КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ
ВОЗРАСТЕ?
Главным
событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.
Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает
новые, необыкновенно важные перспективы его развития. К речи взрослого
предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна
быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно
выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. В развитии речи
детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду,
родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они
говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом
зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.
Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами
потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как
любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если
общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится
ненужной, и ее развитие тормозится.
Раннее
детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено
от года до трех восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не
восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным,
сенситивным периодом в усвоении речи малышом. Развитие речи побуждается
развитием, усложнением общения взрослого с ребенком.
Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет
богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и
требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко
отстает и в речевом и в общем развитии.
1. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет
пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать
вид, что ничего не понимаете, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать
то, что ему нужно.
2. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит
вокруг, читать книжки.
3. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не
ням-ням, а кушать и т.д.
4. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
5. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
6. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не
стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не
поймет, пока не увидит.
7. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не
запомнит и не воспроизведет.
8. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
9. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и
медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
10. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво,
чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений
пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и
всей кисти руки являются важнейшими факторами, стимулирующими речевое развитие
ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон
и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие
рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает
мышление.
Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у
детей:
формируются
и совершенствуются
двигательные
умения, навыки;
улучшается
координация движений;
совершенствуется
моторика артикуляционного аппарата;
пальцы
становятся более ловкими,
кисти
рук - подвижными, гибкими;
исчезает
скованность движений;
происходит
быстрое овладение словесными упражнениями;
речь
развивается интенсивнее.
Успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.