Как говорить чтобы вас услышали. Обобщение опыта.
Оценка 5

Как говорить чтобы вас услышали. Обобщение опыта.

Оценка 5
Лекции +1
docx
СCУЗ, ВУЗ
28.06.2023
Как говорить чтобы вас услышали. Обобщение опыта.
Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали. Говорить так, чтобы вас не только внимательно слушали, но и слышали, — большое искусство. Особенно в эпоху цифровизации, когда педагог перестал быть главным авторитетом, а вокруг полно отвлекающих факторов.
Как говорить чтобы вас услышали.docx

Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали.

Говорить так, чтобы вас не только внимательно слушали, но и слышали, — большое искусство. Особенно в эпоху цифровизации, когда педагог перестал быть главным авторитетом, а вокруг полно отвлекающих факторов. В новом материале мы собрали приёмы, которые помогут вам улучшить навык публичных выступлений.

У каждого человека свой тембр голоса и манера общаться, на которые влияют разные факторы: здоровье, настроение, температура воздуха и так далее. Отчасти голос обусловлен природными данными, но нам ведь не в опере выступать. На достаточную для комфортного ведения урока громкость без надрыва связок может выйти любой среднестатистический человек, просто нужен навык и отсутствие психологических зажимов.

Пригодятся невербальные компоненты и умение вызвать интерес публики, которым актёров тоже учат, чтобы те говорили не как псаломщик, а живо, с эмоцией, увлекательно. Однако, если у вас нет времени или желания, подтянуть голос можно и дома, выполняя отдельные упражнения или целые комплексы. Например, знакомые с детства скороговорки или дыхательная гимнастика Стрельниковой. Полезно даже просто хорошенько позевать перед выступлением, чтобы расслабить гортань. Если вы научитесь владеть голосом, то сможете расставлять акценты не только словесно, но и за счёт смены тона, тембра или громкости речи.

Крючки внимания — аналогия с рыбалкой, хотя пустой крючок рыба не проглотит — на нём должна быть наживка. Зато если попалась, остаётся её грамотно довести и подсечь. С человеческим вниманием всё сложнее: такие крючки необходимо забрасывать на протяжении всего выступления, чтобы удерживать вовлечённость слушателей в процесс. Если для постановки голоса полезен опыт актёров, то в случае с крючками внимания могут пригодиться практики продавцов. Именно они специализируются на том, чтобы заинтересовать и убедить нас. Но кроме откровенных манипуляций есть и вполне мирные способы.

Добавьте динамики. Двигайтесь во время рассказа, поскольку за статичным оратором наблюдать скучно. Мысль тоже должна двигаться — переключайтесь между темами. Разбавляйте строгую фактуру отступлениями, жизненными историями — главное, не увлечься. Проверить тонус слушателей помогает интерактив, взаимодействие. Чтобы урок не превращался в монолог, периодически обращайтесь к детям с вопросами, желательно несложными — чтобы все могли проявить себя.

Не стесняйтесь быть эмоциональными. Если дети увидят, что вам действительно интересно и небезразлично то, о чём вы рассказываете, они это оценят. Человеку свойственно вовлекаться в чужие эмоции. Самое важное — заполучить внимание слушателей в начале выступления. Для этого можно задать пару-тройку общих вопросов с односложным или простым ответом. Ещё лучше подключить физическую активность: например, сопроводить ответ хлопком в ладоши. Это поможет чуточку расшевелить детей, особенно на первом или последнем уроке.

Начните рассказ с любопытного или неожиданного факта. Можно поделиться и новостью, которая у всех на слуху, — к теме она может не относиться, но контакт наладить поможет. Достаточно ожидаемо, если вы начнёте с фразы типа: «Сегодня мы поговорим про свойства кислот» или «Тема урока — строение скелета пресмыкающихся». Другое дело, если вы начнёте с чего-то вроде: «Вы знали, что у крокодила зубы стачиваются за 2 года, а на их месте вырастают новые — и так до 50 раз за жизнь?» Ещё каких-то двадцать лет назад у школьников не было мобильных телефонов, да и плеер с наушниками имели только избранные. Конечно, и тогда ученики тоже отвлекались, однако сейчас соблазны стали гораздо более заманчивыми и разнообразными, поэтому удерживать внимание детей становится сложнее с каждым новым учебным годом — попробуй-ка выиграть конкуренцию у сумасшедших видео с TikTok, онлайн-игр и чатов. Однако освоить школьную программу им тоже нужно, а вам — обеспечить этот процесс, поэтому сегодня поговорим о том, как стать понятнее, громче и интереснее для слушателей.

Полезнее всего походить на курсы актёрского мастерства — там занимаются сценической речью. Она должна быть внятной и громкой, ведь артисту приходится работать на большой зрительный зал. Соответственно, там делают специальные упражнения и на работу с нашими природными резонаторами (рот, нос, диафрагма), и артикуляционную разминку, чтобы мышцы лица, участвующие в произношении тех или иных звуков, оставались в тонусе. Работают и над правильным дыханием.

У каждого человека свой тембр голоса и манера общаться, на которые влияют разные факторы: здоровье, настроение, температура воздуха и так далее. Отчасти голос обусловлен природными данными, но нам ведь не в опере выступать. На достаточную для комфортного ведения урока громкость без надрыва связок может выйти любой среднестатистический человек, просто нужен навык и отсутствие психологических зажимов.

 

Какие бы крючки вы ни использовали, они не помогут, если вы не сумеете убедить учеников, что им действительно важно и нужно то, о чём вы рассказываете. Проблема в том, что на подростков не всегда действуют доводы рассудка. Увлечь их надолго можно с помощью сторителлинга — популярного в журналистике и копирайтинге приёма, который основан на подаче материала в формате сюжетной истории — как в кино или художественной литературе.

У нашей истории тоже должны быть персонажи, конфликт и развязка, за которыми слушателям будет интересно следить. Так строятся и образовательные программы на телевидении, где герой попадает в различные ситуации, сталкивается с препятствиями, но преодолевает их, попутно узнавая что-то новое. Их можно взять за основу для понимания механики. Если планируете пользоваться сторителлингом регулярно, персонаж может стать сквозным. Он должен вызывать у детей чувство сопереживания, а желания героя могут противоречить потребностям — как это и есть у школьников.

Сторителлинг предполагает неформальную речь, ведь в разговоре мы не используем научный или официально-деловой стиль, а стараемся объяснить всё понятнее и проще, подкрепляем сложные понятия наглядными примерами. Воздействуя на эмоции людей, истории вдохновляют, мотивируют и подталкивают к действию. Обычно история строится вокруг одной ключевой идеи. В нашем случае наиболее важно убедить, почему вообще надо изучать предмет или конкретную тему.

Есть три популярные модели создания истории: мономиф, сравнение, или фальстарт, лепестки.

Мономиф — история, где герой получает урок или опыт, как в сказках. Больше подойдёт для младших классов.

Сравнение — история в формате «было/стало». Этот вариант подходит, если нужно в чём-то убедить слушателей. При фальстарте история резко и неожиданно обрывается, чтобы начаться заново, но суть та же — показать разницу на контрасте.

Лепестки — приём, когда вокруг одной проблемы выстроено несколько историй, раскрывающих тему с разных ракурсов. Это характерно для журналистских репортажей, а в школе применимо для сложных, комплексных и междисциплинарных тем.

Чтобы лучше понять, как работает сторителлинг, изучите его примеры в журналистике и маркетинге, а затем адаптируйте под свою специфику. Дополнительно поможет визуализация — это привычное структурирование материала, но в формате не скучных таблиц, а более ярких и запоминающихся образов, инфографики. Помните, что история не говорит прямо «учи математику», а моделирует сюжет, следя за которым, ученик осознает необходимость решения определённых задач или проблем, с которыми можно справиться только с помощью математики.


 

Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали

Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали

Ещё каких-то двадцать лет назад у школьников не было мобильных телефонов, да и плеер с наушниками имели только избранные

Ещё каких-то двадцать лет назад у школьников не было мобильных телефонов, да и плеер с наушниками имели только избранные

Сравнение — история в формате «было/стало»

Сравнение — история в формате «было/стало»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023