Как вести себя на природе

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как вести себя в природе.doc

                  Воспитательский час по экологии

                          

                          в 7 классе

 

            «Как вести себя в природе»

 

 

Цель: формирование ответственного  отношения к окружающей среде.

 

Задачи: 1) Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

              2)  Создать условия для коррекции психических процессов: памяти, логического

                   мышления, воображения.

             3) Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях;

              развивать любознательность, наблюдательность.

 

 

Оборудование: кроссворд «Природа»; рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой, Экологические правила, карточки с заданиями.

 

 

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать слово в выделенных клеточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П  

 Р

 И

 Р

 О

 Д

 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

1. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.

   Мастер в шёлке знает толк.

   Покупайте, мухи, шёлк.

2. Санитар водоёма, который «ходит задом наперёд».

3. Под сосною у тропинки?

   Кто стоит среди травы?

   Ножка есть, но нет ботинка.

   Шляпка есть, нет головы.

4. Едва возвратится

   Этот певец

   В свой, на шесте,

   Деревянный дворец,

   Как все понимают -

   Весна наступает,

   И долгой зиме

   Скоро будет конец.

 

5. Разрешенья не спросил,

   Подлетел  и укусил!

6. Особо охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности.

                                       

7. На цветок пахучий

   Сел цветок летучий.                                                         

 

Ответы: 1. Паук. 2. Рак. 3. Гриб. 4. Скворец. 5. Комар. 6. Заповедник. 7. Бабочка.

 

 2 Сообщение темы и цели занятия.

 Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё то, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь.

 

3. Введение в тему. Экологическая сказка «Первый день в жизни Бабочки»

   Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.

- Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля».

- Ребята, а что такое Земля? (Отвечают дети.)

- Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж, чист. Пахло цветами, травой, мёдом.

- Что это?- не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух».

- Ребята, а что такое воздух? (Отвечают дети.)

 В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.

- Что же это такое? – удивилась Бабочка.

Тихий журчащий голос прошептал: «Вода». И раздался всплеск рыбы.

- Ребята, а что такое вода? (Отвечают дети.)

Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но эта была такой огромной. Она присела на тёплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.

- Что же это такое? – подумала Бабочка.

- Это человек.

- Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими, мы должны выполнять определённые правила. О них мы сегодня и поговорим.

 

 

4) Основная часть.

    I) Отношение человека к природе.

- Ребята, внимательно послушайте стихотворения.

Проблемный вопрос: Как человек поступает по отношению к природе?

 

 Дети читают стихотворения.

 

                                           Белая черёмуха

Расцвела черёмуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Лёгкая, как облако, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней.

И могла цвести она много – много дней.

- Это чья  черёмуха?- Да она ничья,

Белая снегурочка около ручья…

                                  

                                     Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг.

                                     Сразу от черёмухи отломила сук.

                                     Городские школьники шли в далёкий путь

                                     Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.

                                     Прибежали девочки, а снегурки нет.

                                     Лишь в пыли валяется вянущий букет.

                                     А была черёмуха чистая, как снег.

                                     Радовался деревцу каждый человек.   (З. Александрова)

 

Всё так изрезано в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей нет ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул какой – то живоглот.

Мне кажется, из – под коры моя слеза течёт.

Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой. (П.Бровка)

 

Как человек поступает по отношению к природе?

- Какие чувства вызвали у вас стихотворения?

Найдите экологические правила у себя на листочках, которые соответствуют данной проблеме. (1, 5.)

 

II) Работа с пословицами. Найди вторую часть пословицы и соедини её с первой.

   1. Враг природы тот, кто леса не бережёт.

   2. Лес не школа, а всех учит.

   3. По лесу надо с умом ходить.

   4. Лес – богатство и краса земли.

   5. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

   6. Дерево дорого плодами, а человек делами.

 

 III) Решение экологических задач.

    1. Ты отправился в лес за грибами. Долго бродил по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые ты стал сбивать палкой. Правильно ли ты поступил? Найдите  и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме. (1.)

    2. На пути попался муравейник. Что ты сделаешь? Пнёшь муравейник ногой или пройдёшь мимо? (5) Найдите  и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.

 

 

    3. Ты нашёл в лесу непотушенный костёр. Твои действия. (4.) Найдите  и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.

 

 4. Под кустом ты увидел маленького ежонка. Ты решил, что он потерялся и захотел взять его домой. Что ты будешь делать?  (5) Найдите  и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.

   

 5. Ты нашёл  гнездо птицы. Тебе стало интересно узнать, а что там? Как ты поступишь?

        (9, 11) Найдите  и прочитайте экологическое правило, которое соответствует данной проблеме.

 

IV) Физминутка.    «Дерево»

 Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят:

Как они сядут, покажем.

(Крылья сложили назад.)

 

V) Игра «Экологический светофор».

У нас на пути лесное царство, и помощником в нём будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе;

жёлтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определённые правила поведения;

зелёный свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных – добрые дела.

   В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка,)

 

Воспитатель: «Ты куда идёшь?»

Мальчик: «В лес, конечно».

Воспитатель: «Я смотрю, гость ты какой – то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которые можно использовать редко, осторожно, соблюдая строгие правила».

 

   Мальчик достаёт из рюкзака вещи.

     Резиновые сапоги

                                           

- Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается жёлтый свет светофора.)

    

 Нож.

- Я хотел ножом содрать берёсту с берёзы, чтобы разжечь костёр.

(Зажигается красный свет светофора).

  

 Зажигалка.

- Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

                                                                    5

  Магнитофон.

- я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

 

                                                                      

   Небольшое пластмассовое ведро.

- В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

(Зажигается зелёный свет светофора).

 

   Пакет с крошками и крупой.

- Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зелёный свет светофора).

 

 

Воспитатель: «Да, я смотрю ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но помни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?»

Мальчик произносит: «Обещаю».

VI ). Практическое задание. «Хорошо ли ты знаешь окружающую тебя среду».

Подчеркните  неверное утверждение.

1)      В лесу живут звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки,

2)      Лес бывает без деревьев, травы, кустарников.

3)      Лес даёт человеку чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы , ягоды, дрова.

4)      Животным и птицам лес даёт жилище и корм.

      5) Ядовитые растения служат лекарством для зверей.

      6) Календула и ромашка не являются лекарственными растениями.

 

5) Заключительная часть.

 А сейчас мы прослушаем стихотворение, где содержится призыв учиться понимать природу, стать её защитником, радоваться красоте природы.

 

Есть просто храм, есть храм науки, а есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

 

 - А теперь, ребята, давайте вспомним , о чем мы говорили сегодня?

 - Что делали?                                                                    

- Что узнали нового?

- О чём необходимо помнить, находясь в лесу?

 

 

6)  Итог.

 Молодцы, ребята. Мне было очень приятно работать с вами.

Давайте оценим наш сегодняшний воспитательский час. Кому было интересно, выберет улыбающееся солнышко, ну а если нет, то выберет грустное солнышко. Всем спасибо!