Как пробудить в ребенке желание учиться?
Оценка 4.6

Как пробудить в ребенке желание учиться?

Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
Междисциплинарный 7
5 кл—11 кл +1
01.11.2020
Как пробудить в ребенке желание учиться?
Представленное родительское собрание раскрывает проблемы подростков и причины нежелания учиться. А также даются рекомендации для родителей, чтобы мотивировать своего ребенка к учебе. Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношение окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей.
Как пробудить в ребенке желание учиться.docx

Родительское собрание

В начале каждого учебного года учителя проводят родительские собрания, чтобы проинформировать родителей своих учеников о целях и задачах на новый учебный год.

Но заветное желание каждого родителя заключается в том, чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением. А для этого необходимо найти действенные стратегии, которые позволяют родителям мотивировать своего ребенка к учебе. Поэтому на первом родительском собрании я стараюсь провести беседу с родителями на тему «Как пробудить в ребенке желание учиться?».

Данное родительское собрание основано на мнениях экспертов, которые раскрывают универсальные рекомендации. Поэтому каждый родитель может воспользоваться данными рекомендациями, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста – свои приоритеты. Поэтому, при проведении такого собрания, я разделяется его на две возрастные категории:

I этап – средняя школа: самостоятельность и поощрение;

II этап – старшие классы: гибкость и выдержка.

Таким образом, для каждого возраста приводятся свои задачи для родителей и решения их реализации, а также перечень проблем, когда необходимо обратить внимание на то, что ребенок утратил интерес к учебе.

 

Родительское собрание на тему

«Как пробудить в ребенке желание учиться?»

 

Цель: довести до сознания родителей педагогические и психологические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним.

Задачи: 1. сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;

                2. выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов.

Форма проведения: лекция.

 

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Мы, учителя, и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше, а вы, родители, в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас, взрослых, хотели бы воспитать в детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Возможно, кто-то из вас, учился еще в советской школе и был более дисциплинированным учеником, но вряд ли хотел учиться больше, чем ваш собственный ребенок. Просто нами тогда было легче управлять. Мы понимали: если надо, значит – надо.

Но сегодня все изменилось. Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизнь. Чтобы во влечь ребенка в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка-ученика есть потребности в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, не всегда поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

Влияние большинства вас, родителей опосредованное, а потому мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес, но именно вы можете «запустить» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает вас самих.

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что вы, родители, даете своим детям противоречивую установку, т.е. поощряете немедленное удовлетворение любых желаний, но при этом требуете усидчивости. Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию.

К сожалению, мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников. Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы. Но большинство школ, увы, не ставят перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, вам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

Стоит помнить, что стать репетитором по всем предметам – это не выход из положения. Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к собственному ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного.

Что же нужно, чтобы у ребенка возникла мотивации?

ü  Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.

ü  Умение ставить цели и достигать их, т.е. планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.

ü  Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.

ü  Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

 

Основные задачи и рекомендации для родителей

для каждой возрастной категории

 

I этап – средняя школа: самостоятельность и поощрение.

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями.

Научиться учиться.

Переход в 5 класс сопровождается сменой всей системы школьных занятий. Учителей теперь гораздо больше, одни задания надо делать на завтра, другие – на следующую неделю. У каждого учителя свой стиль, заниматься становится намного сложнее. И многие дети теряются. Лучший способ помочь им – научить действовать в новых обстоятельствах. Вместе можно составить план занятий, поставить «напоминалки» в телефон, оставляя ребенку ответственность за выполнение уроков. В этом возрасте очень помогает четкий распорядок дня. Полезно приучить ребенка заниматься в определенные часы, и лишь до того, как садится перед телевизором или компьютером. Внимательно следить за учебой, но не настаивать на высоких результатах – такая непростая задача стоит перед родителями. Если ждать от школьника этого возраста больших успехов, это может погасить в нем желание учиться. Важно, чтобы он понимал: знания меняют его самого, придают ему уверенности, с ним становится интереснее общаться.

Поднять самооценку.

Современные школьники слишком быстро отчаиваются. Они пасуют перед малейшими препятствиями, отказываясь прилагать усилия, если результат не гарантирован. Во многом это происходит потому, что дети не доверяют себе и остро переживают свою компетентность. Предоставьте подростку самому отвечать за то, как он учится. Позволяйте действовать самостоятельно. Компетентность рождается только в деятельности, причем достаточно сложной, которая может быть вызовом для ребенка. Помогите ему понять собственные ощущения и желания, подчеркивайте сильные стороны характера. И не делайте трагедии из ошибок и неудач… Нам полезно помнить о том, что школьные баллы – это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности. Кроме того, во время пубертатного периода (полового созревания) интересы ребенка смещаются. Помимо учебы его начинает интересовать, кто с кем дружит, кто и что сказал, кто кого предал. Он открывает для себя мир общения со сверстниками, а интерес к учебе на какой-то период снижается, особенно у мальчиков.

Ослабить контроль.

Младшие подростки особенно нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. От взрослых они ждут одобрения каждой своей работы, постановки выполнимых задач, уважения своей независимости. Постепенно ослабьте контроль, но будьте внимательны к тому, чем живет ребенок. Родители, которые и в 7-8 классе жестко контролируют выполнение домашних заданий, могут спровоцировать у детей тревогу и неуверенность в себе. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям. Необходимо перестать спрашивать: «Какие у тебя оценки?». Периодически стоит обсуждать о прочитанном с ребенком или расскажите о том, что вас заинтересовало, попросите своего ребенка объяснить то, в чем он разбирается лучше вас, прислушайтесь к ребенку, когда идет обсуждение важного семейного дела. Следовательно, принимайте своего ребенка всерьез, не стоит его игнорировать. Ваш интерес и поддержка, а не контроль мотивируют подростков учиться. Они начинают понимать, что ходят в школу не затем, чтобы порадовать своих родителей. Если постоянно повторять, что хорошие оценки нужны ему, а не вам, родителям, тогда это вызовет только протест и сопротивление.

Когда же родителям стоит обратить внимание, что ребенок утратил интерес к учебе? Для этого следует перечислить ряд следующих проблем. Если хотя бы три пункта из перечисленных проблем проявляются в течение нескольких недель, тогда следует присмотреться к своему ребенку, чтобы вовремя ему помочь.

ü  Ему неинтересны школьные рекомендации.

ü  Он часто критикует преподавателей.

ü  У него не получается вовремя вставать по утрам.

ü  Он забывает записывать домашние задания.

ü  Он забывает сдавать письменные задания, даже если они сделаны.

ü  Он не выполняет задания по пропущенным урокам.

ü  Он плохо ведет себя на уроках и регулярно получает замечания.

ü  Он не участвует в жизни класса.

ü  Он отпрашивается с уроков, жалуется на плохое самочувствие.

ü  Он часто чувствует себя уставшим и может заснуть на уроке.

 

II этап – средняя школа: гибкость и выдержка.

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей.

Удача – результат усилий.

Интерес к знаниям у старшеклассников зависит прежде всего от атмосферы в школе, престижности образования среди друзей, планов самого подростка на будущее. Но есть важная область, где велика роль родителей. От вас, родителей, зависит, как ребенок воспринимает причины своих результатов и неудач. Он может считать, что его успех – это случайность (например, результат хорошего настроения учителя или того, что ему попалась знакомая тема), а неудачи объяснять отсутствием таланта… И зачем стараться, если от тебя ничего не зависит? Очень важно показывать в общении со своим ребенком, что для стабильности успехов необходимы усилия близких, но при этом учить ребенка гибкости: чем делать раз за разом то, что не получается, лучше поискать новую стратегию решения. Трубно признать ошибку и пойти дальше, если ребенок уверен в том, что он – невнимательный. Любой ярлык, «приставший» к подросткам, ограничивает их, мешает относиться к себе конструктивно. Говоря ребенку, что он неспособный, ленивый, мы, взрослые, вызываем у него беспомощность, огорчение, отчаяние; он не понимает, что ему делать. И наоборот, когда подросток видит связь между результатом и избранной им стратегией, он начинает анализировать, что и почему он делает, с чего лучше начать в следующий раз.

Преодолеть страх экзаменов.

Непросто сохранить хладнокровие и не поддаться панике, связанной со сдачей ЕГЭ. Всех вас, родителей, беспокоит прежде всего результат. Манипуляция чувством вины («Я так за тебя волнуюсь» или «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты просто не можешь плохо сдать ЕГЭ»), возможно, и вызовет всплеск трудолюбия, но он будет недолгих. Интерес и желание готовиться к экзамену возникают у школьников, лишь когда родные ориентируют их на процесс поиска ответов, на содержание заданий, пусть и не всегда логичных и удачно составленных. Интеллект старшеклассников не уступает интеллекту взрослых. Однако при зубрежке и натаскивании на результат используется лишь память, что означает для ребенка отступление на более низкую ступень мышления. Такой метод не только ослабляет его мотивацию, но и истощает его силы. А вам, родителям достаточно предлагать свою помощь, но не навязывать ее. Оставаться заинтересованными и верить в то, что ребенок справится с испытаниями (ведь тревожась, мы незаметно подрываем уверенность ребенка в своих силах – дети очень хорошо чувствуют нас).

Помочь подростку разобраться в себе.

Чтобы определиться с планами на будущее, старшекласснику нужна помощь родителей. Не зная себя, он может не рассчитать силы и увлечься крайностями – заниматься сутки напролет или не заниматься совсем. Отсутствие опыта пока не позволяет подростку быть объективным: ему трудно увидеть свои сильные стороны, разобраться в своих желаниях, приоритетах, вкусах и интересах. Существует множество подходов к самоорганизации, но эффективным будет тот, который основан на знании себя. Какой я? Мне легче запоминать на слух или конспектировать? Работать постепенно или штурмом? Именно в этом вы, родители, можете помочь своему подростку: посоветовать, показать разные варианты, рассказать о собственном опыте. Необходимо говорить с ребенком открыто о том, на что он может рассчитывать после школы. Вместе с ребенком необходимо планировать его будущее с учетом финансовых возможностей семьи. Например, на репетиторов или на курсы деньги есть, а на платное отделение – увы… Если же этой ясности нет, то подросток будет думать, что его всемогущие родители каким-то образом решают все за него. Некоторые подростки долго не могут принять решение о своей будущей специальности. Если ребенок будет думать, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь, то это только усугубит его тревогу. Тем более, что эпоха, когда многие всю жизнь работали на одном месте, ушла в прошлое. Так что путь смело ваш ребенок делает свой первый выбор!

Когда же родителям стоит обратить внимание, что ребенок утратил интерес к учебе? Для этого следует перечислить ряд следующих проблем. Если хотя бы три пункта из перечисленных проблем проявляются в течение нескольких недель, тогда следует присмотреться к своему ребенку, чтобы вовремя ему помочь.

ü  Он регулярно опаздывает на уроки и иногда их прогуливает.

ü  Он замыкается или раздражается, как только вы задаете ему вопрос о школе.

ü  Он часто делает задания в последний момент.

ü  Случилось, что во время контрольной работы он не мог ничего написать и сдавал пустой лист.

ü  Ему трудно сосредоточиться.

ü  Ему трудно планировать свои занятия заранее, он не знает, что будет делать через три дня.

ü  Он часто говорит: «Подумаешь, выпускные экзамены, их все сдают».

ü  Он не любит задумываться о своем будущем.

ü  Он заболевает в дни контрольных.

ü  У него нет друзей, или он общается целыми днями, забыв об уроках.

ü  Он забросил свое хобби или, наоборот, увлекся им в ущерб всему остальному.

 

Примечание: После родительского собрания родителям выдаются памятки, где перечисляются все причины потери мотивации у детей своей возрастной категории. Помимо этого, разрабатывается работа учителя с ребенком и его родителями.


 

Родительское собрание В начале каждого учебного года учителя проводят родительские собрания, чтобы проинформировать родителей своих учеников о целях и задачах на новый учебный год

Родительское собрание В начале каждого учебного года учителя проводят родительские собрания, чтобы проинформировать родителей своих учеников о целях и задачах на новый учебный год

А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого

А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого

Поднять самооценку. Современные школьники слишком быстро отчаиваются

Поднять самооценку. Современные школьники слишком быстро отчаиваются

II этап – средняя школа: гибкость и выдержка

II этап – средняя школа: гибкость и выдержка

Если же этой ясности нет, то подросток будет думать, что его всемогущие родители каким-то образом решают все за него

Если же этой ясности нет, то подросток будет думать, что его всемогущие родители каким-то образом решают все за него
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020