Как организовать проектную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями

  • docx
  • 19.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как организовать проектную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями.docx

Как организовать проектную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями

 

Инклюзивное образование в Республики Казахстан – явление новое. Это направление в школьном реформировании, которое предполагает равные возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок с особыми образовательными потребностями постепенно утрачивал шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Даже ребенок с минимальными «пограничными» нарушениями довольно быстро вытеснялся из системы образования в систему здравоохранения, которая, по сути, не могла решить проблемы его психического развития, а только усугубляла их.

Система образования повернулась навстречу ребенку с проблемами и настроена не на вытеснение каждого ребенка, требующего дополнительных усилий, а на принятие его в общеобразовательную систему и общество в целом.
 

Комплексный подход к детям


Практическое применение специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с особыми образовательными потребностями постепенно достигают близкого к норме уровня психического развития. Необходимо отметить, что процесс инклюзивного образования будет успешен исключительно в том случае, если будет соблюден комплексный подход психолого-педагогического и медико-социального обеспечения к детям с особыми образовательными потребностями.

Система обеспечения инклюзивного образования – это совокупность элементов:

·            организационное обеспечение: нормативные правовые акты; организация питания и медицинского обслуживания, взаимодействия с органами социальной защиты, организациями дополнительного образования, с ПМПК и МСЭК; информационное обеспечение;

·            материально-техническое обеспечение: архитектурная среда и специальное оборудование, учебное и внеучебное пространство;

·            организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение;

·            психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;

·            кадровый состав.

Концептуальная часть инновационных технологий комплексного психолого-педагогического и медико-социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями – это научно-правовая база технологий, те нормативные правовые акты, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

В школьном образовании существуют различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» традиционные или инновационные технологии в образовании.

В каждой школе работают педагоги-новаторы, которые в действительности разрабатывают и применяют различные формы и методы индивидуального подхода в своей деятельности к категории детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании. 

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/y4vkou.png

Одним из вспомогательных компонентов работы с детьми с ООП являются факультативы – дополнительные занятия, направленные на развитие творческих способностей. 

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/8vjjz6.png

Школа для детей должна стать стартовой площадкой для реализации духовных потребностей, развития творческого потенциала и, самое главное, становления личности и нахождения своей ниши в обществе. Сформированность у школьника доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению и умения находить конструктивные решения, при этом уважительно относиться к индивидуальным особенностям и способностям каждого даст возможность успешнее социализироваться в обществе.

Важно создавать творческие группы или сообщества по интересам, участниками которых станут разновозрастные группы школьников. Педагоги будут лишь сопровождать, тем самым поддержат идеи и замыслы детей, способствуя формированию духовно-нравственных качеств каждого ребенка в коллективном сообществе.

Воплощая общие идеи, ребенок успешнее социализируется в обществе и развивает свои способности. Сформированные творческие группы детей включаются в реализацию проектов.
 

Проектная деятельность школьников


Суть проектной деятельности школьников заключается в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию и реализации творческих проектов. Эта форма учебно-познавательной активности обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения и воспитания. Также она является средством развития личности.

Основная форма проекта – краткосрочная. Так как результат достигается в самый короткий срок, учащиеся с особыми образовательными потребностями могут отслеживать и сохранять последовательность реализации каждого этапа проекта.

Чтобы реализовать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися:

·            обсудите тему проекта, составьте план работы, организуйте совместную деятельность;

·            соберите информацию, проведите опросы, наблюдения, исследования;

·            обобщите материал, оформите результаты;

·            создайте готовый продукт, представьте результаты работы;

·            получите независимую оценку и отзывы о работе.
 

Примеры краткосрочных проектов


Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет действия, придерживающиеся одной идеи. Это один из наиболее распространенных на сегодняшний день краткосрочных проектов в школах.

Девиз: «Некогда скучать…».

Формы проекта:

·            распространение буклетов, брошюр, информационных листовок, книг;

·            исполнение танца, песни, музыкального произведения;

·            обмен предметами, видеообращение и др.


Продуктивная деятельность, в процессе которой создается своими руками что-то красивое, необычное.

Девиз: «Юный умелец».

Формы проекта:

·            дизайн – праздничное оформление школы, класса;

·            тематическое оформление стендов, выставок;

·            оказание помощи в проведении мероприятий.


Благотворительная акция. Может стать частью долгосрочного проекта «Служение обществу».

Девиз: «Дари добро…».

Формат: посещение хосписа, детских домов, приютов и др.

Кроме перечисленных проектов, существуют и другие. Важно, чтобы темы рождались из общего круга проблем и интересов обучающихся класса. Создавая особую, доверительную обстановку, можно добиться большего воспитательного эффекта, так как ребята не будут бояться высказывать свое мнение, зная, что их выслушают и поймут. Следовательно, можно целенаправленно и последовательно идти к достижению самой главной и наиболее важной задачи – созданию комфортных условий для благоприятной социализации каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Обязательно вовлекайте детей с особыми образовательными потребностями в проектную деятельность. Это позволит

·            учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания в различных направлениях деятельности;

·            ознакомить детей с некоторыми общими идеями, процессом их воплощения;

·            способствовать развитию уверенности в поведении детей, нуждающихся в особом внимании.

И самое главное – ребята почувствуют себя не только нужными обществу, но и частью современного общества. 

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/2zwbrl.png


 

Скачано с www.znanio.ru