Как научить ребенка учиться?
Оценка 4.9

Как научить ребенка учиться?

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Как научить ребенка учиться?
Как научить ребенка учиться.doc

Как научить ребенка учиться?

Краткая аннотация работы

Для меня урок в начальной школе – это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок – это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

В работе «Как научить ребёнка учиться?» освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе, благодаря которым происходят позитивные изменения в самой личности,  как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником.

Медуница Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский» (СОШ №3)

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»

                                                                                                          Г. Лихтенб

      Как научить ребенка учиться?  В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий. (Слайд 1)

         Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения Образовательную программу «Школа 2100», которая открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества «неуспешных» учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений.  (Слайд 2)

        Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

        Поэтому тема моей методической проблемы - «Личностно-ориентированное обучение на основе УМК «Школа2100», который является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. (Слайд 3)

        Личностно-ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

        Одним из главных средств достижения этих целей является создание личностно-ориентированных ситуаций. Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно-ориентированного урока, механизм его реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

        Личностно-ориентированная ситуация для педагога -  это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно-ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе. (Слайд 4)

Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации:

- постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;

- обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;

- озвучивание разных точек зрения учащихся;

 - обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;

 - обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя;

- предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;

 - обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников. (Слайд5)

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно-ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). (Слайд 6)

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации, используемые мной на уроках.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно всё вокруг,

Прекрасно всё во мне.

Урок можно начать и по-другому:

- Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. (Слайд 7)

Ситуации интриги, постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока обучения грамоте по теме: «Прощание с Азбукой» (урок-игра «Любовь с первого взгляда») (Слайд8)

Решение задач (алгоритмических, орфографических, природоведческих и др.),  - это тоже личностно ориентированные ситуации. Так, например, в 3 классе на уроке информатике, тема которого «Алгоритмы. Закрепление пройденного», путешествуя по данным пунктам, дети решают алгоритмические задачи.

Решение орфографической задачи. (Слайд 9)

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение.

Урок проводится в форме деловой игры «Корректор». Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет. (Слайд 10)

Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.

Ситуация выбора.

Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

1 уровень – найти и исправить ошибки.

2 уровень – распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.

3 уровень – написать ответ этой девочке. (Слайд 11)

Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по  ранее  изученной теме:

- объяснить термины, дать описание конкретным терминам;

- коллективные ответы на поставленные вопросы;

- выполнить тестовые задания.

В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на данном уроке. (Слайд 12)

Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.

. Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра «Любовь с первого взгляда»).

Игра «Идеальная пара» («Найди свою пару»).

- немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.

Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира.

Деловая игра «Покупаем путёвки».

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения. (Слайд 13)

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха  - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха («Ты справишься», «У тебя получится», «Я всегда помогу тебя»). Ситуации успеха: «Снятие страха», «Авансирование успешного результата», «Внесение мотива», «Высокая оценка детали» и т. д. (Слайды 14, 15)

Для меня урок в начальной школе – это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок – это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся. На уроках использую метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности. Комплекс заданий предлагает два вида упражнений: «Включите воображение», «…словам просторно». Методика Гранкина Г.Г. и др.) (Слайд 16)

В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты. (Слайд 17)

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствуют уроки детской риторики и занятия на факультативе «Театр». (Слайд 18)

За всем этим следует обсуждение, дискуссия – это тоже личностно-ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. «Мертвая тишина» недопустима. В учебнике детской риторики много упражнений, которые вызывают детей на обсуждение конкретных ситуаций.

Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: «Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?» каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

 (Слайд 19)

Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак – урок был успешным, вопросительный – что-то осталось непонятным, отрицательный знак – чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу «П» - плюс, «М» - минус, «И» - интересно.

Рефлексия без посторонней помощи. В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов – красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный – урок принес учащимся радость познания, синий – было всё понятно, зелёный – я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия. (Слайд 20)

Рефлексия «Острова» Каждому учащемуся предлагаю создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока. Ученик  имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся. (Слайд 21)

Мною освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно-ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником. (Слайд 22)

«Обучение должно приносить радость познания,    радость общения.

Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться,

каждому нужно почувствовать радость успеха.

А радость обязательно вызовет  интерес к учению» (Слайд 23)


Как научить ребенка учиться?

Как научить ребенка учиться?

Слайд 4) Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации: - постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся; -…

Слайд 4) Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации: - постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся; -…

Ситуация выбора . Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе

Ситуация выбора . Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020