Как активизировать желание учиться у обучающихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня. Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практически все педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист С. Соловейчик выразил свое отношение к нему очень четко: «В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет». Действительно ли все так безнадежно? В данной разработке, я попытаюсь представить пути решения выше обозначенной проблемы, исходя из собственного педагогического опыта.
Вера в ребенка, его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – нащупать, определить индивидуальное пространство, в котором ученик будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает.
В своей работе опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П. Волкова:
· Знание – фундамент творчества;
· Строгий отбор учебного материала;
· Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
· Индивидуальный подход в обучении.
Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Любое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности.
Задачу учителя в современном обществе я вижу не столько в передаче детям максимально возможного объема знаний, сколько в том, чтобы научить детей умению учиться. Выполнить эту задачу мне позволяет применение элементов различных педагогических технологий.
Сущность методической разработки заключается в повышении мотивации, уровня обученности и качества образования обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Новизна методической разработки заключается в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий, проектной и исследовательской деятельности, дистанционного обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование творчески мыслящей личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самовыражению. Важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит им учитель, не просто учили то, что им объясняют, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.
Цели методической разработки:
- Изучить особенности познавательной деятельности учащихся;
- Апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.
Задачи методической разработки:
- выявить наиболее эффективные приемы, методы, формы и технологии активизации познавательной деятельности учащихся;
- повысить интерес к преподаваемым предметам (история и обществознание);
- развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения (ГИА, ОГЭ);
- активизировать подготовку и участие учащихся к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, научно-практическим конференциям.
Ожидаемые результаты:
- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что обучающиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке. Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.
1. Познавательная пассивность – характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.
2. Активный уровень – характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.
3. Исполнительно-активный уровень – характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.
4. Творческий уровень – характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу.
У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.
Критерии степени профессиональной подготовки учителя:
1. Умение создать учебно-познавательную атмосферу.
2. Используемые методы обучения.
3. Деятельность и активность учащихся на уроке.
4. Контроль и коррекция деятельности учащихся.
5. Речь учителя и её значение на уроке.
6. Взаимоотношения учителя и учащихся.
7. Воспитывающая сторона урока.
8. Результативность урока.
Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех, условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе.
От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.
На каждом уроке я совмещаю элементы не менее трёх образовательных технологий.
Технология проектного обучения. Метод мини-проектов
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеурочное время, но отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 5-9 классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций обучающихся. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:
· во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;
· во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;
· в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.
В своей педагогической практике на уроках истории чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.
Хочу предложить вам несколько примеров применения метода мини-проектов на уроках истории из своей практики работы.
По сути, моя технология обучения представляет систему, которая включает в себя 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
На данном этапе учащиеся 5–6-х классов обучаются представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления):
– составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки;
– представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;
– составляют презентации и сообщения, рефераты и др.
В частности, в 5-м классе, изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», и «Древняя Греция», и «Древний Рим» – всё это очень занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными: от простых сообщений до замечательных коллекций рисунков и поделок.
2. Переходный этап.
Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется ИК культура, т.к. ребята активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции обучающихся, которые оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.
Вашему вниманию предлагаются выполненные группой ребят 6-го класса, макеты средневекового замка, с помощью которых они представили описательный текст о Средневековом замке – жилище рыцаря и феодала.
Третий этап можно, условно, назвать заключительным, т.к. предполагается продолжение развития проектной деятельности на качественно новом уровне в 10-х и 11-х классах.
3. Заключительный этап.
Учащиеся 8–9-х классов принимают участие в работе над учебными проектами, творческими работами, в школьном фестивале проектов, районных конкурсах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в проектной деятельности, т.к. ребята имеют достаточно стабильные навыки работы с исторической информацией и способны ею оперировать. Я включаю в учебную программу несколько учебных проектов, обязательных для выполнения всеми учениками класса. Например, по истории России в 8-м классе «Золотой век русской культуры», в 9-м классе по истории России «Духовная жизнь Серебряного века», проект «Чтобы помнили» (Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.).
При выполнении проектной работы необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих рекомендаций:
· во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать ребят, желательно поощрять их самостоятельность;
· во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и дополнительный материал;
· в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, рисовать рисунки, вырезать, наклеивать, изготовлять, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.
Нужно отметить, что для организации учебных мини-проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется заранее (3-4 недели. От учителя требуется не только умение организовать детей, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, в соответствии с возрастными нормами, применять техническое обеспечение урока, составлять домашние задания.
Таким образом, одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод, который успешно апробировался многими педагогами. На основе данного опыта можно отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности обучающихся позволяет не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта обучающиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.
Проектирование – это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения.
Проекты по форме могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру их условно подразделяют по основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст обучающихся, образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успех и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды.
Ни для кого, ни секрет, что для сегодняшних школьников Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – далёкое прошлое. Времени для изучения этой темы по программе отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы выношу на уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-проекты. К тому же, сегодня со страниц учебников исчезли имена героев, совершивших беспримерные подвиги и ребята мало, что знают о них, а также о Днях воинской славы; городах-героях; городах воинской славы России. В год, 70-летия Победы над фашистской Германией, когда с каждым годом участников военных действий становится все меньше, особенно важно показать ученикам какой ценой досталась Победа нашему народу. Таким образом, возникла идея работы над проектом «Великая Отечественная война 1941-1945 гг : за страницами учебника истории».
Для реализации проекта, в 9 классе был проведен открытый урок по теме «Трагическое начало: за страницами учебника». Результатом работы обучающихся стали мини-проекты: «Битва за Москву» и «Блокада Ленинграда». Изготовленная наглядность - альбом «Великая Отечественная война 1941-1945гг.: за страницами учебника. Глава I. Трагическое начало», а также созданные ребятами мультимедийные презентации с использованием роликов, музыкального сопровождения - в дальнейшем может использоваться в работе кабинета истории и учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
А при изучении темы «Великая Отечественная война» в 11 классе создается проект «Чтобы помнили», который включает в себя следующие направления:
· Начало Великой Отечественной войны;
· Битва за Москву;
· Сталинградская битва;
· Курская битва;
· Блокадный Ленинград;
· Партизанское движение;
· Вклад науки в военное производство;
· Великие полководцы;
· Дети войны;
· Мы помним их поимённо: павших и вернувшихся с войны;
· Наш район в летописи Великой Отечественной;
· Подвиг нашего земляка;
· Трудом приближавшие Победу;
· Этот долгожданный День Победы;
· Что может быть страшнее, чем война?
Темы мини-проектов обучающиеся получают в качестве опережающих заданий. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, страниц альбома, сценариев мероприятий, справочника, календаря событий.
При создании обучающимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
· критическое осмысление информации;
· выделение главного в информационном сообщении;
· систематизирование и обобщение материала;
· грамотное представление имеющейся информации;
Таким образом, у обучающихся, в ходе применения данной технологии, формируются все ключевые компетенции, а информационные, как приоритетные. Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса обучающихся к изучению истории.
Значительное место на уроках истории и обществознания уделяю применению элементов здоровьесберегающих технологий. Основная идея в оптимальном сочетании у школьников хороших показателей обученности и уровня здоровья. Учёт динамики саморегуляции поведения, а также возрастных особенностей учащихся позволяет избежать перегрузок. Организация учебного процесса «от ученика» обеспечивает реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.
- Технология исследовательской направленности. Основная идея заключается в том, что учебный процесс осуществляется как поиск новых познавательных ориентиров. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями и представлениями, прежде чем они излагаются на уроке. Им предоставляется право самостоятельно планировать своё исследование, предполагать возможные результаты. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и делают выводы, а не получают их от учителя.
- Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, применимы для учащихся разного возраста и используются при организации занятий по многим направлениям деятельности.
На мой взгляд, одной из эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся на второй ступени обучения является учебная игра.
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Важным условием является доступность игры для всех учащихся, соответствие их потребностям и интересам. Так, непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов, их классификации. Фантазия, творческая выдумка, изобретательность учителей поистине безграничны. Игры могут принимать различные формы, в зависимости от поставленной цели.
Игры-упражнения, игра-поиск, игра-аукцион, экскурсия, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, познавательные игры-путешествия – вот неполный список применяемых мною на уроках игровых форм. Я говорю игре как одной из форм интерактивного обучения «Да!». Ведь включение в учебный процесс познавательных игр способствует не только к раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка, но и учат его конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни.
- ИКТ: технология компьютерного обучения, интерактивных приложений
Основная идея: подготовка компонентов информационной среды и связь их с предметным содержанием определённого учебного курса. Информатизация обучения подразумевает три подхода к применению компьютеров в обучении: компьютер как хранилище (и источник) информации, компьютер как развивающая среда, компьютер как обучающее устройство.
Информационные технологии - это применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную позицию в современном информатизированном обществе.
В своей работе я активно использую элементы информационно-коммуникационных технологий. Главная задача учителя сегодня – это работа с деятельностью, передача учащимся не просто знаний, а способов работы с ними, и поэтому современное образование уже немыслимо без широкого применения информационных технологий.
На личном опыте я убедилась, что использование интерактивных приложений к урокам позволяет:
· компенсировать недостатки учебника;
· повысить наглядность;
· разнообразить источники информации;
· вводить дополнительную информацию;
· придать более чёткую систему необходимому для изучения материалу;
· организовать разноуровневое обучение;
· организовать многоуровневое закрепление изученного материала;
· обучающимся, выбрать собственную траекторию изучения материала.
В последнее время выпускается большое количество ЭОР, в том числе мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в историческом образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Среди подобных средств обучения в образовательном процессе мною используются следующие:
1. «История древнего мира. 5 класс». (Образовательная коллекция 1С).
2. «История средних веков. 6 класс». (Образовательная коллекция.1С).
3. «История нового времени. 7 класс». (Образовательная коллекция.1С).
4. «История нового времени. 7 класс». (Образовательная коллекция.1С).
5. «История Отечества 882-1917». (Современный Гуманитарный Университет).
6. «История России XX век». (ч.1-4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.).
7. «Обществознание 8-11 класс». (пособие к учебникам под ред. Боголюбова Л.Н.)
8. «Подготовка к ЕГЭ – обществознание». (Тестирование, БУКА).
9. «Подготовка к ЕГЭ – история». (Тестирование, БУКА).
10. «ЕГЭ. Обществознание. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).
11. «ЕГЭ. История. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).
12. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIXв.
13. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX - XX вв.
14. Повторение и контроль знаний. История древнего мира. 5 класс. Электронный тренажёр. (Планета).
15. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Электронный тренажёр. (Планета).
16. Повторение и контроль знаний. История России. 7 класс. Электронный тренажёр. (Планета).
17. Повторение и контроль знаний. История России. 10-11 классы. Электронный тренажёр. (Планета).
В своей урочной и внеурочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся я использую следующие возможности ИКТ – технологий, а также их интеграцию с современными образовательными технологиями.
1. Использование ресурсов электронных пособий в форме печатного текста (как на дисплее компьютера, так и в виде раздаточного материала). Печатные материалы являются распространенными средствами обучения, которые могут быть использованы различным образом и в различных форматах, включая страницы сети Интернет.
Задания могут быть следующими:
1. «Впишите в рассказ пропущенные слова». Например, в мультимедийном пособии «История средних веков. 6 класс» есть раздел «Расшифруй послание» (подобные разделы существуют практически во всех электронных пособиях). В нем помещено несколько текстов, соответствующих различным темам изучаемого курса. Задача учащегося – вставить на место пропусков необходимые слова. Причем, надо отдать должное авторам электронных учебников, так как это отдельные слова, а не словосочетания. При этом внизу экрана, как правило, отображается информация о том, сколько слов необходимо вставить, и сколько уже вставлено. После выполнения работы указываются правильные и неправильные ответы, и дается возможность исправить ошибки, изучив соответствующий учебный материал.
2. Еще одним вариантом использования печатного текста является соотнесение имени исторического деятеля и его характеристики, термина и его определения и др. Так, например, в пособии «Обществознание 8-11 класс» в теме Социальный статус личности нужно распределить данные статусы (правая колонка) на две группы (левая колонка). При этом можно проверить правильность ответа. Программа позволяет не только отследить верные и неверные ответы, но и дает комментарии по поводу ошибок.
3. В пособии «История нового времени. 7 класс» есть текстовые документы, которые нужно проанализировать и выделить признаки различных терминов и понятий. Подобный вид работы можно сочетать с работой в тетрадях учащихся, куда они будут выписывать ответ на поставленный вопрос.
4. В мультимедийном пособии «Обществознание 8-11 класс» широко представлен хрестоматийный материал. Можно предложить сильным учащимся самим выбрать текстовый документ для работы. Для остального класса целесообразно предложить коллективное обсуждение источников.
Подобные ресурсы можно использовать и в учебном проектировании (например, при изучении тем в 5 классе о жизни фараонов, египетских вельмож, крестьян и ремесленников). После чтения соответствующих фрагментов параграфа или электронного пособия я организую работу учащихся в группах с последующей презентацией результатов: сценок «Из жизни …», интервью с …, подготовка газет и др.
2. Использование видео и аудиоматериалов. Эта группа средств мною используется:
· в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,
· в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,
· как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в преподавании соответствующих учебных курсов по истории и обществознанию весьма затруднительно. Претензии, прежде всего, касаются отсутствия методического сопровождения, возрастной адаптации. Большинство дисков создано в популяризаторских и развлекательных целях, что ограничивает их использование в учебном процессе. Фактически учитель, желая использовать подобные программы на уроке, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования. Поэтому в ходе своей работы в качестве учителя истории и обществознания я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint .
С ее помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение.
Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока. В своей работе я чаще всего использую 3 разновидности презентаций:
1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.
2. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие. Использование при проведении урока компьютерной презентации дает возможность учителю в более сжатые сроки представить материал довольно большого объема и не выйти за границы минимального уровня. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
3. Ученические презентации как образовательный продукт урока. Обучающиеся самостоятельно или в составе группы анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы, в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу обучающихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей обучающихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Использование компьютера практически на каждом этапе урока дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Существует много технологий обучения в современной педагогике. На мой взгляд, любая из них будет эффективна, если с помощью неё удастся организовать самостоятельную, активную, творческую познавательную деятельность обучающихся, во-первых, и научить применять свои знания на практике, во-вторых.
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, являются творческие работы с последующей защитой. К творческим работам обучающихся относятся проектная деятельность, написание эссе, составление синквейнов, подготовка кратких сообщений на заданную тему, составление кроссвордов, подготовка к различным видам игр на уроках, написание сочинений, памяток , «оживление» картин, написание докладов.
Двадцатилетний опыт работы показывает, что большую сложность для учителя вызывают уроки по темам раздела «Культура», так как в школе нет необходимой наглядности. Уроки по данным темам я провожу как уроки-студии, например, «Золотой век русской культуры», «Серебряный век» и т.д. Класс делится на группы. Творческие группы получают задание по следующим направлениям:
1. Литература;
2. Театр;
3. Живопись;
4. Архитектура;
5. Музыка.
Результаты работы над проектом также оформляются в виде презентаций.
Работа над презентацией, её публичное представление, защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий. Процесс создания обучающимися презентации даёт дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения.
Новые информационные технологии создают обучающемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно.
В заключение хочу отметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь ещё один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди». Никогда нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.
-Технология критического мышления
Два года назад я приступила к активному освоению одной из новых для меня образовательных технологий - технологии критического мышления.
Одна из основных целей технологии развития критического мышлении - научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Для реализации цели обязательны три последовательные стадии: «вызов - осмысление содержания – рефлексия».
1 стадия – вызов. Задачи стадии: самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности; самостоятельное определение учащимися направления в изучении темы.
На данном этапе мною используются приемы:
· верные и неверные утверждения,
· рассказ-предположение по ключевым словам,
· логические цепочки
· кластер.
2 стадия – осмысление новой информации. Задачи стадии: организация активной работы с информацией; самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.
На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки «v» - уже знаю, «+» - новая информация, «?»- не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.
Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному:
чтение текста, рассказ учителя, видеофильм, кинохроника, чтение с остановками.
В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку, верные и неверные предложения, скорректировать кластер и т.д. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верные варианты, и все могут проверить качество своей работы.
3 стадия – рефлексия (размышление). Задачи стадии: анализ процесса усвоения нового содержания и самого этого содержания; оценка себя и других в плане приращения знаний; определение областей, где требуется дополнительная работа. Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме:
· «Я понял, что…», «… может привести…» и др.
· рисунок, который отражает смысл темы
· кластер
· синквейн
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего характера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее. Так, например, по теме «Александр I» ребята смогли составить такой синквейн:
1. Александр.
2. Мыслящий, наивный.
3. Мечтает, планирует, но не осуществляет.
4. Сфинкс, не понятый до гроба.
5. Самодержец.
Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы. В старших классах провожу пресс-конференции (подготовка докладов), когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.
При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу «ПОПС»:
П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Хочу отметить положительные моменты:
- во время обсуждения проблемных вопросов, создается атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, расширяют свои знания и чувства о мире;
- целенаправленная деятельность учащихся в парах статического состава по дидактическим карточкам формирует личностную культуру работы с информацией. Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвовали в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения поставленной задачи.
- процедура публичного индивидуального выступления продуктивна (так как в ходе её у учащихся формируется позитивный опыт из всего, что происходит в обществе) и многогранна (так как проявляется в умении учащихся рассматривать явление с разных сторон).
- результаты рефлексии свидетельствуют о том, что уровень учебной подготовки школьников приобрёл новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе.
Обучение истории и обществознанию – процесс длительный и достаточно сложный. За время обучения в школе ученик должен усвоить сотни новых терминов, понятий, дат, причинно-следственных связей и научиться свободно ими апеллировать. Для построения конструктивных отношений с учащимися важно учитывать их потребность в личностном общении со сверстниками и взрослыми, удачно сочетать доминирующие приёмы и принципы обучения, мотивировать обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
1. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
2. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
3. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
4. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
Таким образом, каждый учитель, используя элементы современных образовательных технологий в преподавании открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников – обучение - станут радостнее и увлекательнее. Недаром великий русский педагог К. Ушинский говорил: «Педагог, желающий, что-нибудь прочно запечатать в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.