Конспект внеурочного занятия
Тема занятия: «Как жили наши предки».
Форма: Викторина
Цель: знакомство с особенностями жизни славян, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Воспитательные: Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему.
Образовательные: Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях славян.
Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
Планируемые результаты:
Личностные: - сформировать мотивацию к обучению и познанию;сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся;сформировать бережное отношение к духовным ценностям;
Метапредметные:
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные УУД:
- определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Оборудование: презентация
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||||||
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию |
1,2слайд Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Ольга Сергеевна . Сегодня я проведу у вас очень интересное и познавательное занятие. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте о ком в нем говориться сразу сделаю подсказку в этом стихотворении речь пойдет о людях которые жили раньше на нашей Земле |
Здороваются |
К:-активное использование речевых средств |
|||||||
2. Эмоциональный настрой |
Ты видишь то, что пращуры былые сполна сумели сами испытать, когда во имя будущей России от плуга поднимались воевать. Они любить учились не по книгам свою семью, родную Русь свою - своей закалкой в бесконечных битвах они обязаны великому труду. Покуда помнил синеглазый воин, в чём честь его и слава на века, бежали вспять по выжженным дорогам от его гнева полчища врага... |
Слушают стихотворение и думают, о ком идет речь |
|
|
||||||
3. Актуализация знаний, сообщение темы
|
1. Ребята как вы думаете о ком говорится в стихотворении? 2. Какими были славяне стихотворении? 3.Чтобы вы еще хотели узнать о наших предках ? Тема нашего сегодняшнего занятия называется «Как жили наши предки» А нашими предками были славяне |
Отвечают на вопросы |
Л: наличие мотивации к творческому труду
|
|||||||
4. Постановка цели |
Сегодня вы узнаете о жизни славян, 2 слайд об их нарядах, традициях, верованиях. А в конце мы проведем викторину. Поэтому слушайте внимательно и запоминайте. |
Осознают цель |
Р: определение общей цели и путей ее достижения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
|||||||
Название( Кто такие славяне?) |
3 слайд Наши предки славяне в далекие времена Великого переселения народов пришли из Азии в Европу. Со временем они расселились по всей территории Евразии, образовывая собственные селения, а затем города. |
Узнают кто такие славяне |
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
|||||||
Название(Желище славян) |
4 слайд Они жили небольшими поселениями по берегам рек и озер. Первыми их жилищами были землянки, крытые землей и соломой. В холодное время года они раскаляли докрасна в огне камни, а затем, ошпаривая их водой, наполняли землянку теплым паром. В дальнейшем жилища наших предков изменились. Плетеные шалаши они начали обмазывать глиной. 5, 6 слайд А потом стали строить более основательные сооружения из бревен. Такие избы топили по-черному - в центре разводили очаг, дым которого уходил в отверстие стены или потолка. |
Узнают каким было жилище славян |
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
|
|||||||
Название (Костюмы славян) |
Так же у славян была определенна одежда, которая как общим своим видом, так и в отдельных ее деталях значительно отличалась от одежды соседних народов 7 слайд Мужская одежда славян, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости поверх их плаща или кафтана Женская одежда состояла из рубашки, которая отличалась от м большей длиной и, очевидно, более обильными украшениями — вышивкой или узорным тканьем |
Сморят на презентации, и узнают, как выглядят костюмы славян |
|
|||||||
Название (Воспитание славян) |
8 слайд В различных семьях в разное время детей воспитывают по разному . Так и в славянских семьях было свое воспитание. Славяне-мальчики с раннего детства воспитывались, как будущие воины. Их учили помнить кровные обиды, быть честными, сильными духом и телом. А девочку воспитывали иначе, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. |
Слушают и узнают о воспитании славян |
|
|||||||
Название(Промыслы) |
Жизнь славян прошлого вызывает неподдельный интерес не только у их прямых потомков, но и у представителей других культур. Быт наших предков по-своему привлекателен и весьма загадочен. 9 слайд Занимались наши предки ловлей рыбы, охотой на кабанов, медведей и лосей. Собирали ягоды и грибы. Несколько позже славяне стали на вырубленных территориях выращивать культурные растения, пригодные для пищи и ткачества. |
Узнают, чем занимались наши предки |
|
|||||||
Название (фантастический мир славян |
11слайд
|
Слушают о богах славян |
|
|||||||
Викторина |
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ мы будем давать вам значки, в конце подведем итог и определим победителя по наибольшему количеству набранных значков. |
Внимательно слушают |
|
|||||||
Цель задания |
С помощью этой викторины мы выявим самых внимательных и сообразительных. |
|
|
|||||||
Инструктаж |
Отвечать будут только те, кто умеет правильно держать руку и не выкрикивает. |
Выслушивают правила викторины |
Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
|||||||
Выполнение задания |
1. Кто такие славяне? (Наши предки) 2. Как назывались первые жилища славян? землянки 3. Чем отличалась женская одежда от мужской? Женская одежда отличалась от мужской большей длиной и более обильными украшениями — вышивкой или узорным тканьем 4. Чему приучали с детства мальчиков – славян? (мальчиков – славян приучали быть войнами,учили помнить кровные обиды, быть честными, сильными духом и телом) 5. Чему приучали девочек- славянок с детства? старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. 6. Чем занимались наши предки? (Занимались наши предки ловлей рыбы, охотой на кабанов, медведей и лосей. Собирали ягоды и грибы. Несколько позже славяне стали на вырубленных территориях выращивать культурные растения, пригодные для пищи и ткачества.) 7. Как называлась религия славян до принятия христианства? (язычество) 8. Как звали славянского Бога неба? (Сварог.) 9. Как звали сыновей Сварога? (Ярило и Стрибог) 10. Как звали Бога солнца? (Ярило) 11. Как звали единственную богиню славян? (Макошь) 12. Кто по мнению славян жил в воде? Русалки и водяные 13. А кто из мистических существ жил в жилищах славян? (Домовые) 14. А кто из мистических существ жил в лесу? (Лешие) |
Активно отвечают на вопросы викторины |
К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
|
|||||||
Подведения итогов викторины |
Молодцы, вы очень внимательные и сообразительныеребята |
|
|
|||||||
III. 1.Оценка деятельности детей |
Мне понравилось, как вы меня слушали на протяжении всего моего рассказа о наших предках, о их костюмах, домах и о многом другом, и именно поэтому вы ответили правильно на вопросы викторины |
Слушают
|
Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
|||||||
П:2.Подведение итогов, Ключевая идея. |
Ребята давайте сейчас каждый самостоятельно посчитает количество заработанных значков, и определим победителя сегодняшнего занятия. (У кого большее кол-во значков, получит специальный приз). Награждение победителя. |
Посчитывают значки. |
П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
|||||||
4.Напутствие (пожелания) |
Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но и хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими корнями Досвидания ребята до новых встреч. |
|
Л: наличие бережного отношения к материальным и духовным ценностям Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.