Воспитательский час по экологии
в 7 классе
«Как вести себя в природе»
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи: 1) Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.
2) Создать условия для коррекции психических процессов: памяти, логического
мышления, воображения.
3) Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях;
развивать любознательность, наблюдательность.
Оборудование: кроссворд «Природа»; рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой, Экологические правила, карточки с заданиями.
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать слово в выделенных клеточках.
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
Р |
И |
Р |
О |
Д |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||
|
|
1. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк.
2. Санитар водоёма, который «ходит задом наперёд».
3. Под сосною у тропинки?
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть, нет головы.
4. Едва возвратится
Этот певец
В свой, на шесте,
Деревянный дворец,
Как все понимают -
Весна наступает,
И долгой зиме
Скоро будет конец.
5. Разрешенья не спросил,
Подлетел и укусил!
6. Особо охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности.
7. На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Ответы: 1. Паук. 2. Рак. 3. Гриб. 4. Скворец. 5. Комар. 6. Заповедник. 7. Бабочка.
2 Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё то, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь.
3. Введение в тему. Экологическая сказка «Первый день в жизни Бабочки»
Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
- Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля».
- Ребята, а что такое Земля? (Отвечают дети.)
- Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж, чист. Пахло цветами, травой, мёдом.
- Что это?- не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух».
- Ребята, а что такое воздух? (Отвечают дети.)
В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.
- Что же это такое? – удивилась Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: «Вода». И раздался всплеск рыбы.
- Ребята, а что такое вода? (Отвечают дети.)
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но эта была такой огромной. Она присела на тёплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.
- Что же это такое? – подумала Бабочка.
- Это человек.
- Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими, мы должны выполнять определённые правила. О них мы сегодня и поговорим.
4) Основная часть.
I) Отношение человека к природе.
- Ребята, внимательно послушайте стихотворения.
Проблемный вопрос: Как человек поступает по отношению к природе?
Дети читают стихотворения.
Белая черёмуха
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облако, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много – много дней.
- Это чья черёмуха?- Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья…
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг.
Сразу от черёмухи отломила сук.
Городские школьники шли в далёкий путь
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черёмуха чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек. (З. Александрова)
Всё так изрезано в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей нет ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой – то живоглот.
Мне кажется, из – под коры моя слеза течёт.
Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой. (П.Бровка)
Как человек поступает по отношению к природе?
- Какие чувства вызвали у вас стихотворения?
Найдите экологические правила у себя на листочках, которые соответствуют данной проблеме. (1, 5.)
II) Работа с пословицами. Найди вторую часть пословицы и соедини её с первой.
1. Враг природы тот, кто леса не бережёт.
2. Лес не школа, а всех учит.
3. По лесу надо с умом ходить.
4. Лес – богатство и краса земли.
5. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.
6. Дерево дорого плодами, а человек делами.
III) Решение экологических задач.
1. Ты отправился в лес за грибами. Долго бродил по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые ты стал сбивать палкой. Правильно ли ты поступил? Найдите и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме. (1.)
2. На пути попался муравейник. Что ты сделаешь? Пнёшь муравейник ногой или пройдёшь мимо? (5) Найдите и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.
3. Ты нашёл в лесу непотушенный костёр. Твои действия. (4.) Найдите и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.
4. Под кустом ты увидел маленького ежонка. Ты решил, что он потерялся и захотел взять его домой. Что ты будешь делать? (5) Найдите и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.
5. Ты нашёл гнездо птицы. Тебе стало интересно узнать, а что там? Как ты поступишь?
(9, 11) Найдите и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.
IV) Физминутка. «Дерево»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят:
Как они сядут, покажем.
(Крылья сложили назад.)
V) Игра «Экологический светофор».
У нас на пути лесное царство, и помощником в нём будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе;
жёлтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определённые правила поведения;
зелёный свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных – добрые дела.
В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка,)
Воспитатель: «Ты куда идёшь?»
Мальчик: «В лес, конечно».
Воспитатель: «Я смотрю, гость ты какой – то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которые можно использовать редко, осторожно, соблюдая строгие правила».
Мальчик достаёт из рюкзака вещи.
Резиновые сапоги
- Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.
(Зажигается жёлтый свет светофора.)
Нож.
- Я хотел ножом содрать берёсту с берёзы, чтобы разжечь костёр.
(Зажигается красный свет светофора).
Зажигалка.
- Я решил, когда устану, посидеть у костра.
(Зажигается красный свет светофора).
5
Магнитофон.
- я собирался послушать новые записи – хиты.
(Зажигается красный свет светофора).
Небольшое пластмассовое ведро.
- В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.
(Зажигается зелёный свет светофора).
Пакет с крошками и крупой.
- Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
(Зажигается зелёный свет светофора).
Воспитатель: «Да, я смотрю ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но помни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?»
Мальчик произносит: «Обещаю».
VI ). Практическое задание. «Хорошо ли ты знаешь окружающую тебя среду».
Подчеркните неверное утверждение.
1) В лесу живут звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки,
2) Лес бывает без деревьев, травы, кустарников.
3) Лес даёт человеку чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы , ягоды, дрова.
4) Животным и птицам лес даёт жилище и корм.
5) Ядовитые растения служат лекарством для зверей.
6) Календула и ромашка не являются лекарственными растениями.
5) Заключительная часть.
А сейчас мы прослушаем стихотворение, где содержится призыв учиться понимать природу, стать её защитником, радоваться красоте природы.
Есть просто храм, есть храм науки, а есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.
- А теперь, ребята, давайте вспомним , о чем мы говорили сегодня?
- Что делали?
- Что узнали нового?
- О чём необходимо помнить, находясь в лесу?
6) Итог.
Молодцы, ребята. Мне было очень приятно работать с вами.
Давайте оценим наш сегодняшний воспитательский час. Кому было интересно, выберет улыбающееся солнышко, ну а если нет, то выберет грустное солнышко. Всем спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.