«Как понять, готов ли ребенок с ОВЗ учиться в обычной школе?»

  • pptx
  • 25.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Февраль 2021г Орехова АС.pptx

«Как понять, готов ли ребенок с ОВЗ учиться в обычной школе?»

Что понимают под готовностью к обучению в обычной школе

Когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физиологического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Кто такой ребенок с ОВЗ

Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Для детей с ОВЗ существуют барьеры:

Отсутствие гибких образовательных стандартов.
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса.
• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ .

Типичные затруднения у детей с ОВЗ:

недостаточная самостоятельность;
чрезмерная игривость;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность, повышенная тревожность;
неумение общаться со сверстниками;
неумение сосредоточиться на задании;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;

Типичные затруднения у детей с ОВЗ:

• отсутствует мотивация к познавательной деятельности; • низкий темп выполнения заданий; • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); • задержка речевого развития, мышления (классификация, аналогии); • низкая самооценка; • нарушение координации движений; • трудности в понимании инструкции; • нуждаются в постоянной помощи взрослого.

Физиологическая готовность

 У детей с ОВЗ имеются существенные отклонения в состоянии здоровья.
Физиологическую готовность у детей с ОВЗ можно рассматривать, как:
1. достаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (готовность к самостоятельному письму) 2. сформированность навыка выполнения графических движений
3. Не нуждается в постоянной помощи взрослого

Социальная (личностная) готовность

Социальную (личностную) готовность у ребенка с ОВЗ можно рассматривать, если сформированы:

Психологическая (интеллектуальная) готовность

Ребенок с ОВЗ психологически (интеллектуально) готов учиться в обычной школе, если достаточно развиты:

ребенок знает основные цвета, может правильно различать тяжесть предметов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;

у ребенка достаточно развита произвольная память: он умеет ставить цель запомнить что-либо и свободно применяет способы запоминания;

развивается произвольное внимание, он умеет выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Может продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут.

у ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной.

у ребенка уже сформированы пространственно-временное восприятие: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Ребенок уже воспринимает время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Психологическая (интеллектуальная) готовность

Психологическая (интеллектуальная) готовность

Внутренние и внешние условия, позволяющие ребенку с ОВЗ обучаться в обычной школе

Внешние условия

Ребенок может беспрепятственно ориентироваться в пространстве школы, то есть находить: - Вход в школу - Школьная раздевалка - Школьная столовая - Школьный туалет - Спортивный зал - Школьная библиотека - Классные кабинеты

Внутренние условия

- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; - возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; - психологическая готовность к интегрированному обучению.

Зрительно-моторная
координация

Спасибо за внимание!

Контакты для связи:

tonechkaorehova69@gmail.com
Орехова Антонина Святославовна