Секисова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Предмет: «Окружающий мир»
Учебник и программа: А.А.Плешаков, «Школа России»
Класс: 4
Тема: Как жили наши предки славяне.
Цели: раскрыть происхождение восточных славян;
дать характеристику качеств личности древних славян,
их поведения, внешнего вида, быта;
развивать логическое мышление;
воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль,
пробуждать интерес к предмету через использование ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование.
ФОПД: коллективная, групповая, в парах.
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: учебник, рабочие листы, рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока.
1.Организационный этап.
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
-Проверьте свою готовность к уроку.
-Улыбнитесь нашим гостям.
-Улыбнитесь друг другу.
-Тихонечко садитесь.
2.Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала.
-Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Называется он «Страницы истории Отечества». Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, выполнив несколько заданий.
1. Возьмите первую карточку. Работаем в парах.
Карточка:
-Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
А) предки;
Б) современники;
В) потомки.
-Верно, в слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.
2. Выполним следующее задание:
-на линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.
-Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
-Давайте проверим (обратная связь)
3.Теперь внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске и на второй карточке.
Найдите среди этих высказываний ложные. Объясните свою позицию.
-Итак, значит истинным, будет высказывание под буквой (В). Прочитайте его ещё раз. Кто уже может назвать тему нашего урока.
-Молодцы!
3.Сообщение целей урока.
-Определим цели урока. Для этого сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, записанные на доске: кто? Как? Откуда? Где? Какие?
-Итак, кто уже готов поделиться с нами своим мнением?
Кто были наши предки?
Как их называли?
Откуда они пришли?
Где они жили?
Какие они были?
-Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.
4.Этап усвоения новых знаний.
-Внимательно прочитайте текст во второй карточке, это задание № 4. Найдите ответ на следующий вопрос.
Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?
-Верно, выделенные слова имеют общий корень и одинаковое лексическое значение.
-Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов (работа в парах)
… + ян + е =
Слав + ян + е = славяне.
-Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.
-На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст. (Где? Откуда?)
-Рассмотрите карту-схему на доске и в учебнике на стр. 35.
-Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?
-Верно, можем узнать, в какой части Европы были поселения древних славян.
-Какие племенные объединения были у славян?
-Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?
-На какой следующий вопрос вы хотите получить ответ?
(Какие они были?)
(работа в группах):
-Опираясь на иллюстрацию, попробуйте дать описание славян, их внешний вид.
-Итак, славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.
- Рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.
-Давайте проверим. (дорисовывают пояс у мужчины).
-Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.
-Дополните моё высказывание:
Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют … .
Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.
-Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.
-Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.
-Итак, назовите качество, которым обладали славяне в данной ситуации.
1.Сообразительность.
-О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку.
Две девочки разыгрывают сценку:
Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):
Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.
Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.
-Предположите, что ответила мать дочери. (Совещаются в группах, дают ответ).
-Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.
Мать: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.
-Итак, каким же качеством славились наши предки?
2.Гостерпиимство.
-К сожалению не всегда о наших предках-славянах пишут правду. Встречаются и вымыслы.
-Возьмите третью карточку.
-Прочитайте предложения, в которых содержится вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами.
1.Древние славяне славились своей скупостью.
2.В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
3.Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
4.От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.
5.Но больше всего славяне любили рабство.
-А теперь давайте вспомним все качества характера славян и запишем их в задании № 7 в третьей карточке.
1.Сообразительность.
2.Гостеприимство.
3.Терпеливость.
4.Щедрость.
5.Свободолюбие.
-Доказательство того, что славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми, вы получите, выполнив следующее задание.
-Дополните предложения:
1.В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой…
2.Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, …
-Откройте учебники на странице 36. Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на вопрос: Чем занимались древние славяне?
Дополнительный вопрос: Чем могли заниматься дети восточных славян?
-Проверим, как вы справились с этим заданием.
5. Физминутка.
6.Закрепление новых знаний.
-Откуда пришли и где обосновались древние славяне?
-Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
-Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.
7.Подведение итога урока.
-Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.
-ответы на вопросы:
-Кто из вас доволен своей работой на уроке?
Релаксация: Своей работой на уроке я …
8. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике на стр. 34-38. Нарисовать жилище древних славян.
По желанию составить проекты о славянских богах и праздниках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.