Предметная область «Иностранные языки», как и предметная область «Филология», включающая родной и государственный языки и литературу, предназначена для формирования коммуникативной культуры личности.
Потенциал иностранного языка как общеобразовательного предмета позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетентностей учащихся на каждой из ступеней обучения.
В настоящее время предмет «Иностранный язык» изучается как обязательный учебный предмет со 2 по 11 класс во всех типах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих общее среднее образование. На старшей ступени обучения предусмотрено изучение иностранного языка на двух уровнях: базовом и углубленном. Изучение иностранного языка на базовом уровне гарантировано для всех обучающихся. Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.Предметная область «Иностранные языки», как и предметная область «Филология», включающая родной и государственный языки и литературу, предназначена для формирования коммуникативной культуры личности.
КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА
СДАЧУ ОГЭ и ЕГЭ
ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
Выполнила: УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО
ЯЗЫКА МЕДВЕДКОВА Е.А.
Предметная область «Иностранные
языки», как и предметная область
«Филология», включающая родной и
государственный языки и
литературу, предназначена для
формирования коммуникативной
культуры личности.
Потенциал иностранного языка
как общеобразовательного
предмета позволяет в полной
мере решать задачи
формирования ключевых
компетентностей учащихся
на каждой из ступеней
обучения.
В настоящее время предмет «Иностранный язык»
изучается как обязательный учебный предмет со 2 по
11 класс во всех типах общеобразовательных
учреждений, обеспечивающих общее среднее
образование. На старшей ступени обучения
предусмотрено изучение иностранного языка на двух
уровнях: базовом и углубленном. Изучение
иностранного языка на базовом уровне
гарантировано для всех обучающихся. Согласно
пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона №
273ФЗ педагогические работники обязаны
осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном
объеме реализацию преподаваемого учебного
предмета в соответствии с утвержденной рабочей
программой.
Рабочая программа учебного предмета
«Иностранный язык» разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно в
соответствии с ФГОС общего образования с учетом
примерной основной образовательной программы
основного общего образования (примерных рабочих
программ учебных предметов). Причем педагоги
имеют право на творческую инициативу,
разработку и применение авторских программ и
методов обучения и воспитания в пределах
реализуемой образовательной программы,
отдельного учебного предмета, а также право на
участие в разработке образовательных программ, в
том числе рабочих программ учебных предметов
(пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона №
273ФЗ).
Вклад иностранного языка в достижение
метапредметных и личностных результатов
определяется направленностью обучения на
развитие у школьников потребности пользоваться
иностранным языком как средством общения и
познания, на развитие умений поиска, обработки и
использования информации на иностранным языке в
познавательных целях, на осознание ими ценности
иностранного языка для самореализации и
социальной адаптации; на воспитание качеств
гражданина, патриота; развитие национального
самосознания, стремления к взаимопониманию
между людьми разных стран и т.д.
ФГОС РФ: метапредметные
результаты школьного обучения
«освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные)», а также способность
применять их на практике.
Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное
отношение к работе с языком:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
Из Примерных программ по
математике:
(из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
(из метапредметных результатов) умение находить в
различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, представлять ее в понятной
форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной,
точной и вероятностной информации;
результатов)
с
извлекать
математическим
применять
необходимую
математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики.
(анализировать,
умение
работать
(из
предметных
текстом
информацию),
грамотно
Из Примерных программ по физике:
(из метапредметных результатов) формирование умений
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символических формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
(из предметных результатов) коммуникативные навыки
докладывать о результатах своего исследования, участвовать
в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники
информации.
Требования ФГОС к результатам обучения
(личностным, метапредметным, предметным) по
основным образовательным программам
Метапредметные результаты Начальное общее образование (24
●
●
Умение планировать и осуществлять свою речевую
классы)
деятельность на иностранном языке в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Умение совершать речевые действия в
●
соответствии с правилом / алгоритмом, корректировать ошибки.
Осуществление поисковой деятельности при чтении и восприятии текста на
слух, используя стратегии поиска и извлечения информации из различных
источников, например, учебника/словаря.
Умение использовать ИКТ для
решения поставленных коммуникативных и познавательных задач.
Анализ, сравнение, группировка лингвистической информации при
формировании лексических и грамматических навыков.
Умение решать
коммуникативные задачи, отбирая соответствующие языковые средства,
●
учитывая их функцию в речи.
Умение фиксировать информацию,
●
например, заполнять таблицу.
Умение слушать и слышать собеседника,
вести диалог.
иностранном языке при работе в паре или группе
●
●
Умение осуществлять речевое взаимодействие на
●
●
2 Основное общее образование (59 классы)
●
●
Умение принимать задачи
Умение планировать,
●
●
Использование
●
●
Использование различных источников для
Осуществление коммуникативных действий с опорой на алгоритм при
учебной деятельности, осуществлять поиск адекватных стратегий для
решения учебных и коммуникативных задач.
осуществлять и оценивать свои учебные, познавательные и
коммуникативные действия, используя приемы самоконтроля и самооценки.
●
создании устных и письменных речевых произведений.
коммуникативных стратегий для решения учебных и познавательных задач в
проектной деятельности.
поиска информации, в том числе интернет. Применение различных
стратегий чтения и аудирования в соответствии с коммуникативной задачей
для извлечения информации.
переработки и фиксации информации прочитанного или прослушанного
текста. Создание на основе извлеченной информации собственных
письменных и устных речевых произведений.
сравнения и систематизации лингвистической и текстовой информации для
●
решения учебных и коммуникативных задач.
диалогического общения с соблюдением норм речевого этикета.
Выражение своей точки зрения, ее аргументация, опровержение чужой
точки зрения, формулировка вывода, обобщение мнения при ведении
диалога.
умениями и стратегиями работы с информацией, постановка задач по
совершенствованию коммуникативной компетенции, применение стратегий
самообразования и саморазвития.
Оценивание уровня владения основными коммуникативными
Использование стратегии поиска,
●
Проведение анализа,
Осуществление
●
3 Среднее общее образование (1011 классы)
●
Самостоятельная
●
Планирование,
●
●
●
формулировка задачи учебной деятельности, исходя из индивидуальных
потребностей и профессиональных устремлений.
осуществление, контролирование и оценка своих учебных и
коммуникативных действий в соответствии с коммуникативной задачей и
условиями ее решения.
Использование коммуникативных стратегий для
решения учебных и познавательных задач в проектной и проектно
исследовательской деятельности.
Умение планировать свое речевое
поведение, отбирать языковые средства и учитывать особенности типа
текстов в соответствии с целями и функциями общения.
общения на иностранном языке в процессе совместной деятельности,
поиск 50 взаимопонимания и разрешение конфликтов, используя
соответствующие вербальные средства.
методов познания и мыслительных процессов для решения
коммуникативных, учебных и исследовательских задач.
поиска, извлечение, фиксация и использование информации из текстов
для чтения и аудирования с применением известных стратегий
информационной переработки текстов.
Критическая оценка
●
извлеченной информации, ее интерпретация и комментирование.
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения, принимать, опровергать и анализировать мнение собеседника,
используя соответствующие речевые клише.
комплексе для решения коммуникативных и познавательных задач в ходе
проектной и учебноисследовательской деятельности.
Использование различных
Применение ИКТ в
Осуществление
●
Осуществление
●
●
●
Обучение иностранному языку – одно из приоритетных
направлений современного школьного образования.
Специфика иностранного языка как учебного предмета в его
интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного)
образования с элементарными основами литературного образования
(ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его
способности выступать и как цель, и как средство обучения для
ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно –
научной, технологической).
Таким образом, на уроках иностранного языка мы реализуем
разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой,
историей, обществознанием, географией, информатикой и т. Д.
Результатами такого интегрированного обучения является:
развитие мышления учащихся;
возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
комплексный подход к учебным предметам;
повышение качества знаний учащихся;
развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.
В процессе изучения иностранного языка с использованием
межпредметных связей можно выделить два направления.
Первое направление связано с расширением предметно
содержательного плана чтения на иностранном языке за счет
обогащения экстралингвистической информацией из разных
предметных областей.
Второе направление характеризует процессуальную сторону
этого учебного предмета. Оно предполагает совершенствование
общеучебных умений по работе с текстом и формирование
на их основе таких межпредметных специфических умений,
которые позволили бы усилить эффективность обучения
чтению на иностранном языке. Данные умения нацеливали бы
учащихся на актуализацию и систематизацию знаний,
полученных ими в курсе иностранного языка и других предметов,
а также их последующее применение на занятиях по
иностранному языку и другим учебным предметам.
Изучение иностранного языка способствует развитию
коммуникативных учебных действий:
развитию произвольности и осознанности
монологической и диалогической речи;
развитию письменной речи;
формированию ориентации на партнёра, его
высказывания, поведение, эмоциональные состояние и
переживания;
уважению интересов партнёра;
умению слушать и слышать собеседника;
вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в
понятной для собеседника форме.
личностные универсальные
действия
Знакомство обучающихся с культурой, историей и
традициями немецкоговорящих стран, их нравами
и обычаями, осознание универсальности детской
субкультуры создаёт необходимые условия для
формирования личностных универсальных
действий– развитие гражданской идентичности
личности, прежде всего в общекультурной сфере,
доброжелательного отношения, уважения и
толерантности к другим странам и народам,
компетентности в межкультурном диалоге.
Познавательные действия
Изучение иностранного языка
способствует развитию общеучебных
познавательных действий, в первую
очередь смыслового чтения (выделение
субъекта и предиката текста; понимание
смысла текста и умение прогнозировать
развитие его сюжета; умение задавать
вопросы, опираясь на смысл прочитанного
текста; сочинение оригинального текста
на основе плана).
Регулятивные универсальные учебные
действия,
как и на других предметах, обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности: определение
цели действий и учебной задачи, планирование как
последовательность шагов к конечному результату,
прогнозирование (предвидение) результата и уровня
усвоения знаний за определенный период времени, контроль
с целью выявления отклонений и отличий от эталона,
коррекция – внесение необходимых дополнений и
коррективов в план и способ действия, оценка качества того,
что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и преодолению препятствий
Ожидаемыми результатами для
учащихся являются:
повышение качества образования при
прохождении итоговой аттестации,
актуализация имеющихся предметных
результатов, совершенствование
общекультурной компетенции учащихся,
мотивация к проектной и
исследовательской деятельности,
расширение спектра выбираемых олимпиад,
ранняя профориентация, опора на
жизненный опыт.
Ожидаемыме результаты для
учителей
интеграции
Для учителей – это четкое определение
целей и задач, распределение акцентов с
учетом
предметного
содержания, сокращение учебного времени
на объяснение и увеличение времени на
и
закрепление,
расширение при объяснении более сложных
тем,
нормам
профессионального стандарта.
соответствие
высоким
а
также
углубление
Литература и источники:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.
В. Бурменская, И. А.
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред.
А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго
поколения).
3.Кузовлев В.П., Пассов Е.И. Коростелев В.С. Памятка как
вспомогательное средство обучения. В кн.: Общая методика обучения
иностранным языкам. Хрестоматия. / Сост. Леонтьев А.А. М.:
Русский язык, 1991.
ФГОС ООО