Как найти в слове основу

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur59_+.doc
Русский язык ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ Урок 59 (53). Тема: Как найти в слове основу Цель:   – развитие умений находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1. Письмо по памяти. Словарная работа. «Дидактический материал». Упр. 131. – Прочитайте. Почему мы улыбаемся, читая про «кискино горе»? – Какие окончания нужно дописать?  Дети вписывают их карандашом. – Назовите орфограмму, которая встречается в словах коридор, сосиска. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. (Непроверяемая буква безударного гласного в корне слова.) – Запишите словосочетания с этими словами. –  Прочитайте   про   себя,   расскажите   наизусть.   Запишите   по   памяти. Обозначьте орфограммы. Выборочная проверка учителем и самопроверка по учебнику. 2. Проверка домашнего задания. – Как найти окончание в слове? – Какие окончания вы выделили в словах шумят, поют, листьями (по материалам   домашнего   задания)?   Обоснуйте   своё   мнение.   (Изменим слова – шумит, поёт, листьев.) Методическая   рекомендация:  на   повышенном   уровне   (П)   можно обратиться не только к графическому, но и фонетическому членению слов на основу и окончание: по[й'/у]т, по[й'/о]т, по[й'/о]шь – звук [й'] во   всех   словах   сохраняется,   следовательно,   он   будет   в   основе,   к окончанию относится то, что изменяется, – ут, от, ошь. Аналогично можно проверить и два других слова. – Что такое нулевое окончание? – В каком слове из задания № 2 есть нулевое окончание? (Баян.) – Как вы его нашли? (Изменили слово: баяна, баяну.) – Какое слово подсказало вам выбор варианта в задании № 4 в рабочей тетради? (Связать.) © ООО «Баласс», 2013 2– Что же связывает слова в предложении? (Окончание.)   1  3  3  – Рассмотрите схемы. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. – Покажите, где на схеме однокоренные слова? (Схемы по горизонтали.) Где одно и то же слово с разными окончаниями – разные формы слова? (Схемы по вертикали – 1­й столбик.) – Подберите слова к схемам с корнем рыб­. Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу. –  Выделите окончания. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? –  Сформулируйте   тему   урока   и   его   цель.   (Научиться   выделять   ос­ новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.) –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? –  Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 3– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Наблюдение,   сопоставление   роли   окончания,   приставки, 3  4 1. суффикса в слове. а) Упр. 184 и 185. Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2­м столбике (упр. 184).  С  помощью суффиксов  и  приставок образуются  новые  слова, поэтому в парах (упр. 185) записаны разные слова. Обобщающий   вопрос:   чем   отличаются   суффиксы   и   приставки   от окончаний? б) Работа над определением. Работа до чтения. –  Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.) – Прочитайте 1­й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.) – Прочитайте 2­й абзац. Какие части слова могут входить в основу? – Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса. – На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.) – Прочитайте 3­й абзац. Прокомментируйте наши слова, которые мы   подобрали   к   схемам   (рыба,   рыбка,   рыболов,   рыбный):   какое значение заключено в корне и основах этих слов? – Прочитайте вопрос после текста определения. Основа – 1. Опорная часть предмета. © ООО «Баласс», 2013 42. Источник, главное, на чём строится что­нибудь,  что является сущностью чего­нибудь. – Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова? 2. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова. а) – Прочитайте слова: Грибы, грибочки, грибники. – Выделите основу. Как вы будете действовать? Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске. б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151). в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике. 3.   Поиск   ответа   на   проблемный   вопрос,  поставленный   при формулировании цели урока. Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188. Самостоятельно выделяют орфограммы в словах. – Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите. –  Сравните  основы  этих  слов.  Они  одинаковые   или  разные  в каждой группе? Чем отличается основа 1­го слова от основ 2­го и 3­го? (В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.) – Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.) – Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.) © ООО «Баласс», 2013 5IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  1. Работа в учебнике. Упр. 189. Коллективное выполнение с проговариванием вслух порядка действий. Дополнительные задания. – Прочитайте слово в транскрипции: [пара]. Какие значения могут быть у этого слова? (Нет пара (газообразное состояние воды), пара сапог (в значении «два»).) – Прочитайте слова, которые одинаково пишутся, но различны по значению. (Парная, парная, пары, пары.)  П. – Как они называются? (Омографы.) 2. Запись под диктовку. Упр. 126 («Дидактический материал»). – Назовите слова, основа которых состоит только из корня. (Ветер, лес, холода, страха.) – Какие орфограммы вам встретились? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 6– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 Выполнение заданий № 5, 6, тема 5 в рабочей тетради. Сравните свои ответы с ключами. (Могут быть вынесены на доску: № 5 – 4, № 6 – 1.) – Объясните, почему неверно выделена основа в слове грибник. – Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 3 (1–2­я строки), 4, с. 163. Выполняется по вариантам. 2. Задание № 1, 7, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также