Как достичь гармонии в детско – родительских отношениях

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.docx

Как достичь гармонии в детско – родительских отношениях

 Главной ячейкой общества была и остается семья. Будущее ребенка тесно связано с его личностью, на которую влияет семейное воспитание. Семейное воспитание – это будущее ребенка, его основа, фундамент. А если фундамент заложить неправильно, то основа вся рухнет, будет не стойкой. Так и с человеком, если неправильно заложить основу с детства, то произойдут печальные, необратимые последствия. Большинство людей, родителей, педагогов стремятся к гармоничному стилю воспитания, ведь благодаря такому стилю у ребенка будет сформирован гармоничный тип личности. Воспитывать в гармонии, значит воспитывать во взаимном согласии, понимании, единстве воспитательного процесса. При появлении долгожданного ребенка в семье, родители начинают размышлять, мечтать, какого малыша они хотели бы видеть в будущем, они строят благоприятные планы. В такой семье ребенок будет расти в благоприятной, теплой семейной атмосфере, ведь, как правило родители в таких семьях находят больше времени своему ребенку. Они стараются уделять своим чадам больше внимания, проводить свободное время вместе. В семьях формируются различные традиции, например празднование необычных праздников, где готовятся сюрпризы членам семьи, проводятся игровые мероприятия, изготавливаются поделки. Все это влияет на значимость ребенка нахождения в социуме. Что значит гармония в детско – родительских отношениях? Это открытость, доверие между родителем и ребенком, когда все члены семьи понимают свое значение, свою роль в семье, а также могут выстраивать дипломатическое взаимодействие. В каждой семье тесно связаны различные взаимоотношения: родительские, супружеские, детские. Родителям стоит задуматься о том, что семья очень влияет на на все сферы личности ребенка, включая на поведенческую, коммуникативную, социально – коммуникативную. Современный темп жизни очень быстрый, стремительно меняются материальные и духовные ценности в жизни. Это привело людей к важному фактору – материальной обеспеченности. Родители стремясь обеспечить ребенка всеми необходимыми материальными благами перестали уделять внимание своей семье. Из – за нехватки времени или отсутствия желания, взрослые перестали выстраивать благоприятные отношения в семье. Часто встречаются семьи, где ребенка воспитывает мама или другие члены семьи, например бабушка или дедушка, как бы это обидно не звучало, но такое воспитание нарушает детско – родительские отношения и ребенок социально может быть дезадаптирован. В семье происходят различные неблагоприятные изменения, и дети очень остро и больно реагируют на них. В детском саду таких детей нетрудно различить, потому что «невооруженным» глазом видно, как детям трудно общаться со сверстниками, нарушено выстраивание взаимоотношений. Такие ребята показывают высокий уровень тревожности, у них низкая самооценка (у меня не получится, я не умею), присутствуют различные фобии, замкнутость, неуверенность. Отечественные и зарубежные психологи на протяжении многих лет изучают семью, делают акцент на том, что она является главным и важным условием для психологического здоровья ребенка. Если у ребенка «здоровые» семейные связи, то есть вероятность в том, что он сбережет свое психологическое благополучие. Ребенок будет легко находить общий язык со сверстниками, неудачи его не испугают, станет стрессоустойчивым и, конечно же будет знать, что его поддержат родители. Такие дети верят в светлое будущее. Звучит заманчиво, правда? Но для того, чтобы в семье сложилась благоприятная атмосфера и была гармония в семейных отношениях, стоит уделять ребенку больше внимания, проводить совместную деятельность, например, за чтением различной художественной литературы, просмотр фильмов, конструирование, заниматься с ребенком физическими упражнениями, проводить активный отдых. Немаловажно также участвовать в жизни детского сада, куда ходит ребенок. Ребёнок почувствует ваше участие в его жизни, в результате этого нормализуется эмоциональное и психическое самочувствие, настроение, самоуверенность, общительность, повысится социометрический статус, ведь ребенок станет более уверенным в себе и даже тот, кто был отверженным в коллективе может стать лидером. Вроде, все очень просто - если счастливы родители, то счастлив и ребенок, но родителями быть – тяжелый труд и с ним не все могут справиться. Большинство людей часто не подозревают, что им недостаточно просто чувств. Отсутствие некоторых знаний, умений, опыта или подготовки может мешать выполнять функцию счастливых родителей, ведь они считают, что делают все правильно, ведь так их воспитывали свои родители. Ребенок постоянно находится в отношениях со взрослыми, и хорошо, если это взаимоотношения. На первом месте – взаимодействие с родителями. Если начать размышление, то можно задуматься о том, что отношения родителе к своему ребенку двусторонние, что это значит? Например, родители очень любят своего ребенка, проявляют заботу, внимание, но с другой стороны им необходимо свое чадо воспитывать, донести до него ценность качеств, рациональность в поведении. То есть родителям предстоит непростая задача – найти пути для сохранения баланса, то есть в принятии ребенка и воспитании социализированной личности. Если ребенка «залюбливать», постоянно лишать самостоятельности, все делать за него, чересчур опекать, то он будет этим пользоваться, родитель будет находится в постоянной манипуляции. Баланса в отношениях не будет в этой семье, только разбалансировка. И наоборот, если ребенку крайне редко помогать, говорить ласковые слова, избегать контакта с ним, то ничего хорошего не произойдет, также будет разбалансировка в отношениях. В семье, где присутствует благоприятная атмосфера, гармония в отношениях всегда воспитываются добрые, здоровые человеческие чувства. В воспитании присутствуют правильное сочетание: родительская доброта к своим детям и последовательность, в которой присутствует некая требовательность к ребенку. Отношения родителей к знакомым, близким, друзьям, родственникам являются примером для семейных взаимоотношений. Ребенок впитывает все, как «губка» и глядя на отношения родителей к другим людям, он учится взаимодействовать с окружающим миром, разделять с людьми свои эмоции, отличать добрые поступки от плохих, сочувствовать, сопереживать. Чтобы ребенок развивался гармоничной личностью, родителям необходимо хотеть понимать и относиться к интересам ребенка уважительно, не игнорировать его мысли, чувства. Родители у которых присутствуют теплые, добрые отношения всегда имеют больше шансов повлиять на ребенка, чтобы тот в свою очередь делал правильные поступки и радовал окружающих своим нравственным поведением. В семейном воспитании присутствует ряд ошибок: 1-ая ошибка – полная бесконтрольность. Родители озадачены своими делами и в следствии этого на ребенка не хватает времени. Дети таких семей предоставлены самим себе. Следовательно, они начинают искать интересные варианты увлекательного времяпровождения, что приводит в дурные компании. 2-ая ошибка – гиперопека. Родители в отличии от первой ошибки, наоборот слишком опекают своего ребёнка. Они буквально ходят за ним по «пятам», следят за каждым поступком, постоянно диктуют, что ему делать, дают строгие наставления, часто запрещают что – либо. Дети в таких семьях вырастают неуверенными в себе, трусливыми, нерешительными, им тяжело завести себе друзей, защитить себя и свои интересы. Спустя некоторое время появится злость и обида на то, что им ничего нельзя, а другим можно и назло будут делать то, что раньше запрещали. Проявится агрессия, чтоб выразить несогласие со своим статусом. В будущем такие дети могут уйти из дома. 3-я ошибка – ребёнок – «Золушка или козёл отпущения». Родители к такому ребёнку относятся безразлично, строго, холодно. Они постоянно недовольны им, выражают негодование на ребёнка, свою ненависть. Дети с такими родителями чувствуют себя ненужными, нелюбимыми. 4-ая ошибка – «Телесное наказание» - данный метод самый жестокий, потому что наносятся физические и психические травмы, которые влияют на жизнь ребёнка, на его поведение, темперамент. Детская травма остается всю жизнь с человеком. 5-ая ошибка – «безжалостное воспитание» - ребёнок несёт наказание за любую провинность, живёт в постоянном страхе, так как боится, что его накажут. Последствия также могут быть неутешительными, ведь дети в таких семьях могут вырасти озлобленными, жестокими. Не следует применять силу или другой вид жестокости, если ваш ребёнок слишком активен или непослушный. Нужно уметь найти подход к ребёнку. Спокойно разговорами, уравновешенным поведением можно направить ребёнка в то русло, в которое вы хотите. 6-ая ошибка – «завышенная планка отвественности» - родители с раннего детства внушают ребёнку, что он не имеет права подвести их, обязательно должен оправдать их надежды. Дети в таких семьях растут в страхе сделать малейшую ошибку, а также в страхе за благополучие близких людей. Современные учёные изучили различные высказывания в адрес ребёнка, которые были обдуманными и необдуманными и сделали вывод: данные высказывания способствуют самораспаду человека, что приводит к суициду. Задумайтесь над этими высказываниями, подвергается ли ваш ребёнок им? - Что тебе от меня надо? Отвали от меня? - Я занята – уйди отсюда - Что ты наделал, идиот? - Ты всё делаешь неправильно, придурок - Сто раз повторила, ты дурак? - Ты меня достал, надоел - Лезешь вечно, куда тебя не просят - Зачем только я тебя родила? - Пришибу тебя. Слово не воробей – вылетит не поймаешь. Каждый родитель кузнец своего счастья. Слова могут разрушить многое и также наладить благоприятную семейную атмосферу. Ведь ребёнку всегда приятно услышать: - Ты сможешь, я верю в тебя! - Подойди ко мне, побудь со мной рядом! - Расскажи, как прошёл день, как твои дела - Ты самый любимый! - Спасибо, без тебя я бы не справилась! - Я горжусь тобой! - Ты всегда можешь на меня положиться! Чтобы ребёнок рос в комфортной обстановке, необходимо создать условия для развития: оборудованное место для игр, рисования, различных занятий. Также у ребенка должно быть отдельное место для его вещей. Если родители будут участвовать в жизни ребенка и создадут правильные бытовые условия, то ребёнок будет гармонично развит и следовательно успешен во взрослой жизни. Никогда не забывайте, что вы – пример для детей. Воспитание ребенка проходит не только через слова, поучения и наставления, а ещё через участие самого себя в каждом моменте его жизни, независимо дома вы или нет. Список литературы: 1. Валлон А.Т. Психическое развитие ребёнка. М.: 1967.С.77. 2. Запорожец А.В., Неверович Я.З.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста:исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР// Педагогика. М.: 1986. С. 176.