Как жили наши предки славяне
Оценка 4.9

Как жили наши предки славяне

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
16.05.2021
Как жили наши предки славяне
окружающий мир, 4 класс.doc

Секисова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Предмет: «Окружающий мир»

Учебник и программа: А.А.Плешаков, «Школа России»

Класс: 4

Тема: Как жили наши предки славяне.                                                                    

Цели: раскрыть происхождение восточных славян;

дать характеристику качеств личности древних славян,

их поведения, внешнего вида, быта;

развивать логическое мышление;

воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль,

пробуждать интерес к предмету через использование ИКТ.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование.

ФОПД: коллективная, групповая, в парах.

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование: учебник, рабочие листы, рабочая тетрадь на печатной  основе.

                                 Ход урока.

1.Организационный этап.

-Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

-Проверьте свою готовность к уроку.

-Улыбнитесь нашим гостям.

-Улыбнитесь друг другу.

-Тихонечко садитесь.

2.Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала.

-Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Называется он «Страницы истории Отечества». Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, выполнив несколько заданий.

1. Возьмите первую карточку. Работаем в парах.

Карточка:

-Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

А) предки;

Б) современники;

В) потомки.

-Верно, в слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

2. Выполним следующее задание:

-на линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.

-Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

-Давайте проверим (обратная связь)

3.Теперь внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске и на второй карточке.

Найдите среди этих высказываний ложные. Объясните свою позицию.

-Итак, значит истинным, будет высказывание под буквой (В). Прочитайте его ещё раз. Кто уже может назвать тему нашего урока.

-Молодцы!

3.Сообщение целей урока.

-Определим цели урока. Для этого сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, записанные на доске: кто? Как? Откуда? Где? Какие?

-Итак, кто уже готов поделиться с нами своим мнением?

Кто были наши предки?

Как их называли?

Откуда они пришли?

Где они жили?

Какие они были?

-Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.

4.Этап усвоения новых знаний.

-Внимательно прочитайте текст во второй карточке, это задание № 4. Найдите ответ на следующий вопрос.

Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?

-Верно, выделенные слова имеют общий корень и одинаковое лексическое значение.

-Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов (работа в парах)

… + ян + е =

Слав + ян + е = славяне.

-Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.

-На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст.  (Где? Откуда?)

-Рассмотрите карту-схему на доске и в учебнике на стр. 35.

-Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?

-Верно, можем узнать, в какой части Европы были поселения древних славян.

-Какие племенные объединения были у славян?

-Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

-На какой следующий вопрос вы хотите получить ответ?

(Какие они были?)

 (работа в группах):

-Опираясь на иллюстрацию, попробуйте дать описание славян, их внешний вид.

-Итак, славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

- Рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.

-Давайте проверим. (дорисовывают  пояс у мужчины).

-Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.

-Дополните моё высказывание:

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют … .

Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.

-Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

-Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.

-Итак, назовите качество, которым обладали славяне в данной ситуации.

1.Сообразительность.

-О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку.

Две девочки разыгрывают сценку:

Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.

-Предположите, что ответила мать дочери. (Совещаются в группах, дают ответ).

-Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.

Мать: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

-Итак, каким же качеством славились наши предки?

2.Гостерпиимство.

-К сожалению не всегда о наших предках-славянах пишут правду. Встречаются и вымыслы.

-Возьмите третью карточку.

-Прочитайте предложения, в которых содержится вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами.

1.Древние славяне славились своей скупостью.

2.В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

3.Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

4.От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.

5.Но больше всего славяне любили рабство.

-А теперь давайте вспомним все качества характера славян и запишем их в задании № 7 в третьей карточке.

1.Сообразительность.

2.Гостеприимство.

3.Терпеливость.

4.Щедрость.

5.Свободолюбие.

-Доказательство того, что славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми, вы получите, выполнив следующее задание.

-Дополните предложения:

1.В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой…

2.Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, …

-Откройте учебники на странице 36. Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на вопрос: Чем занимались древние славяне?

Дополнительный вопрос: Чем могли заниматься дети восточных славян?

-Проверим, как вы справились с этим заданием.

5. Физминутка.

6.Закрепление новых знаний.

-Откуда пришли и где обосновались древние славяне?

-Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?

-Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.

 

7.Подведение итога урока.

-Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

-ответы на вопросы:

 

-Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Релаксация:  Своей работой на уроке я …

8. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на стр. 34-38. Нарисовать жилище древних славян.

По желанию составить проекты о славянских богах и праздниках.

 

 

 

 

 

 

 


Секисова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Секисова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Верно, в слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо

Верно, в слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо

Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки

Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки

Мать: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет

Мать: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет

Подведение итога урока. -Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян

Подведение итога урока. -Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021