Как не запутаться в единицах измерения? методическая разработка по математике (5,6 класс)
Оценка 5
Работа в классе +1
docx
математика +1
5 кл—6 кл
02.02.2018
Это небольшое методическое пособие, поможет повторить, обобщить и систематизировать с учащимися такие понятия как единицы измерения длины, площади и объема, а также поможет обучению перехода от от одних единиц длины к другим, и заменять единицы площади на более мелкие или крупные и тоже самое проделывать с единицами объема.
единицы длины,площади, объма.docx
Как не запутаться в единицах измерения?
Не секрет, что для многих учеников как начальной школы, так и 5–6
классов, тема «Единицы длины, площади, объема» является одной из
самых «запутанных». В этом нет ничего удивительного, так как
материал изучается в разное время и зачастую бывает разбросан по
нескольким учебникам. А когда в 5 классе к единицам длины и
площади добавляются единицы объема, начинается вообще «стихийное
бедствие». «Чтобы выразить 1 см3 в дм3, надо умножить (разделить)
на 10 (100, 1000, …)», – невпопад отвечают пятиклассники. Да и
взрослому человеку приходится время от времени переводить одни
единицы измерения в другие. Если речь идет о единицах длины, то он
кое-как справляется с поставленной задачей. А когда требуется
перейти от одних единиц площади или объема к другим, часто не
помогают даже справочные материалы, опубликованные на обложке
тетради «в клеточку». Налицо – пробел в методике преподавания
упомянутой темы школьного курса математики.
Хочу поделиться одной методической уловкой, которая поможет
школьникам разобраться с многочисленными единицами измерения.
Для усиления мотивации можно предложить ребятам следующую
задачу, с которой иногда сталкиваются на практике взрослые: «На
дачном участке необходимо выложить плиткой размером 20 см 20 см
двор перед домом площадью 2 сотки. Сколько штук плитки для этого
потребуется?» Сложным моментом в решении задачи является переход
от ара (сотки) к квадратным сантиметрам. Действительно, из
известных соотношений
1 см2 = 100 мм2, 1 м2 = 10 000 см2, 1 ар = 100м2
не совсем ясно, как связаны между собой см2 и ар.
Вот почему очень важно показать учащимся связь между принятыми
единицами длины (площади, объема). Для этого, привлекая
школьников, я выстраиваю единицы измерения «по росту». При этом,
говоря о единицах длины, объясняю: «Чтобы перейти от имеющейся
единицы длины к соседней – меньшей (большей) единице, надо умножать (делить) заданное значение длины на 10, так как каждая
единица длины отличается от соседней (больше или меньше ее) в 10
раз. Исключением является переход от километров к метрам»
(см. рис. 1).
Глядя на эту цепочку, становится понятно: для того чтобы перейти,
например, от метров к миллиметрам, необходимо заданное значение
длины трижды увеличить в 10 раз, т.е. умножить на 1000, а если
надо, наоборот, перевести миллиметры в метры, то разделить на 1000.
Даже ответить на вопрос, какую часть километра составляет 1 мм,
становится легко! Так как мм меньше км, то надо разделить
заданное значение длины три раза на 10 и один раз на 1000 (всего на
1 000 000), т.е.
мм1
1
000
1
000
.км
Отработав таким образом переходы от одних единиц длины к
другим, можно приступать к единицам площади. На этом этапе важно,
чтобы учащиеся сами попытались упорядочить их и выстроить похожую
цепочку. Для этого можно использовать набор карточек, на каждой из
которых записана одна из единиц площади, и предложить школьникам
выстроить все единицы «по росту», начиная с самой большой и
заканчивая самой маленькой (рис. 2). При этом следует задать
ученикам вопрос: чем единицы площади отличаются от единиц длины? Каждая единица площади – квадрат соответствующей единицы
длины, поэтому при переходе от большей единицы площади к соседней
меньшей заданное значение площади умножаем не на 10, а уже на
102, а при обратном переходе – делим на 102.
Вернемся к поставленной в начале урока задаче. Как выразить ар в
см2? В построенной цепочке ары отсутствуют. Возникает вопрос: где
же им место в этой цепочке? Вспомнив, что
1 ар = 100м2, 1 га = 100 ар,
дети получают цепочку, представленную на рис. 3.
Теперь ясно: чтобы перейти от 2 ар к см2, необходимо 2 трижды
умножить на 100, получим.
2 ар = 2 000 000 см2,
и далее
2 000 000 см2 : 400 см2 = 5 000.
Итак, задача решена: чтобы выложить плиткой размером 20 см 20 см
двор площадью 2 сотки, понадобится 5 000 плиток.
При изучении единиц объема большинство детей уже сами в
состоянии выстроить нужную цепочку (рис. 4) и понять, как
осуществить переход от одних единиц объема к другим – соседним, осмыслив при этом, почему приходится умножать (делить) заданное
значение объема на 103.
конец, в качестве обобщающей можно использовать таблицу,
представленную на рис. 5, из которой хорошо просматриваются
взаимосвязи между единицами длины, площади, объема.
На
Рис. 5
Пожалуй, эта схема выглядит логичнее, а потому более ясна и легче
запоминается, чем справочные материалы по данной теме,
традиционно записывающиеся в виде системы равенств. Можно даже
забыть некоторые соотношения, главное – запомнить, какая единица
длины с какими «соседствует», почему и какая связь существует между
«соседями». Как следствие – сложная тема становиться простой и
понятой.
Как не запутаться в единицах измерения? методическая разработка по математике (5,6 класс)
Как не запутаться в единицах измерения? методическая разработка по математике (5,6 класс)
Как не запутаться в единицах измерения? методическая разработка по математике (5,6 класс)
Как не запутаться в единицах измерения? методическая разработка по математике (5,6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.