В российской системе
образования на всех образовательных уровнях прежде целенаправленно не велась
подготовка педагогов для осуществления педагогической деятельности во
внеурочное или во внешкольное время, а если и велась, то достаточно обще и
небольшим по объему часов курсом. В прежние десятилетия целенаправленно не
велась подготовка педагогических кадров и для системы внешкольной работы с
детьми. В системе внешкольного образования зачастую работали специалисты,
имеющие профессиональное образование, но не владеющие психолого-педагогическими
знаниями.
Первый опыт подготовки педагогов дополнительного образования начат только в
последнее время с целью обеспечения системы дополнительного образования детей и
молодежи квалифицированными педагогическими кадрами. Однако, в системе
дополнительного образования могут работать и обычные педагоги в зависимости от
того, какой вид дополнительного образования они осуществляют. В
"учебном", частично "внеурочном" дополнительном образовании
на всех уровнях могут и должны работать педагоги-предметники, подготовка
которых ведется в педагогических вузах. Это педагоги, преподающие основы
психологии, педагогики, философии, этики, эстетики, логики, риторики и других
учебных дисциплин, не включенных в базовый компонент. В последнее время в
рамках дополнительных специальностей и специализаций студентов педагогических
вузов обучают преподаванию названных дисциплин.
А специалистов для "внеурочного", "досугового",
"внеаудиторного" дополнительного образования необходимо готовить
специально. Они востребованы во всех видах учреждений дополнительного
образования, от дошкольных образовательных учреждений до центров
дополнительного образования взрослых.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеализированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Учреждение дополнительного образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.
Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте.
В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени.
Отличительными чертами педагога дополнительного образования
является то, что педагог дополнительного образования, выполняющий все названные
выше требования, осуществляет еще и специфичные для данной специальности
требования: "дополнительное образование обучающихся, развитие и воспитание
обучающихся; развитие их разнообразной творческой деятельности; комплектование
состава обучающихся в кружках, секциях, студиях, клубных и других детских
объединений и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения;
выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;
поддерживает одаренных и талантливых обучающихся; организует участие
обучающихся в массовых мероприятиях"
Выявляя особенности личности педагога дополнительного образования детей, один
из исследователей проблем дополнительного образования детей В.А. Березина отмечает,
что "основная его особенность заключается в том, что он играет большую
роль в творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения. Большинство
педагогов убеждены, что именно в системе дополнительного образования у ребенка
появляются широкие возможности определять свой выбор: в форме самовыражения -
63 %, в творчестве, поиске необычного - 63 %.
Сегодня можно выделить три ощутимые по своей значимости проблемы дополнительного образования и возможных путях их решения, одной из таких является проблема кадрового обеспечения:
"Главной особенностью этой структуры является
"незакрытый список специальностей", так как с возрастанием
потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера
деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе
дополнительного образования детей, на четыре группы: Первая группа - это лица,
осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми:
педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта
категория - наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных
учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.
Вторая группа - это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое
обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы. Некоторые функции
методической деятельности входят в обязанности всех специалистов системы первой
и высшей квалификационной категории, в том числе управленцев.
Третья группа - администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в
учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с
моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант:
руководители среднего звена - заведующие отделами, лабораториями, клубами,
студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных,
городских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей
"среднего звена" заключается в том, что, с одной стороны, они руководят
взрослым коллективом, являются административными лицами, а с другой стороны,
они же - руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители
совмещают свои должности с должностями педагогов дополнительного образования
детей и педагогов-организаторов.
Четвертая группа - это специалисты профильных направлений.
Направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный
процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так,
например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры,
концертмейстеры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических
направлениях современные компьютерные технологии составляют подавляющее
большинство, то для обслуживания техники необходимы программисты, наладчики, инженеры,
лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не
обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.
Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития
коллектива, его задач и предоставленной материально-технической базы
Актуальность проблемы заключается в том что в педагогических коллективах учреждений дополнительного образовании, высокий процент людей пред пенсионного и пенсионного возраста, что в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Система подготовки ДО нуждается в модернизации: требуется обновление учебных программ с учетом направления деятельности и специализации, индивидуальной работы с одаренными детьми, включением практической направленности и научно-методических изысканий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.