Что понимают под готовностью к обучению в обычной школе
Когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физиологического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Кто такой ребенок с ОВЗ
Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Для детей с ОВЗ существуют барьеры:
• Отсутствие гибких образовательных стандартов.
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса.
• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ .
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
недостаточная самостоятельность;
чрезмерная игривость;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность, повышенная тревожность;
неумение общаться со сверстниками;
неумение сосредоточиться на задании;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
низкий уровень развития мелкой и крупноймоторики, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;• низкий темп выполнения заданий;• низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);• задержка речевого развития, мышления(классификация, аналогии);• низкая самооценка; • нарушение координации движений;• трудности в понимании инструкции;• нуждаются в постоянной помощи взрослого.
Физиологическая готовность
У детей с ОВЗ имеются существенные отклонения в состоянии здоровья.
Физиологическую готовность у детей с ОВЗ можно рассматривать, как:
1. достаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (готовность к самостоятельному письму)2. сформированность навыка выполнения графических движений
3. Не нуждается в постоянной помощи взрослого
Социальная (личностная) готовность
Социальную (личностную) готовность у ребенка с ОВЗ можно рассматривать, если сформированы:
Психологическая (интеллектуальная) готовность
Ребенок с ОВЗ психологически (интеллектуально) готов учиться в обычной школе, если достаточно развиты:
ребенок знает основные цвета, может правильно различать тяжесть предметов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
у ребенка достаточно развита произвольная память: он умеет ставить цель запомнить что-либо и свободно применяет способы запоминания;
развивается произвольное внимание, он умеет выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Может продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут.
у ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной.
у ребенка уже сформированы пространственно-временное восприятие: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Ребенок уже воспринимает время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.
Психологическая (интеллектуальная) готовность
Внешние условия
Ребенок может беспрепятственно ориентироваться в пространстве школы, то есть находить:- Вход в школу- Школьная раздевалка- Школьная столовая- Школьный туалет- Спортивный зал- Школьная библиотека- Классные кабинеты
Внутренние условия
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.