздоровительным оборудованием,
инвентарем и материалами, массажные коврики, дорожки и мячи, разнообразный
материал для профилактики плоскостопия. Насыщенность среды обеспечивает
разнообразную деятельность:
познавательно
исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд,
конструирование,
изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка.
Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ и детей – инвалидов, их
деятельность строится на основе их возможностей,
предупреждения
интеллектуальных, физических и нервно – эмоциональных перегрузок, отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
В кабинетах специалистов имеется необходимое оборудование:
столы и стулья по количеству детей, занимающихся в однойподгруппе;
шкафы и полки для учебного материала и методическойлитературы;
настенные зеркала для логопедических занятий;
набор логопедических инструментов;
стол канцелярский;
песочные часы, секундомер;
систематизированный наглядный материал;
учебные пособия;
дидактические и настольнопечатные игры;
методическая литература;
технические средства обучения.
МБДОУ № 102 г. Оренбург 4
МБДОУ № 102 г. Оренбург Оформление предметно пространственной среды кабинета
5
Вид помещения,
функциональное
использование
Непосредственная
образовательная
подгрупповая
деятельность.
Непосредственная
индивидуальная
деятельность.
Консультативная
работа с
педагогами,
родителями.
Учителя дефектолога.
Образовательны
е области
Оснащение
«Социально
коммуникативное
развитие».
«Познавательное
развитие».
«Развитие речи».
«Художественно
эстетическое
развитие».
Компьютерные
программы для
индивидуальных занятий.
Магнитофон аудиозаписи, кассеты.
Фланелеграф с набором
дидактического материала.
Перечень дидактических игр и
упражнений: по развитию речи; по
развитию математических
представлений; по развитию
восприятия и внимания; по
ознакомлению с окружающим; по
развитию ручной и мелкой моторики.
Иллюстративный материал по
лексическим темам.
Подбор дидактических игр с
использованием природных материалов
для развития восприятия и мелкой
моторики.
Перечень дидактических игр по всем
разделам программы.
Мебель для практической
деятельности (столы, стулья).
Магнитная доска, набор магнитов.
Шкафы для методической литературы.
Большое зеркало и индивидуальные
зеркала на каждого ребенка.
Полочки для пособий и игрушек.
Большие контейнеры для
дидактического материала, маленькие
контейнеры для игрушек и
раздаточного материала.
Музыкальные инструменты.
Дидактические пособия по сенсорному
воспитанию.
Муляжи овощей и фруктов, наборы
МБДОУ № 102 г. Оренбург 6
домашних и диких животных.
Развивающие игры.
МБДОУ № 102 г. Оренбург
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Создание «безбарьерной среды» для детей с ОВЗ в МБДОУ № 102
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.