Как научить писать ребёнка с ОВЗ
Оценка 4.8

Как научить писать ребёнка с ОВЗ

Оценка 4.8
docx
17.09.2020
Как научить писать ребёнка с ОВЗ
как научить писать ребёнка с ОВЗ.docx

КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ РЕБЁНКА С ОВЗ


     Письмо - один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти, и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке. Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, усидчивости и терпения от ребёнка. Именно развитию этих навыков нужно уделить особое внимание прежде, чем переходить к обучению написания прописных букв, слогов и слов. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма, развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесс написания.
При работе с  детьми с ограниченными возможностями здоровья на каждом уроке письма можно проводить упражнения для развития движения пальцев и кисти рук, например:

1.    «Мы писали, мы писали…»

2.     «Зайчик-кольцо»

3.     «Погладь кошку»

4.     «Мы маляры»

5.     «Игра на пианино»

Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рук ребенка. Главное, чтобы такие занятия были регулярны и нравились ребенку. Перед вами лишь малая часть приёмов для обучения письму ребёнка с ОВЗ:
- пальчиковая гимнастика,
-лепка,
-аппликация,
-вырезание ножницами,
-рисование песком и на песке (манке),
-оригами,
-игры с конструкторами,
-прописи.
Достаточно 10–15 минут занятий в день.

     Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек. При штриховке надо придерживаться следующих правил:

1. Штриховать только в заданном направлении;

2. Не заходить за контуры рисунков;

3. Штриховать, соблюдая одинаковые расстояния между линиями (штрихами).                                                                                                                        Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление.

   Использование детских книжек-раскрасок, в которых дети раскрашивают рисунки, придерживаясь  правил штриховки. Штриховка - это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача – развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса. При обучении детей чистописанию учитель может использовать следующие приёмы:

1.    Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов.

2.    Списывание учащимися с готового образца- прописей, образца учителя на доске или в тетради. Дети подражают, воспроизводят образцы письма.

3.     Копировальный способ, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При обведении образца  обучающиеся закрепляют правильное движение в хорошем исполнении. Обведение по образцу упражняет двигательные представления.

Также детям можно предложить копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения.

4.     Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе, водой на доске.

5.     Важным приёмом обучения чистописанию является письмо под счёт или в такт счёту.

6.     Одним из приёмов запоминания формы буквы является лепка букв из пластилина, конструирование буквы из проволоки.

Известно, что понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Для тех обучающихся, у которых не получается с письмом букв, я использую приём одновременно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка, знакомить его с образцом изображаемой буквы. Из бархатной бумаги я изготовила образцы написания букв.  Дети с закрытыми глазами обводят букву пальчиком по направлению письма. У детей в памяти создаётся модель буквы. Третий этап – письмо букв с помощью вкладыша. Для каждого обучающегося у меня есть плато, назовём его так, на котором выдавлены буквы. Перед письмом новой буквы дети обводят образец буквы по направлению письма.

Для запоминания формы букв можно использовать дидактические игры, например:

1.     «Лото» (по принципу игры «Лото») На карточке печатные буквы, а учитель показывает прописные буквы. Дети должны поставить в соответствие печатной букве прописную.

2.     «Составь букву» Вырезаны элементы букв, дети из предложенных элементов должны составить буквы.

3.     «Допиши букву» Например:  о    о    о     о     о  Надо добавить элемент, чтобы получились прописные  буквы. И так далее.

Состояние здоровья детей, наличие таких заболеваний, как ревматизм, неврозы и другие может сказаться на возможности обучения графическим навыкам письма. При наличии диагноза о том, что моторика или зрение детей не позволяет им усвоить требования чистописания, учитель должен соответственно отнестись к таким обучающимся, не снижать им отметку за чистописание, разрешить отрывы при письме, если это им удобно. Учить их более медленному, но тщательному письму, рекомендовать писать крупнее или мельче. Конкретные указания зависят от индивидуальных почерков.

Наиболее эффективными в моей работе стали следующие приёмы обучения письму ребёнка с ОВЗ.

РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО.
Это упражнение развивает межполушарные связи и улучшает работу мозга, развивает мелкую моторику
Можно начинать рисовать или обводить рисунки двумя руками уже с 4 лет.
Есть простые линии, фигуры. Главное, чтобы они были симметричными.
В данном случае просто взяты одинаковые рисунки и повернуты друг к другу зеркально. Для малышей это будет сложно, а вот для школьников - в самый раз.

МАНКОГРАФИЯ.

Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.

Особенный интерес у ребят вызывают прищепки. Использование прищепок - это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи. Детям нравится выполнять задания с прищепками. Их привлекает необычность и новизна каждого упражнения.

ШНУРОВКИ.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Марии Монтессори.

В настоящее время шнуровки бывают трех видов: простые шнуровки, где нужно зашнуровать что-либо, например: башмак, пуговицы, и другие цельные предметы. Сюжетные, когда предлагается соединить различные предметы. И третий вид шнуровки - мягкие игрушки, где с помощью шнурка предлагается сшить детали, что бы получить игрушку или целую картину.


 

КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ РЕБЁНКА С ОВЗ

КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ РЕБЁНКА С ОВЗ

Не заходить за контуры рисунков; 3

Не заходить за контуры рисунков; 3

Перед письмом новой буквы дети обводят образец буквы по направлению письма

Перед письмом новой буквы дети обводят образец буквы по направлению письма

Особенный интерес у ребят вызывают прищепки

Особенный интерес у ребят вызывают прищепки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020