КАК УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6- А КЛАССА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ?»
Оценка 4.8

КАК УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6- А КЛАССА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ?»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
преподавание
Взрослым
13.10.2022
КАК  УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6- А КЛАССА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ?»
КАК УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6- А КЛАССА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ?»
111Как увлечь всех учащихся 6.doc

КАК  УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6- А КЛАССА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ?»

Медведева Т.В., Кондратова Т.С.

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 п. Осакаровка»   

КАЗАХСТАН

 Ключевые слова. Исследование урока, активные методы обучения, swot – анализ, процесс обучения.

Аннотация. В статье рассматривается исследование урока  по  актуальной и значимой в современных условиях образования  проблеме – вовлечению всех учащихся в процесс обучения. Особое внимание обращается на swot–анализ активных методов обучения для использования их на определенном этапе урока. На основе  данного анализа,  с учетом положительных и отрицательных сторон, возможностей и рисков каждого применяемого метода  определяется степень участия каждого ученика на определенном этапе урока. Авторам статьи удалось привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать на каждом этапе урока. Авторы статьи заключают, что конструирование каждого  урока обязательно с применением активных методов обучения, при этом следует  учитывать не только плюсы и минусы метода, его возможности и риски, но и условия обучения, а также  уровень учащихся.

 

 «Стратегической целью  развития общества в 21 веке становится формирование глобального инновационного общества посредством развития и интеграции трех элементов  «треугольника знаний»: образование, исследования и инновации.»   Профессор Уркумбаев М.Ф.

Как точно сказано! Ведь главная цель образования сегодня – подготовить  выпускника  к жизни так, чтобы он мог максимально реализовать свои возможности. Это трудная, но почти ювелирная  работа учителя, направленная на  развитие индивидуальных способностей каждого ученика. И эти способности должны быть общественно значимы. И этот путь реализации себя и своих возможностей начинается  для ученика уже на самом обыкновенном уроке. Научившись реализовывать свои цели на уроке, ученик сможет реализовывать их и в жизни. Но все ли ученики могут реализовывать поставленные перед собой цели?

Чтобы научится реализовывать свои цели, ученик должен обладать множеством других навыков, которым  он  должен применять комплексно, проявляя познавательную активность   на всех этапах урока. Активные методы обучения – это как раз те  методы, которые будут  стимулировать познавательную деятельность учащихся на  каждом этапе урока. Теоретической разработкой  активных методов обучения  занимались Н.Я. Безбородова, М.Е. Бершадский, С.А. Бешенков, И.Н. Бухтиярова, А.А. Вербицкий, В.В. Гузеев, М. Новик, Е.С. Полат, C.JI. Рубинштейн и другие авторы.

Наша фокус – группа решила  проанализировать активные методы обучения  и применить их на каждом этапе урока,  потому что основная проблема,  на наш взгляд,  в том, что на уроках работают одни и те же учащиеся, а остальные чаще не успевают или не хотят участвовать  в процессе урока (попросту отсиживаются на уроке). Исследование урока  и посвящено  этой  проблеме. Группа учителей пришла к общему мнению провести исследование в 6 А классе. Предыстория исследования в этом классе заключается в  переходе к формативному оцениванию. Будучи пятиклассниками, эти ученики  испытывали некоторый «стресс» из-за отмены оценочной системы. Постепенно, в процессе обучения, лишь к концу первой четверти учащиеся 5 класса стали осознавать, что учителя комментируют сформированные у них умения и навыки и при этом не ставят оценки за допущенные ошибки. Домашние задания, которые тоже уже не оценивались, для многих стали необязательными и даже формальными.

        В 2018-2019 учебном году фокус-группа (учитель казахского языка и литературы Бейсекеева А.Б., учитель географии Калугин В.В, учитель математики Медведева Т.В., учитель истории Волкова А.В.) начали проводить исследование в 6- А классе (всего 13 учащихся, 5 девочек и 8 мальчиков). Каждый педагог данной фокус-группы работает в данном классе и знает каждого ученика. Учителя  объединились  по принципу – работают в одну смену, есть общие классы, в которых они преподают, а также учителям легче встретится для совместного  планирования, преподавания, наблюдения, анализа обучения и преподавания, документирования своих выводов.

На основе анализа каждого учителя и анализа проведённых анкет учащихся определили: сколько учащихся увлечены процессом обучения, и составили следующую диаграмму:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, тему исследования мы определил следующим образом: «Как увлечь всех учащихся 6- А класса на каждом этапе урока через активные методы?».

Цель исследования:

 Использовать активные методы обучения на каждом этапе урока с учетом положительных и отрицательных сторон, возможностей и рисков для того,  чтобы  увлечь всех учащихся 6 А класса на каждом этапе урока .

Фокус -  группа выдвинула гипотезу:

Если использовать  swot – анализ активных методов обучения и применять их на каждом этапе урока, учитывая положительные и отрицательные стороны, возможности и риски,  то количество активных  учащихся  увеличится.

Были определены задачи:

- сделать  swot - анализ каждого активного метода при применении его на определенном этапе урока;

- сделать подбор активных методов  с учетом положительных и отрицательных сторон, учитывая  возможности и  риски для  работы учащихся  на протяжении всего урока;

- по листам наблюдений выяснить количество активных учащихся на каждом этапе урока;

-установить степень зависимости  результативного выполнения заданий учениками от их активного участия на каждом этапе урока.

Ожидаемые результаты:

Внимание   учащихся будет активным  на протяжении всего урока.

Учащиеся не будут испытывать трудности в постановки цели урока.

Все учащиеся в течение урока будут использовать новые термины в своей речи.

Учащиеся не будут испытывать трудности в понимании заданий.

Учащиеся поймут, что их мнение важно.

При взаимооценивании и самооценивании не будут испытывать затруднений.

Постепенно приучатся к рефлексии собственной деятельности.

С целью активизации учащихся  на каждом этапе урока распланировали использовать следующие активные методы:

 1 урок. На этапе активизации – «Мозговой штурм», на этапе изучения материала- «Карусель», на этапе рефлексии- «Корзину ошибок».

Разочарование уже захватило в середине урока, когда интерес отдельных учеников к выполнению заданий полностью исчез и лишь пристальное наблюдение учителей, сидящих в кабинете, заставляло этих учеников делать хоть что то.

2 урок. На этапе активизации – «Интерактивный тест», «Диаграмма Венна» на этапе изучения материала- «Джигсо», игра «Пин – понг», на этапе рефлексии- «Лестница успеха».

3 урок. На этапе активизации – «Метод углов», на этапе изучения материала- «Ковер идей», игра «Автобусная остановка», », «Диаграмма Венна» на этапе рефлексии- «Трехминутное эссе» с опорными словами и глоссарием.

4 урок. На этапе активизации – «», на этапе изучения материала- «Ковер идей», игра «Автобусная остановка»,  на этапе рефлексии- «Наводящие вопросы».

По этому «общему» сценарию проводил уроки каждый учитель фокус – группы.

Анализ применения активных методов следующий: (SWOT- анализ)

 

Сильные стороны

Слабые стороны

«Мозговой штурм»

Некоторые проявили творческую активность, предложили много вариантов,

Только некоторые смогли предложить идеи и ответить на вопросы.

Большинство услышали идеи и ответы

Не все поняли, о чем говорили их одноклассники

«Карусель»

 

Ученики не боялись записывать мнение, зная, что их не оценивают и не исправляют.

Многие, прочитав текст, не успели понять содержание.

 

Некоторые не поняли текст, не смогли продолжить, т.е записать свое мнение

«Корзина ошибок»

Некоторые объяснили ошибки

Большинство не смогли объяснить ошибки

 

Некоторые  ни чего не написали

 

Интерактивный тест

Все участвовали

 

Все отвечали верно и быстро

 

«Джигсо»

 

Ученики не боялись высказывать мнение, зная, что их не оценивают и не исправляют

Некоторые были слушателями

 

 

«Пин - понг»

Смогли назвать единицы измерения и привести пример

У каждого одна попытка, нет возможности дать ответ еще раз

 

 

«Автобусная  остановка»

Ограничение временными рамками позволило быстрее выполнить задание. Спрашивали друг друга, чтобы не ошибиться.

Старались запомнить, на случай если назначат спикером.

Психологический комфорт всех участников.

Учитель не вмешивается в процесс обсуждения.

Возможности

Риски

Пополнение информации (Если я не знаю, мне объяснят).

Возможность высказать свое мнение

Вся группа не владеет хоть какой-то информацией по теме.

Метод «Углов»

Большинство высказали свое мнение (хочу объясняю, не хочу- не обьясняю).

Психологический комфорт (ни кто не критикует).

Выбор делается самостоятельно (без давления).

Испытывали затруднения в объяснении.

Возможности

Риски

 

Самоутверждение

Участник сделал не осознанный выбор (просто пошёл за другом).

 

Количество учащихся увлеченных уроком с момента начала исследования увеличилось на 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слабоактивных (со слабой саморегуляцией)  уменьшилось на 3 ученика.

Неактивный ученик, по-прежнему есть, но на некоторых этапах он включался в деятельность и уставая, не поспевая за остальными отстранялся. Этот ребенок особенно не усидчив, с низкой мотивацией и саморегуляцией. Это говорит о том, что его можно  привлечь к совместной деятельности, но постепенно.

Сравнение деятельности учащихся с 1 по 4 уроки исследования:

 

Вовлечение учащихся в процесс урока не характеризуется только внешним проявлением интереса, яркой активностью. Ученики, которые тихонько сидели и слушали одноклассников, хотя и выглядели пассивными, полностью были поглощены учебой, но давалось это им всем по-разному. Вовлечение учеников связано с их стремлением к достижению лучших результатов и желанием поддерживать эти достижения в течение определенного времени.

Выводы: Конструировать каждый  урок обязательно  нужно с применением активных методов обучения, учитывая  не только плюсы и минусы метода, его возможности и риски, но и условия обучения, уровень учащихся. Таким образом нам удалось привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Но есть  активные методы, которые «не сработали»  в данном классе: На этапе актуализации знаний   – Кластер, Дерево ожидания, на этапе  изучения нового материала – Кубирование, Эффект незаконченного метода, Проблемное задание, на этапе рефлексии – Блоб – дерево.

Рекомендации: учителям, работающим в 6- А классе (подготовить рекомендации в виде брошюры): применять активные методы  на каждом этапе урока с учетом их плюсов и минусов, возможностей и рисков. Использовать глоссарий, опорные слова, иллюстрации  для понимания текстовой информации, для развития читательской грамотности, и развития речи. Все задания (на каждом этапе урока) должны быть как для визуалов, так и для кинестетиков.

 

 

 

 

 


КАК УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6-

КАК УВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ 6-

Домашние задания, которые тоже уже не оценивались, для многих стали необязательными и даже формальными

Домашние задания, которые тоже уже не оценивались, для многих стали необязательными и даже формальными

Ожидаемые результаты: Внимание учащихся будет активным на протяжении всего урока

Ожидаемые результаты: Внимание учащихся будет активным на протяжении всего урока

Джигсо» Ученики не боялись высказывать мнение, зная, что их не оценивают и не исправляют

Джигсо» Ученики не боялись высказывать мнение, зная, что их не оценивают и не исправляют

Слабоактивных (со слабой саморегуляцией) уменьшилось на 3 ученика

Слабоактивных (со слабой саморегуляцией) уменьшилось на 3 ученика

Выводы : Конструировать каждый урок обязательно нужно с применением активных методов обучения, учитывая не только плюсы и минусы метода, его возможности и риски, но и…

Выводы : Конструировать каждый урок обязательно нужно с применением активных методов обучения, учитывая не только плюсы и минусы метода, его возможности и риски, но и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022