И. Р. Хайруллин, учитель родного (татарского) языка
МБОУ «СОШ №8» Кировского района г. Казани
Процесс подготовки к современному уроку
Место, где мы реализуем себя как учитель называется уроком. Именно сюда мы приходим с надеждой и волнением, именно здесь мы, наконец, понимаем, не ошиблись ли с выбором профессии.
Урок – это довольно сложная структура и наша задача сделать так, чтобы она не развалилась в течение отведённых нам 40-45 минут. Я попытаюсь поэтапно охарактеризовать процесс подготовки к уроку.
1. Определить цель урока. Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.д. Её необходимо конкретизировать. Например, обеспечить усвоение учащимися признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания ; отработать навыки (какие); устранить пробелы в знаниях (каких) и т.д.
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера.
Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и т.д.
Развитие мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, развитие умений устанавливать единые, общие признаки и свойства целого.
Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект и т.д.).
Вся наша деятельность на уроке должна определяться целью. Чему мы должен научиться ученик на этом конкретном уроке? Ответ на этот вопрос и определяет цель, но нельзя рассматривать урок изолировано от всего курса обучения. Он должен занимать своё значимое место во всей череде уроков, определенных учебным планом на четверть или полугодие. Соответственно цель урока должна рассматриваться в контексте этого учебного плана.
2. Определить набор приёмов и методов обучения для данного урока.
Эти приёмы и методы будут зависеть от поставленной цели. Здесь я хотел бы дать кое-какие комментарии. Как мы познаём окружающий мир? Для этого мы наделены органами чувств, с помощью которых мы можем видеть, слышать, осязать. Точно так же мы пользуемся ими, изучая язык. Здесь правило простое: чем больше органов чувств задействовано в процессе обучения, тем более эффективным оно будет. Подбирайте приёмы и методы с таким расчётом, чтобы максимально использовать все виды речевой деятельности (ВРД), ведь каждый ВРД основывается в той или иной мере на функциях различных органов чувств.
Другим критерием выбора приёмов и методов для урока является состав обучающихся. Их количество и уровень качества знаний тоже внесёт свои коррективы. Здесь главное, чтобы применяемые методы и предлагаемые упражнения соответствовали их уровню и могли бы быть максимально эффективны для данного количественного состава учеников.
3. Выбор оборудование для урока.
Под оборудование урока следует понимать его материальное обеспечение , т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д. Подбор оборудования напрямую зависит от выбранных вами приёмов и методов обучения и, разумеется, от возможностей школы. Важно иметь чувство меры, не нужно перегружать урок техническими средствами, но с другой стороны проводить урок вообще без оборудования, без наглядности и учебных пособий, особенно без компьютерной технологии тоже нельзя. Перед уроком обязательно проверить исправность ТСО и научиться ими уверенно пользоваться.
4. Распределить ход урока по времени.
Теперь всё, указанное выше, нужно вместить во временной промежуток 40-45 минут. На первый взгляд задача не сложная. Но очень часто начинающие учителя испытывают проблемы со временем на уроке. Его либо не хватает, либо наоборот, остаётся лишнее время, и начинающие учителя теряются, не зная, что в такой ситуации делать. Прежде всего, планировать урок так, чтобы всё успеть. Если «резервные задания», желательно такого плана, чтобы их можно было выполнять бесконечно. В таком случае всегда можно найти чем занять оставшееся вдруг время. Естественно, эти задания должны соответствовать главной цели урока. Справедливости ради надо заметить, неувязки со временем обязательно будут случаться поначалу, но по мере накапливания практического опыта физически начнёте чувствовать время. Лично я очень хорошо чувствую время в пределах 45 минут, даже не глядя на часы. Кстати, свои часы можете положить на стол во время урока, чтобы следить по ним за временем. Это лучше, чем, если без конца поднимать руку и смотреть на них слишком часто при учениках…
5. Подготовить оборудование.
Перед самым уроком тщательно подготовьте аудиторию, где будет проходить занятие, чтобы во время урока думать только об уроке. А не о том, как повесить таблицу, как настроить проектор и т. д. на доске всё необходимое уже должно написано, раздаточный материал подготовлен к раздаче. Кассеты или диски должны быть под рукой в готовом к немедленному использованию состоянии. Для начала надо заранее записывать всё, что нужно подготовить к уроку, чтобы ничего не упустить. Школа – довольно суетное место, где, находясь среди детей и коллег, немудрено и забыть что-нибудь…
6. Подготовить план урока.
Я сейчас не буду останавливаться на поурочном планировании как таковом, а сажу лишь о чисто техническом моменте. Как должен выглядеть план урока? Он должен максимально удобен для Вашего пользования . лучше всего писать его на отдельных листах, крупным и чётким почерком, выделяя всё самое важное. Во время урока план должен на столе в удобном для просмотра виде. При этом не стоит его слишком часто брать в руки. Пусть он будет написан так, чтобы всё нужное можно было бы без труда увидеть в нём, не поднимая его со стола. Избегайте пользоваться планами, которые вы написали ещё в прошлом учебном году, если даже он по той же теме и учебнику. И уж что план – это всё-таки план, а не подробное изложение хода урока (хотя, конечно, у Вашего завуча может быть и другое мнение) и нужен он Вам не только для отчёта, но и как подсказка хода урока. Однако, как бы вы тщательно не планировали свою работу на уроке, тем не менее, наверняка будут возникать какие-то проблемы и трудности.
Хочется добавить ещё учитель должен уметь определить типы уроков.
Первый тип – уроки изучения нового материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала - как методические варианты уроков первого типа).
Второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.
Третий тип – уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Четвертый тип – комбинированные уроки.
Пятый тип – контрольные уроки (уроки учёта и оценки знаний и умений).
Но каждый педагог опираясь на нормативно-правое и методические документы имеет право сам проводить уроки выбрав методы и приемы обучения. О него будет только единственный спрос – только результат обучения.
Резюме
на вакансию преподователя татарского языка.
1. Фамилия, имя, отчество: Хайруллин Ильхам Рифкатович.
2. Претендент на должность: методист по воспитательной работе.
3. Образование: высшее, Казанский государственный педагогический университет, факультет татарской филологии, специальность по диплому: учитель татарского языка, литературы и истории Татарстана, (1997 год).
4. Курсы переподготовки: переквалификация по специальности «Учитель географии», Башкирский институт развития образования (Республика Башкортостан, г. Уфа), 2014г.
5. Курсы повышения квалификации:
а) краткосрочное обучение в Институте психологии и образования КФУ по теме «Компетентностный подход в начальной школе: проблемы, опыт, инновации», (Казань, 2013 г.) - 24 часа ;
б) «Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации требований ФГОС» (ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан) - Уфа, 2014 г. – 108 часов.
в) «Системный подход в управлении образовательной организацией в условиях введения ФГОС ООО» («Институт развития образования» Краснодарского края) - Сочи, 2015 г. – 72 часов.
г) "Моделирование и проектирование воспитательного пространства ОО в условиях реализации ФГОС ООО и обновлённой стратегии развития воспитания" ("Институт развития образования" Краснодарского края"), 72 часов, 2015 г.
6. Навыки работы на ПК: уверенный пользователь
7. Общий стаж: 20 лет (из них 2 года стажа - педагог-организатор, 1 год - заместитель директора по УВР).
8. Педагогический стаж: 19 лет.
9. Контакт (ватсап) : 8951-895-40-72.
10. Дополнительная информация:
1) прошёл директорские курсы на базе Казанского государственного педагогического университета, 1997 г.;
2) мои достижение:
- Республиканская научно-практическая конференция « Духовно-нравственное воспитание в условиях поликультурной образовательной среды гимназии» (сертификат участника, Казань, 2011);
- обладатель гранта «Наш лучший учитель» (Республика Татарстан, 2011);
- сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности и гражданина России в системе начального и среднего общего образования» (Республика Татарстан, г. Зеленодольск, 2012;
- диплом III степени III Тюменского областного конкурса " Лучший учитель татарского языка и литературы - 2012 ( Тобольск, 2012 г.);
- сертификат участника IV Всероссийской конференции «Современные технологии развития образовательных учреждений - 2013» , ( Москва, 2013 г.);
- Диплом II степени, победителя Всероссийского конкурса учебно-методических разработок «Грани мастерства» в номинации «Лучший дидактический материал» (Институт психологии и образования Казанского федерального университета, Казань, 2013 г.);
- сертификат участника Международной научно-практической конференции « Теоретические и прикладные вопросы науки и образования» (Тамбов, 2013 г.);
- диплом за участие общероссийского конкурса «Первый классный час 2013-2014 учебного года» (2013 г.);
- сертификат участника Международной научно-практической конференции «Начальная школа сегодня: проблемы социализации» (Республика Татарстан, г. Казань, 2014 г.
- диплом в номинации "Һөнәремә тугры калам" ("Верность профессии") Всероссийского конкурса учителей родных языков "Родной язык" (Казань, 2014 г.).
4) мои публикации:
1. Выступление в сборнике « Духовно-нравственное воспитание в условиях поликультурной образовательной среды гимназии» (Республика Татарстан, г. Зеленодольск, 2011);
2. Выступление в сборнике «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности и гражданина России в системе начального и среднего общего образования» (Республика Татарстан, г. Зеленодольск, 2012);
3. Статья «Из опыта работы реализации ФГОС». ( Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности граждан России в системе начального и среднего общего образования», Республика Татарстан, Казань-Зеленодольск, 2012 г.).
4. Статья «Формирование межкультурных компетенций школьников в условиях модернизации образования» (Сборник международной научно-практической педагогической конференции «Компетентностный подход в начальной школе: проблемы, опыт, инновации», Республика Татарстан, г. Казань, 2013 г.).
5. Статья «Технологический подход в образовании» (Сборник международной научно-практической конференции « Теоретические и прикладные вопросы науки и образования», г. Тамбов, 2013 г.).
6. Статья «Оценка личностных результатов» (Сборник «Наука и образования в XXI веке», г. Тамбов, 2013 г.).
7. Статья «Коммуникативные универсальные учебные действия» (Сборник международной научно-практической конференции «Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии», г. Тамбов, 2013 г.).
8. Статья «Система работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков» (сборник материалов международной научно-практической конференции, Республика Татарстан, г. Казань, 2014 г.).
9. Статья «Роль учителя географии в условиях реализации ФГОС» (сборник материалов международной образовательной научно-практической конференции «Начальная школа сегодня: проблемы преемственности»), Казань, 16-17 апрель 2011 г.
В настоящее время работаю в МБОУ "СОШ №8" г. Казани.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.