Как организовать проектную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование в Республики Казахстан – явление новое. Это направление в школьном реформировании, которое предполагает равные возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок с особыми образовательными потребностями постепенно утрачивал шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Даже ребенок с минимальными «пограничными» нарушениями довольно быстро вытеснялся из системы образования в систему здравоохранения, которая, по сути, не могла решить проблемы его психического развития, а только усугубляла их.
Система образования
повернулась навстречу ребенку с проблемами и настроена не на
вытеснение каждого ребенка, требующего дополнительных усилий, а на
принятие его в общеобразовательную систему и общество в целом.
Комплексный подход к детям
Практическое применение специальной психологии и коррекционной педагогики
приводит к тому, что часть детей с особыми образовательными
потребностями постепенно достигают близкого к норме уровня психического
развития. Необходимо отметить, что процесс инклюзивного образования будет
успешен исключительно в том случае, если будет соблюден комплексный подход
психолого-педагогического и медико-социального обеспечения к детям
с особыми образовательными потребностями.
Система обеспечения инклюзивного образования – это совокупность элементов:
· организационное обеспечение: нормативные правовые акты; организация питания и медицинского обслуживания, взаимодействия с органами социальной защиты, организациями дополнительного образования, с ПМПК и МСЭК; информационное обеспечение;
· материально-техническое обеспечение: архитектурная среда и специальное оборудование, учебное и внеучебное пространство;
· организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение;
· психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
· кадровый состав.
Концептуальная часть инновационных технологий комплексного психолого-педагогического и медико-социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями – это научно-правовая база технологий, те нормативные правовые акты, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
В школьном образовании существуют различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» традиционные или инновационные технологии в образовании.
В каждой школе работают педагоги-новаторы, которые в действительности разрабатывают и применяют различные формы и методы индивидуального подхода в своей деятельности к категории детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании.
Одним из вспомогательных компонентов работы с детьми с ООП являются факультативы – дополнительные занятия, направленные на развитие творческих способностей.
Школа для детей должна стать стартовой площадкой для реализации духовных потребностей, развития творческого потенциала и, самое главное, становления личности и нахождения своей ниши в обществе. Сформированность у школьника доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению и умения находить конструктивные решения, при этом уважительно относиться к индивидуальным особенностям и способностям каждого даст возможность успешнее социализироваться в обществе.
Важно создавать творческие группы или сообщества по интересам, участниками которых станут разновозрастные группы школьников. Педагоги будут лишь сопровождать, тем самым поддержат идеи и замыслы детей, способствуя формированию духовно-нравственных качеств каждого ребенка в коллективном сообществе.
Воплощая общие идеи, ребенок
успешнее социализируется в обществе и развивает свои способности. Сформированные
творческие группы детей включаются в реализацию проектов.
Проектная деятельность школьников
Суть проектной деятельности школьников заключается в мотивационном
достижении сознательно поставленной цели по созданию и реализации творческих
проектов. Эта форма учебно-познавательной активности обеспечивает единство и
преемственность различных сторон процесса обучения и воспитания. Также она
является средством развития личности.
Основная форма проекта – краткосрочная. Так как результат достигается в самый короткий срок, учащиеся с особыми образовательными потребностями могут отслеживать и сохранять последовательность реализации каждого этапа проекта.
Чтобы реализовать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися:
· обсудите тему проекта, составьте план работы, организуйте совместную деятельность;
· соберите информацию, проведите опросы, наблюдения, исследования;
· обобщите материал, оформите результаты;
· создайте готовый продукт, представьте результаты работы;
·
получите независимую оценку и отзывы о работе.
Примеры краткосрочных проектов
Флешмоб – заранее
спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет
действия, придерживающиеся одной идеи. Это один из наиболее распространенных на
сегодняшний день краткосрочных проектов в школах.
Девиз: «Некогда скучать…».
Формы проекта:
· распространение буклетов, брошюр, информационных листовок, книг;
· исполнение танца, песни, музыкального произведения;
· обмен предметами, видеообращение и др.
Продуктивная деятельность, в процессе которой создается
своими руками что-то красивое, необычное.
Девиз: «Юный умелец».
Формы проекта:
· дизайн – праздничное оформление школы, класса;
· тематическое оформление стендов, выставок;
· оказание помощи в проведении мероприятий.
Благотворительная акция. Может стать частью
долгосрочного проекта «Служение обществу».
Девиз: «Дари добро…».
Формат: посещение хосписа, детских домов, приютов и др.
Кроме перечисленных проектов, существуют и другие. Важно, чтобы темы рождались из общего круга проблем и интересов обучающихся класса. Создавая особую, доверительную обстановку, можно добиться большего воспитательного эффекта, так как ребята не будут бояться высказывать свое мнение, зная, что их выслушают и поймут. Следовательно, можно целенаправленно и последовательно идти к достижению самой главной и наиболее важной задачи – созданию комфортных условий для благоприятной социализации каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Обязательно вовлекайте детей с особыми образовательными потребностями в проектную деятельность. Это позволит
· учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания в различных направлениях деятельности;
· ознакомить детей с некоторыми общими идеями, процессом их воплощения;
· способствовать развитию уверенности в поведении детей, нуждающихся в особом внимании.
И самое главное – ребята почувствуют себя не только нужными обществу, но и частью современного общества.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.