Как относиться к неудачам ребенка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей.
Иконка файла материала Как относиться к неудачам ребенка.doc
Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни? Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные  оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих  действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так  складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки  со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать,  исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на  этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных,  неглупых, исполнительных детей. Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка — отношение  понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе помогу." Важно создать  условия для переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы. Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации? Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).    У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).  Ребенок   проявляет   необоснованную   агрессию   (ругается,   налетает,   отвечает агрессивно, лезет в драку).  Ребенок отказывается идти в школу.    Как можно снимать стресс?  Обеспечить   ритмичную   жизнь   и   порядок   дома   (здесь   очень   важен   собственный пример и подражание ему ребенком).   Важна   теплая,   естественная,   спокойная   манера   поведения   взрослых   дома   (без срывов, повышенного тона).   Необходимо   на   какое­то   время   продолжение   традиционных   "детских"   ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры­обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.   Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)   Чрезвычайно   важно   отсутствие   лишних   постоянных   раздражителей   (телевизор, приемник).   Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр).   Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).  Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту?  Страхи (ночные страхи). Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.    Ярко выраженная агрессия.  Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.  О чем лучше спросить ребенка, когда он возвращается из школы? Психологи установили, что родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои  приоритеты и ценности. Машу мама всегда спрашивает по дороге домой: "Что ты сегодня  получила? Тебя хвалили или ругали?". Ваню спрашивают о том, с кем он подружился, было ли ему интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал. Сашу — что было в школе на  завтрак, не проголодался ли он. Именно то, о чем Вы все время спрашиваете и покажет ребенку, что для Вас в жизни  главное, а что второстепенное. Он интуитивно будет ориентироваться, скорее всего, на  Ваши ценности. Это не означает, что он и будет развиваться именно в соответствии с  вашими желаниями. Часто бывает так, что слишком резко заявленные родителями  приоритеты вызывают тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в состоянии  соответствовать этим родительским запросам. Иногда, наоборот, ориентируясь на  интересы родителей, ребенок начинает игнорировать образовательные ценности школы. По Вашим вопросам о школе ребенок должен понять,   что Вам интересно все, что с ним происходит,  что Вам важны его успехи, но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.  Что не может быть сделано без участия родителей? Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей  одежды и портфеля к завтрашнему дню. Культивирование самостоятельности — это ответственная и постепенная работа Часто  бывает проще что­то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда  действия ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители  предостерегают его: "Не делай сам, это опасно (трудно), за тебя сделаю я". Эта  неправильная установка приводит к "выученной беспомощности", отказу ребенка в  дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы. За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться? Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка — не стать  учителями­дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить  родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних  делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания). Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного  одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей  территории", чистки зубов перед сном и пр., то это — первейшая забота родителя. Причемотдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять  самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе. С первого сентября к этому добавляются:    подготовка стола к выполнению домашней работы;  сбор портфеля;  подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок пойдет в школу).  Как помочь ребенку организовать свое рабочее место? Во­первых, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то  совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка. Когда Вы покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол, письменный стол, рабочий стол), то обратите его внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте. Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и  как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных  вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки — "домики" для каждой  вещи. Обратите внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать  себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго сидеть в  одной позе. Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах ребенка, а  потом изучить их вместе с ним — имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи  (искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от света и пр.).  Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в перерывах между  занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет их Вам) — упражнения для  пальцев рук, физкультминутки под ритмические стихи. Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период адаптации? В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и  родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома  после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходило с ребенком в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых  они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей. В течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать  единомышленниками. 1­й класс В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь,  даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом  школьной жизни!Будьте рядом! Это большая радость и большая ответственность ­ быть родителями первоклассника. Как  помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь?  В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в  школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте  его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку,  посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно  слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки,  старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного  узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии  детей. Для первоклассников первый учитель ­ очень авторитетный человек, и ваши  негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный  показатель адаптации первоклассника ­ настроение, с которым он идет в школу. Если с  радостью и желанием ­ значит, все движется в правильном направлении. Если появилось  нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это  тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких  школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит,  насколько успешно ребенок с ней справится. Главное ­ чувство меры! Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные  требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его  развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать"  границы возможностей школьника, и эти границы ­ отнюдь не повод для огорчения,  которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в  обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что­то не получается. Как и в  любой работе (а учеба ­ это труд), что­то получается лучше, что­то хуже, и, конечно,  занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок  ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в  дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями  поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение.  Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните,  что иметь веру в ребенка ­ значит принять его таким, какой он есть. Советы психолога  Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Если он не сразу встает, лучше завести будильник на пять минут раньше и не начинать утро с замечаний.   Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз оставьте на сборы чуть больше времени.   Желательно   покормить   ребенка   завтраком.   Но,   если   он   по   какой­то   причине   отказывается   есть,   не принуждайте его. Старайтесь готовить его любимые блюда, отсутствие аппетита может быть связано с эмоциональной перегрузкой. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.   Не говорите малышу на прощание фразы типа: "Смотри не балуйся" или "Чтобы сегодня не было плохих отметок". Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом ­ ведь у него впереди трудный день.  Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами: "Что ты сегодня получил?" или "Ну как, сегодня без двоек?". Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем­то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его ­ ведь это не займет много времени.  Если ребенок явно чем­то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже.    Не торгуйтесь, говоря: "Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе..." У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.   Имейте   в   виду,   что   есть   периоды,   в   которые   учиться   сложнее:   малыш   быстро   утомляется,   у   него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4­6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.   Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.   Помните, что первоклассники ­ это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры.  Мелочей нет! Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими. Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда  должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки ­ не слишком тонкими и  не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь,  которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках:  идеальный вариант для здоровой спины и удобства ­ ранец, благо выбор огромный. Купите  малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в  нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес  портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и  безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и  порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма  занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина,  конструируют, вырезают что­то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь  показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья  или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе. Как делать домашнее задание Организация приготовления уроков  Строго   определенное   время   занятий.   После   школы   ребенок   должен   отдохнуть   не   менее   1,5   часа (пообедать,   погулять)   и   потом   приступить   к   выполнению   домашних   заданий.   Оптимальная работоспособность у многих детей ­ с 16 до 18 часов.   Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2­4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.  Тщательно проветривайте комнату.    Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз ­ 35­ 40  см.  Каждые  20­30  минут   необходимо   делать  перерыв   в занятиях.   Допустимая   продолжительность письма для учащихся в возрасте 7­10 лет ­ не более 10 минут.  Рекомендуемая   продолжительность   приготовления   домашних   заданий   составляет   для   учащихся   1­го класса полчаса, в исключительных случаях ­ час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.   Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий  расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется  самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в  течение всего процесса выполнения работы. Во­первых, нужно убедиться, что он правильнопонял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните,  почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого­ то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же  комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно  только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте,  похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно  увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического  непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного  выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть  мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за  него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии  на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей  необходимо, но в разумных пределах. Памятка   Поддержите   в   ребенке   его   стремление   стать   школьником.   Ваша   искренняя   заинтересованность   в   его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.   Обсудите   с   ребенком   те   правила   и   нормы,   с   которыми   он   встретился   в   школе.   Объясните   их  необходимость и целенаправленность.  Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что­то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.   Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.   Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.  Мнения специалистов Дудакова Ольга Анатольевна, учитель начальной школы № 467, Москва Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько  интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых  друзей и подруг ­ вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие  родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть­чуть волшебниками, не  разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний! Атепалина Вера Владимировна, учитель начальной школы № 1376, Москва Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были  веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что­то  сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания,  стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие  вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И  помните, что самое желанное для маленького ученика ­ это внимание взрослых. Гынина Светлана Александровна, учитель начальной школы № 1276, Москва С поступлением ребенка в школу вам, родителям, придется изменить и свой образ жизни.  Будьте к этому готовы. Шумные вечеринки, громкий звук при просмотре футбольного  матча не дадут ученику выспаться. Пусть вначале крючки и палочки будут не оченькрасивыми. Не ругайте, не обвиняйте, просто помогите. Не перегружайте первоклассника,  но и не оставляйте слишком много свободного времени, пусть все будет по силам  начинающему школьнику. Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и  тогда все у вас получится! Талютова Нелли Алиевна, учитель начальной школы № 849, Москва Учение ­ это повседневный труд. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать  сказанное. Трудности испытывают в младших классах дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли. Трудно и тем, кому впервые приходится постигать смысл слов  "надо" и "нельзя". Важное условие подготовленности к школе ­ умение жить в коллективе,  считаться с интересами окружающих детей. Обсуждайте с ребенком все стороны школьной жизни, следите за речью малыша, приучая его к правильным и полным высказываниям.