как обучить детей работать с информацией из Интернета
За последние десятилетия существенно увеличились объемы и сложность учебных материалов, изучаемых в средней школе. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование информационно-коммуникационных технологий. Одной из составляющих указанной технологии является поиск и обработка различного рода информации в глобальной сети Интернет.
Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. Родители, полагая, что это поможет их детям узнать новое, покупают различные гаджеты, оплачивают время подключения к глобальной сети. Сходное мнение имеют подавляющее большинство учителей. Но другие выражают опасение, что в данной ситуации наши дети привыкают просто брать готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Они указывают, что Интернет зачастую делает бессмысленным, например, написание реферата, научно-исследовательской работы, создание проекта, так как школьники всего лишь копируют информацию из сети.
Действительно, найти готовую работу по заданной теме в Интернете не составляет особого труда. По ключевому слову «реферат», «проект на тему…», например, поисковая система «Яндекс» выдает координаты порядка 4 000 интернет-сайтов, содержащих готовые коллекции работ, сгруппированные по темам. Есть и сайты, предлагающие выполнить научно-исследовательскую работу, реферат на любую тему под заказ.
Многие опытные педагоги всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда их ученики приносят готовую работу, выполненную в несвойственной школьникам манере. Что делать? Доказывать, что работа выполнена несамостоятельно? Запрещать использовать Интернет при выполнении домашних заданий? На наш взгляд, есть вариант лучше: попытаться посмотреть на глобальную сеть как на средство обучения.
В традиционных условиях
ученик за материалом для реферата, научно-исследовательской работы или учебного
проекта идет в библиотеку, обращается к библиографу или ищет
самостоятельно по каталогу либо перебирая книги на полках. Затем он выписывает
найденные сведения по интересующей его теме и идет домой оформлять реферат,
теоретическую часть научно-исследовательской работы или учебного проекта окончательно.
Для украшения своей работы он применит различные графические приемы, возможно,
вставит подходящую картинку, найденную на просторах Интернета. Какие
возможности для подготовки научно-исследовательской работы, проекта или
реферата может предоставить Интернет? Гораздо более широкие. Но здесь никак
не обойтись без корректирующих указаний учителя.
Пошаговая инструкция
Важно направить учащихся в нужное русло, подсказать, как при помощи Интернета подготовить реферат, обзор литературы научно-исследовательской работы, теоретическую часть проекта и т. п. Помогите им научиться работать с материалом из Интернета грамотно. Превратите это в творческую задачу, и тогда ребята с удовольствием и интересом будут выполнять такую работу и прилагать для этого собственные усилия. Помогут в этом девять поэтапных подсказок.
Подсказка 1. Не только можно, но и нужно.
Объясните учащимся, что при выполнении задания они могут использовать материалы из Интернета. Вы поддерживаете это, но они должны помнить, что глобальная сеть – это «глобальная свалка», где можно найти почти всё: нужное и ненужное, плохое и хорошее, красивое и безобразное, правильное и с ошибками. Сайты содержат информацию разного качества, в том числе с устаревшими данными, фактическими или логическими неточностями. Поэтому прямое, бездумное копирование не сможет обеспечить ученикам получение положительной оценки.
![]()
Важный мотивационный момент: школьники осознают, что необходимо приложить собственные интеллектуальные усилия, и поймут, что они и учитель – единомышленники.
Подсказка 2. Ищи именно то, что нужно.
Каждый ученик должен получить конкретное индивидуальное задание. Он пишет научно-исследовательскую работу, реферат или проект на определенную, строго заданную тему. Отклоняться от темы нельзя, иначе в дальнейшем будет невозможно логически перейти к практической части или получить за работу высший балл.
На первых порах прилагайте подробный план к заданию или составляйте его вместе с учеником. По пунктам плана ученику и следует подбирать информацию в Интернете. По такому плану найти готовый реферат или теоретическую часть исследовательской работы, проекта в Интернете невозможно, что исключает прямой плагиат со стороны школьников. Впоследствии составление плана может стать неотъемлемым этапом самостоятельного выполнения работы по созданию главы «Теоретический анализ проблемы…» научно-исследовательской или проектной работы.
![]()
Составление плана и работа по нему развивают логическое мышление школьников, умение анализировать, синтезировать полученные знания, дисциплинируют их сознание.
Подсказка 3. Не бери, а выбирай.
Что искать – ученик понял. Следующая задача: где это найти? Одна из поисковых машин по каждому ключевому слову – пункту плана выдаст список серверов, имеющих разный статус. Одним следует доверять больше, другим меньше, третьи вообще не нужно принимать всерьез.
Важно при отборе материала определить, кем сервер создан и поддерживается. Поясним это на примере интернет-ресурсов, затрагивающих экологическую тематику. Среди них можно обратить внимание на
· серверы органов власти в области охраны природы;
· сайты общественных организаций и движений, отражающих в глобальной сети их деятельность, например: сайт Центра охраны дикой природы, сайт Международного социально-экологического союза;
· экологические интернет-проекты, например «Экологическое содружество» на сайте www.ecocoop.ru;
· тематические экологические ресурсы, например: www.forest.ru, www.paskvic.ru;
· эколого-информационные справочные системы, например: Всероссийский экологический портал, Справочно-информационная служба Ecoline;
· экологические электронные периодические издания;
· экологические форумы и конференции;
· образовательные сайты по экологической тематике.
Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, но она отражает разные точки зрения на одни и те же вопросы.

Выполнение задания: собрать все точки зрения по данной теме либо выбрать понравившуюся точку зрения и аргументировать свой выбор. В рамках экологической тематики такими спорными вопросами могут стать: справедливо ли вывозить радиоактивные отходы и хранить на территории третьих стран? если существуют синтетические материалы, зачем убивать животных для удовлетворения потребностей людей?
![]()
Осуществляемый учеником отбор материала создаст условия для самостоятельного познания нового, будет способствовать формированию критического мышления ребенка и его жизненной позиции.
Подсказка 4. Вырежи, сложи и склей.
Основные понятия темы определили, особенности изучаемого раскрыли, интересные факты нашли, разные точки зрения по спорным вопросам привели. Грядет этап «сборки».
Найденные «кусочки» будущей работы следует расположить в определенной последовательности, согласно плану, а затем связать их между собой. При этом найденный текст, скорее всего, потребует правки и дописывания учеником того, чего не хватает для выполнения общего замысла работы. Кто теперь обвинит его в том, что для создания работы он не приложил собственного труда?
![]()
На этом этапе ребенок развивает свои логические навыки: выделение главного, построение логических закономерностей, конструирование недостающих связок между частями.
Подсказка 5. Укрась текст таблицами, рисунками и схемами.
Как правило, одну и ту же информацию можно представить в разной форме: в виде текстовой информации, логической схемы, таблицы, графика, аллегорического рисунка, музыкальной композиции. Предпочтения ученика при свободном выборе будут обусловлены его типом мышления.
Не сковывайте творческую активность ребят, побуждайте их к полному самовыражению. Пусть в рамках заданной темы подбирают и создают сами стихи, музыку, рисунки, анимацию и всё, на что хватит фантазии и умений.
![]()
Вся эта деятельность способствует более полному осмыслению учебного материала, развитию навыков письменной речи, образного мышления, формированию творческого, а не формального отношения к труду, пока ученическому.
Подсказка 6. Оформи грамотно и красиво.
Все подготовленные материалы, отражающие представление ребенка о предмете, заданном темой научного исследования, идеей проекта или реферата, следует скомпоновать в единый документ. Здесь необходимо выполнить требования к оформлению работы, вписавшись в ее заданную планом структуру. Для этого, возможно, потребуется переформатировать части текста, вставить рисунок, таблицу, изменить цвет какой-либо части.
![]()
Выполнение данного этапа работы требует владения на достаточном уровне современными информационно-компьютерными технологиями: от набора текста на клавиатуре до операции вставки связных объектов.
Подсказка 7. Не забудьте про тех, чей материал использовали.
Нужно быть честными. В реферате, обзоре литературных источников использовали чужой материал. Недопустимо нарушать чьи-то авторские права. Это означает, что неотъемлемой частью реферата и научно-исследовательской работы, учебного проекта является список используемых ресурсов. В их число могут войти и традиционные бумажные источники: книги, энциклопедии и интернет-сайты.
В мире, где основным ресурсом становится информация, формирование у школьников необходимости соблюдать законы об авторском праве трудно переоценить, так как это способствует их последующей более успешной социально-профессиональной адаптации. Кроме того, по списку представленных в реферате источников можно судить о том, насколько серьезную работу проделал ученик. Интернет-адрес легко проверить на наличие указанной информации.
Подсказка 8. Укажи свое имя, как клеймо мастера, и имя того, кто тебя этому научил.
Уважая права других людей, ребенок вправе рассчитывать на уважение собственных авторских прав. Поэтому особое внимание нужно уделить созданию титульного листа. Как правило, ученики указывают на нем тему своей работы, но многие забывают указать свое имя и класс и уж совсем редко обозначают сведения о своем учителе. Между тем, если работу выполнили на совесть, поставить на ней свое имя и имя своего учителя можно и нужно с гордостью.
Подсказка 9. Гордись своей работой и покажи ее всем.
В школах существует замечательная традиция устраивать в классах выставки лучших ученических работ. После защиты реферата на уроке все желающие могут еще раз с ним ознакомиться на такой выставке.
Многие школы и отдельные учителя идут дальше. Они создают специальные интернет-страницы, где размещают работы своих учеников для более широкого обозрения. Теперь рефераты «работают» на престиж не только ребенка, но и школы.
Итак, реферат, теоретическая часть научно-исследовательской работы, учебного проекта готовы. При описанном выше подходе выполнение данной работы превратилось для школьников в творческую задачу, дало им возможность проявить все свои возможности, реализоваться и «самопрезентоваться». Мы твердо уверены: при соответствующем педагогическом сопровождении и Интернет станет средством обучения наших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.