Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
Как хорошо в уме считать
Выполнила: Малахова Мария, обучающаяся 5 класса «МБОУ Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
Руководитель: Кузнецова Галина Евгеньевна,
учитель математики
«МБОУ Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
р.п. Дмитриевка
2017г
«Не умеющий считать будет обсчитан»
Сергей Николаевич Федин
В современную жизнь надёжно вошли калькуляторы, компьютеры, айфоны, айпады и многие другие гаджеты, которые ограничивают возможность развития подрастающего поколения. А что далеко ходить, скажете "О'кей, Google" и найдёте ответ на любой, интересующий вас вопрос.
Поэтому потребность совершенствовать природные задатки становится наиболее актуальной именно сегодня.
Приёмы быстрого счета являются важным элементом вычислительной культуры каждого человека, а нам, школьникам, они необходимы не только на каждом уроке, но и в различных жизненных ситуациях – при оплате товаров в магазине и получении сдачи, определении времени суток, построении чертежей и многих других.
Умение быстро и правильно считать позволит получить хороший результат на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, значительно снизит количество ошибок при выполнении заданий на вычисления.
1. Для чего современному человеку нужно уметь считать?
а) чтобы хорошо учиться в школе;
б) чтобы меньше времени тратить на выполнение заданий;
в) чтобы быть математически грамотным;
г) пригодится в повседневной жизни;
д) уметь считать совсем необязательно.
2. При изучении каких предметов необходимо уметь хорошо считать?
3. Как вы думаете, нужно совершенствовать навыки устного счёта или достаточно уметь считать с помощью калькулятора?
а) нужно обязательно;
б) достаточно навыков, полученных в начальной школе;
в) зачем забивать голову.
4. Знаете ли вы приемы быстрого счета?
а) да, знаю несколько;
б) нет, не знаю вообще.
5. Хотели бы вы узнать новые приемы быстрого счёта?
а) да, конечно;
б) не вижу смысла.
Анкетирование
Цель проекта
Гипотеза исследования
Как считали в древности
Рука человека – первая «счетная машина». Мальчик выгонял стадо, загибал пальцы, а когда загонял коз, то опять пересчитывал по пальцам и сравнивал, все ли пальцы он загнул. Пальцы были первыми условными знаками обозначения чисел. Так родилась идея использовать пальцы для обозначения чисел. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги, это означало двадцать.
Когда в пересчете участвовало много животных, то пальцы кончались, и возник вопрос, как обозначить десятки. Тогда обратились к зарубкам, камешкам.
Когда Робинзон Крузо в книге писателя Дефо остался на необитаемом острове, он вел своеобразный календарь. Для этого он на врытом в землю столбе каждый день делал короткую зарубку, а через каждые 30 дней делал зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные на острове.
В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего-либо важного следует сделать зарубку.
Слово «нос» в данном случае произведено от слова
«носить». В старые времена многие люди носили при себе
для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос»,
а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу»
соответствующее число зарубок – меток.
Легко и просто
1. Умножение чисел на 101, 1001, 10001 и т.д.
Чтобы любое двузначное число умножить на 101, надо к этому числу приписать справа это же число. 39 х 101 = 3939; 45 х 101 = 4545; 56 х 101 = 5656; 91 х 101 = 9191.
Чтобы трёхзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число. 542 х 1001 = 542 542; 723 х 1001 = 675 675; 967 х 1001 = 967 967.
Чтобы четырёхзначное число умножить на 10001, надо к этому числу справа приписать это же число: 4325 х 10001 = 43254325, и так далее.
Например, 754238 х 1000001 75423875423.
2. Умножение на 9
I способ Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, посмотрим на руки. Загнём палец, который соответствует умножаемому числу (например 9∙4 – загнём четвёртый палец), посчитаем количество пальцев до загнутого (в случае 9∙4 – это 3), затем после загнутого пальца (в нашем случае – 6).
Ответ: 36.
II способ Умножать числа на 9 можно ещё и так. Например, 8∙9=8∙10-8=72, т.е умножить число на десять и из полученной суммы вычесть восемь .
3. Умножение на 11
1. Выполнить умножение 35∙11.
Складываем две цифры двузначного числа 3 + 5 = 8.
Помещаем результат между двумя цифрами двузначного числа: 385
2. Умножить 67 ∙11.
6 + 7 = 13
Если сумма оказалась больше 9, то первую цифру числа увеличиваем на единицу (в данном случае получится 7), а вторую помещаем в середину двузначного числа.
67 х 11= 6 (6+7) 7 = 6 (13) 7= (6+1) 37 = 737.
4. Умножение на 22, 33, …, 99
Чтобы двузначное число умножить 22,33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а потом на 11:
17 •22= 17•2•11=34•11=374.
5. Умножение на 4 и на 8
Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например:
214∙4 =214∙2∙2=428∙2=856
435∙4 = 435∙2∙2 =870∙2=1740
Чтобы устно умножить число на 8, его трижды удваивают. Например:
113∙8 = 113∙2∙2∙2=226∙2∙2=452∙2=904
Ещё можно поступить следующим образом: 113∙8=(100+13)∙8 = 100∙8+ 13∙8=800+104=904.
6. Деление на 4 и на 8
Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например:
96:4 =96:2:2=48:2=24
544:4=544:2:2=272:2=136
Чтобы устно разделить число на 8, его трижды делят пополам. Например:
464:8=464:2:2:2=232:2:2=116:2=58
516:8=516:2:2:2=258:2:2= 129:2=64,5
7. Быстрое возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
Вычислить 752= 75∙75.
1. Умножаем первую цифру первого числа на первую цифру, увеличенную на единицу, второго числа: 7 ∙ (7 + 1) = 56.
2. Дописываем к получившемуся результату 25: 5625.
8. Возведение в квадрат чисел, близких к 50, и больших 50
Чтобы возвести в квадрат число, близкое к 50, и большее 50, нужно:
1) вычесть из этого числа 25;
2) вычесть из этого числа 50;
3) приписать к результату первого действия квадрат результата второго действия.
Например, вычислить 562 .
Решение: 56 – 25 = 31, 56–50 = 6, 62= 36, 562 =3136.
Это интересно
11 х 11 =121
111 х 111 = 12321
1111 х 1111 = 1234321
11111 х 11111 =123454321
111111 х 111111 = 12345654321
1111111 х 1111111 = 1234567654321
11111111 х 11111111 = 123456787654321
111111111 х 111111111 = 12345678987654321
1 х 9 + 2 = 1112 х 9 + 3 = 111123 х 9 + 4 = 11111234 х 9 + 5 = 1111112345 х 9 + 6 = 111111123456 х 9 + 7 = 11111111234567 х 9 + 8 = 1111111112345678 х 9 + 9 = 111111111123456789 х 9 + 10 = 1111111111
987 х 9 + 5 = 88889876 х 9 + 4 = 8888898765 х 9 + 3 = 888888987654 х 9 + 2 = 88888889876543 х 9 + 1 = 8888888898765432 х 9 + 0 = 888888888
1 х 8 + 1 = 912 х 8 + 2 = 98123 х 8 + 3 = 9871234 х 8 + 4 = 987612345 х 8 + 5 = 98765123456 х 8 + 6 = 9876541234567 х 8 + 7 = 987654312345678 х 8 + 8 = 98765432123456789 х 8 + 9 = 987654321
Интересные цифры
Китайско-японский метод умножения
Русский крестьянский способ умножения
В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название крестьянский (существует мнение, что он берет начало от египетского).
Пример: умножим 47 на 35.
Запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту;
левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
деление заканчивается, когда слева появится единица;
вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
Заключение
О пользе математики говорил еще Михаил Васильевич Ломоносов, называющий ее прекраснейшей из наук: «Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит».
Современная медицина и психология доказывают, что устный счет - это тренажёр для клеток мозга. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития математических способностей. Изучив приёмы быстрого счёта, вы будете правильно считать сами и поможете своим друзьям и одноклассникам. Поэтому, я уверена, что знать и применять приёмы устного счёта полезно. В дальнейшем их можно использовать при написании итоговых экзаменов в старших классах.
Таким образом, знание и использование приемов быстрого счета, действительно позволит нам улучшить вычислительные навыки, добиться успехов в изучении не только математики, но и других школьных предметов.
Используемые источники
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.