Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить
с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию
звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему
обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха
упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих,
в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в
этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при
произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова
или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а
ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с
правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи
с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать
и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии,
проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы.
При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего
ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.
Продолжать семейную традицию ежедневных
бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем
удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с
ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
![]() |
Формирование грамматического строя речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с
ребенком речевые игры типа «Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов
(например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть,
мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать
глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком
создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с
числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет
сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать
в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со
взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения
диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при
разговоре по телефону.
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки
и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний.
Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
![]() |
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО
ГОВОРИТЬ!
МБДОУ детский сад №183
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как развивать речь ребёнка дома»

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.