Как образуется почва.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Познакомить с процессом образования почвы. Показать значение почвы для растений и живых организмов. Выделить основное свойство почвы – плодородие. Задачи: 1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность. 3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы. 4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность. Корригировать связную речь.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
Тема: Как образуется почва. Цели урока:  Познакомить с процессом образования почвы.  Показать значение почвы для растений и живых организмов.  Выделить основное свойство почвы – плодородие. Задачи: 1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.  2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание,  наблюдательность.  3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать  выводы.  4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,  коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов –  аккуратность. Корригировать связную речь. Оборудование: иллюстрации “ Облик Земли в разные периоды ее жизни”,  репродукции: “Голые скалы”, “Горы, заросшие растениями”, “Поле засеянной  пшеницей”; компьютер, экран; на каждой парте образцы почв, стаканы водой,  бумажные салфетки, стебельки растений, тест, учебник. Словарная работа:  Ход урока 1. Организационный момент.  а) рапорт дежурного б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание  2. Повторение.  Физминутка.   Из­за парты тихо встали  И на месте зашагали.  И на месте зашагали   Мы шагаем, мы шагаем,   Голову не опускаем,  Дышим ровно, глубоко.  Раз – подняться,  потянуться,   Два – согнуться,  разогнуться,  Три – присесть,  четыре – встать,  пять – руками помахать,Шесть – за парту тихо сесть. Новая тема: Мы сегодня на уроке откроем большую тайну. Учитель. Земля кормилица, земля поилица, родная мать земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не переворачивал ее  пласты при посадке деревьев, кустарников и других растений. Посмотрите на портрет. Этот человек впервые дал определение почвы, как плодородного  слоя Земли, созданного под воздействием всех компонентов природы. Это В. В. Докучаев.  Он много путешествовал по России и собрал тысячи проб почвы (у нас вы видите только  2вида почв)  Прежде повести рассказ о почве, давайте вспомним историю.  – Как вы думаете когда человек начал обрабатывать землю и выращивать растения?  (ответы уч­ся) – Очень давно, около 8 тысяч лет тому назад. Это подтверждают археологи, которые  находят в раскопках зерна пшеницы, льна, ржи. Как вы думаете, всегда ли была почва? (ответы уч­ся) Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? – Земля безжизненная, каменистая. А на этой иллюстрации Земля современного природного облика. – Почему изменился облик Земли? (ответы уч­ся) – Она создалась под воздействием всех компонентов природы. – А какие компоненты природы вы знаете? – Вот под воздействием воды, ветра, жары, холода горные породы разрушались, в них  поселились микробы и растения. Вот так и началась история почвы. – Так из чего же состоит почва? – Чтобы ответить на этот вопрос нам надо проделать ряд опытов. 3. Лабораторно­практическая работа. 1. Инструктаж по технике безопасности при работе. 2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися. Состав Свойства     Цель: определение состава почвы.  Опыт № 1. 1. Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.  2. Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.  3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).  4. Рассмотри под микроскопом её состав.  5. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.  Опыт № 2. Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.  1. Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.  2. Брось её в стакан с водой.  3. Размешай палочкой.  4. Дай отстояться.  5. Наблюдай за осадком.  6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.  Опыт № 3. Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.1. Зачерпни мерную ложку почвы.  2. Брось её в стакан с водой.  3. Наблюдай, что происходит.  4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.  Опыт № 4*. Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.  1. Внимательно проследи за действиями учителя. Взять немного сухой почвы,  положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой  холодное стекло.  2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.  Опыт № 5* Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких  животных.  1. Внимательно проследи за действиями учителя. Почву положить в железную  баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах).  Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в  железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).  2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.  3. Прочитай в учебнике, что такое перегной.  Опыт № 6*. Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.  1. Прочитай, что такое минеральные соли.  2. Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание) Профильтруем  воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло.  Подержим его над огнем.  3. делай вывод. Запиши его в таблицу.  Состав Свойства   Песок Глина Воздух Вода Остатки растений, мелких животных Перегной (главная часть почвы) Минеральные соли – Вот мы с вами определили: из чего состоит почва. – А сейчас узнаем еще одно свойство почвы. – Вы знаете, что после дождя почва быстро просыхает. Влага, выпавшая на землю,  впитывается почвой и уходит вниз. Вода хорошо усваивается корнями растений, и они  нормально развиваются. Но бывает, что в течение несколько недель нет дождей, а растения по­прежнему растут и не увядают. Оказывается, вода в почве может перемещаться не  только сверху вниз, но и снизу вверх. – Посмотрите опыт. – возьмем сито, и насыплем в нее сухую почву, поместим в тарелку с водой. Через  некоторое время мы увидим, что почва стала влажной до самого верха. Это вода из посуды  поднялась вверх и смочила весь слой почвы. – А сейчас наполним сито камешками и также поставим на тарелку с водой. Сколько бы мы с вами не ждали, камешки, находящиеся сверху, так и останутся сухими. Намокнут лишь  те, которые находятся на дне емкости.– Оказывается у почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у  почвы называется – влагопроницаемостью. – Как вы думаете это хорошее свойство почвы? (ответы уч­ся)  – Да, но не всегда, поднявшись на поверхность вода может и испариться и почва высохнет. – Что для этого надо сделать, чтобы этого не произошло?(рыхлить почву)  Рыхление почвы называют сухим поливым. – Сколько нового узнали мы на уроке. – Что еще мы не узнали? – Почему у нас почва имеет разную окраску? – Первом мешочке она темная, а во втором мешочке серая. – А про это вам расскажут ваши товарищи, которые подготовились заранее. – Сообщение учащихся. – Когда говорят о плодородии почвы, то прежде всего имеют в виду ее верхний слой,  который бывает более темного цвета. В нем располагается большая часть корней растений.  На его поверхность также опадают отмершие листья и стебли. Все это истлевает,  образуется перегной, который перемешается с глиной, песком и окрашивает почву в  темный цвет. Это почва взята с поля, где растет пшеница.(иллюстрация поля пшеницы) – Ученик. А это почва взята с хвойного леса. В густых хвойных лесах грунт слабо  прогревается солнцем, медленно разлагается опавшая хвоя, талые воды промывают почвы,  вынося перегной, окраска их становится пепельно­серой, как у золы. Перегноя в этих  почвах очень мало. – Сейчас поняли, почему почва имеет разную окраску? (ответы уч­ся) 5.Работа с учебником. а) Как человек борется с разрушением почвы? б) Какой вред приносят пыльные бури? Пальчиковая гимнастика «Мы капусту режем» Работа в тетрадях. Открыли тетради взяли в руки  ручки записали число  тему урока. V.  Итог:  Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше запомнилось? Выполните тест Верхний плодородный слой земли – это … а) глина б) почва в) дренаж 2. Цвет почвы зависит от количества в ней … а) перегноя б) удобрений в) влаги 3. Перегной – это …  а) перепревшие листья, погибшие растения и животные б) растения и животные в) корни растений 4. Основное свойство почвы – это …а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие 5. Чернозем – это … а) наиболее плодородная почва б) почва, содержащая песок в) неплодородная почва 6. Белые пятна на поверхности почвы – это … а) соль б) солончак в) чернозем 7. Человеку в борьбе с разрушением почвы помогает … а) удобрение б) животные в) растительность 8. Какой вред приносят пыльные бури? а) уносят плодородный слой земли б) уничтожают растительность в) уменьшают численность животных 9. Для чего нужны зимой в поле трактора с плугами? а) защищают почву от размывания б) сеют озимые в) препятствуют выдуванию снега с полей 10. Для чего удобряют землю? а) для получения стабильных урожаев б) для сохранения почвы от выдувания в) для увеличения влажности VI.  Домашнее задание I – II уровень стр.  – 94­95 параграф 38,  дети ­ III –  IV уровня раскраска.