Как стать успешным классным руководителем

  • docx
  • 01.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как стать успешным классным руководителем.docx

Как стать успешным классным руководителем

Важнейшая составляющая формулы успеха – это умение обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт

Работа современного классного руководителя не так проста, как кажется на первый взгляд. Она подразумевает набор определенных качеств характера, без которых не стоит даже начинать работу в школе. Общительность, целеустремленность, амбициозность, позитивное отношение к жизни, стрессоустойчивость – это только некоторые характеристики кандидата на успешность. 

Показателем успешного общения педагога с учащимися является не только благоприятный морально-психологический климат в классе и в учебном заведении в целом, но и культура самого педагога.

В основе коммуникативной культуры учителя – индивидуальные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения – владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции. Но культурным принято считать не того, кто знает, как себя вести, а того, кто правильно себя ведет. Как писал Лев Кассиль, «общая интеллигентность, внутренняя культура человека угадывается во многих ее проявлениях. И по тому, насколько широки интересы его и куда они устремлены, и по тому, как держится человек в обществе, как разговаривает, как оценивает те или иные явления в жизни».

Культура профессионального общения педагога

Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, так как его работа предполагает постоянное общение с детьми в первую очередь.

К профессионально-коммуникативным умениям педагога относятся:

·            Социально-психологические. Это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, импровизировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства (вербальные и невербальные), механизмы коммуникативного воздействия (внушения, убеждения, идентификации и т. д.).

·            Нравственно-эстетические. Это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, создавать благоприятный нравственный климат общения.

·            Эстетические. Это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

·            Технологические. Это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

 Качества педагога

Общительность

Ведущее профессиональное качество учителя – общительность. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего – важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.

Педагогическая культура подразумевает и другие необходимые в общении качества личности, такие как требовательность, тактичность, доброжелательность, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание.



https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/c3tid8.png

(Проверьте свою степень самоконтроля в общении с помощью теста – см. приложение.)

Педагогический такт

Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры. Они замечают, насколько его требовательность, принципиальность и остальные качества проявляются в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся.

Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся – в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения – отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

 

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/mm9lzq.png

Вербальная культура общения

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25–50 % учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Красивый голос

Обычно запоминается человек с низким грудным голосом. Такой голос всегда считался приятным. Мудрецы говорили: «Заговори так, чтобы я тебя услышал». Всегда очень важно, что и как говорит человек. Например, стоит попробовать одну и ту же фразу произнести с разной интонацией и понаблюдать за поведением своих собеседников. Красивый голос можно выработать, как и любой другой навык. Для этого существуют специальные упражнения. Упражнения для всех одинаковы, а вот результат будет совершенно разным. Наверное, так и должно быть – у каждого свой стиль, свои манеры, и именно это отличает нас друг от друга.

Правила речевой культуры педагога:

·            грамотность построения фраз;

·            простота и ясность изложения;

·            выразительность;

·            интонация и тональность;

·            темп речи, паузы;

·            динамика звучания голоса;

·            словарное богатство;

·            образность речи;

·            дикция.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

Основные невербальные средства общения:

·            Мимика. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Она выражает проживаемые состояния, отношения. Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях.

·            Умение «носить» лицо. Как это важно! Оглянитесь вокруг. С какими напряженными лицами ходят люди по улицам. С какими лицами приходят на встречу. У людей большой дефицит любви и добра. Чем же они могут поделиться с окружающими? Своими обидами, недомолвками, своим разочарованием. Понаблюдайте за окружающими. На лицах озабоченность и комплексы, зажатость и, как следствие, оборона. На них никто не нападает, а они ждут этого и готовы отразить нападение. Какое уж тут обаяние? Трудно ли научиться «носить» лицо? Нет. Оно само начнет сиять, как только вы уберете свое внутреннее напряжение и успокоитесь.

Таким образом, во-первых, понадобится абсолютная, непробиваемая уверенность в себе. Во-вторых, придется следить за своей позой и своими движениями. Со временем даже не придется думать об этом, но пока нужно контролировать себя, чтобы не выдать волнение, незнание или страх позой и жестами. Помните: никаких скрещенных рук или ног, хаотично вращающейся ручки в руках, нервных пальцев, комкающих листочек или теребящих воротничок, – всё это выдает человека неуверенного, стремящегося закрыться.

Желательно установить визуальный контакт – открытый взгляд глаза в глаза – и начинать отвечать. Вот здесь от педагога потребуется умение говорить много, красиво и всегда по теме.

Принципы общения с учащимися:

·            принимать ученика таким, какой он есть, помнить, что каждый человек индивидуален;

·            верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;

·            уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;

·            не унижать достоинства ученика;

·            не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

·            помнить, что любой может ошибаться;

·            не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/rslj6d.png

Таким образом, сегодня каждый человек может стать успешным, если захочет и разовьет в себе необходимые качества.

Психологи советуют улыбаться, как только проснулся, даже громко хохотать. Не думайте о том, хорошо это или плохо, не начинайте размышлять, стоит это делать или не стоит. Просто проснитесь утром и начните смеяться. Не почему. Вопреки. Результат ждать не заставит. Ведь самое главное в жизни – не сохранить себя, а грамотно истратить! Пусть эта статья поможет еще раз взглянуть на свой стиль, понять свои секреты обаяния. Дарите миру свой позитив, несите добро. Пусть детям будет с вами светло!


 

Скачано с www.znanio.ru