Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей.
Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной
жизни?
Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные
оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих
действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так
складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки
со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла
выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать,
исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на
этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных,
неглупых, исполнительных детей.
Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка — отношение
понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе помогу." Важно создать
условия для переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы.
Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние
(хуже засыпает).
Ребенок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает
агрессивно, лезет в драку).
Ребенок отказывается идти в школу.
Как можно снимать стресс?
Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный
пример и подражание ему ребенком).
Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без
срывов, повышенного тона).
Необходимо на какоето время продолжение традиционных "детских" ритуалов
укладывания, еды, умывания, совместной игрыобнимания, чтения на ночь, которые
были приняты в дошкольном детстве ребенка.
Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением
пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!),
изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы
и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и
пр.)
Чрезвычайно важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор,
приемник).
Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую
детскую радость (праздник, театр).
Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).
Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту?
Страхи (ночные страхи). Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
Ярко выраженная агрессия.
Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
О чем лучше спросить ребенка, когда он возвращается из школы?
Психологи установили, что родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои
приоритеты и ценности. Машу мама всегда спрашивает по дороге домой: "Что ты сегодня
получила? Тебя хвалили или ругали?". Ваню спрашивают о том, с кем он подружился, было
ли ему интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал. Сашу — что было в школе на
завтрак, не проголодался ли он.
Именно то, о чем Вы все время спрашиваете и покажет ребенку, что для Вас в жизни
главное, а что второстепенное. Он интуитивно будет ориентироваться, скорее всего, на
Ваши ценности. Это не означает, что он и будет развиваться именно в соответствии с
вашими желаниями. Часто бывает так, что слишком резко заявленные родителями
приоритеты вызывают тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в состоянии
соответствовать этим родительским запросам. Иногда, наоборот, ориентируясь на
интересы родителей, ребенок начинает игнорировать образовательные ценности школы.
По Вашим вопросам о школе ребенок должен понять,
что Вам интересно все, что с ним происходит,
что Вам важны его успехи, но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в
организации своего рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей
одежды и портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование самостоятельности — это ответственная и постепенная работа Часто
бывает проще чтото сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда
действия ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители
предостерегают его: "Не делай сам, это опасно (трудно), за тебя сделаю я". Эта
неправильная установка приводит к "выученной беспомощности", отказу ребенка в
дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы.
За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка — не стать
учителямидублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими
своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить
родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних
делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного
одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей
территории", чистки зубов перед сном и пр., то это — первейшая забота родителя. Причемотдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять
самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе.
С первого сентября к этому добавляются:
подготовка стола к выполнению домашней работы;
сбор портфеля;
подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой
завтра ребенок пойдет в школу).
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Вопервых, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то
совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка.
Когда Вы покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол, письменный стол, рабочий
стол), то обратите его внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего они нужны и
в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и
как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных
вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки — "домики" для каждой
вещи.
Обратите внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать
себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго сидеть в
одной позе. Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах ребенка, а
потом изучить их вместе с ним — имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи
(искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от света и пр.).
Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в перерывах между
занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет их Вам) — упражнения для
пальцев рук, физкультминутки под ритмические стихи.
Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период адаптации?
В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и
родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома
после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходило с ребенком
в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых
они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей.
В течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать
единомышленниками.
1й класс
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь,
даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит
очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом
школьной жизни!Будьте рядом!
Это большая радость и большая ответственность быть родителями первоклассника. Как
помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь?
В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в
школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте
его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку,
посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно
слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки,
старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного
узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии
детей. Для первоклассников первый учитель очень авторитетный человек, и ваши
негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный
показатель адаптации первоклассника настроение, с которым он идет в школу. Если с
радостью и желанием значит, все движется в правильном направлении. Если появилось
нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это
тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких
школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит,
насколько успешно ребенок с ней справится.
Главное чувство меры!
Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет,
что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные
требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его
развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать"
границы возможностей школьника, и эти границы отнюдь не повод для огорчения,
которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в
обучении, не надо пугать страшными последствиями, если чтото не получается. Как и в
любой работе (а учеба это труд), чтото получается лучше, чтото хуже, и, конечно,
занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок
ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в
дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями
поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение.
Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните,
что иметь веру в ребенка значит принять его таким, какой он есть.
Советы психолога
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не
подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Если он не сразу встает, лучше завести будильник на
пять минут раньше и не начинать утро с замечаний.
Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш
не успел собраться, в следующий раз оставьте на сборы чуть больше времени.
Желательно покормить ребенка завтраком. Но, если он по какойто причине отказывается есть, не
принуждайте его. Старайтесь готовить его любимые блюда, отсутствие аппетита может быть связано с
эмоциональной перегрузкой. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.
Не говорите малышу на прощание фразы типа: "Смотри не балуйся" или "Чтобы сегодня не было плохих
отметок". Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом ведь у него впереди трудный
день.
Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами: "Что ты сегодня получил?" или
"Ну как, сегодня без двоек?". Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чемто
важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его ведь это не займет
много времени.
Если ребенок явно чемто огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже.
Не торгуйтесь, говоря: "Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе..." У малыша может выработаться
неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое
получает вознаграждение.
Имейте в виду, что есть периоды, в которые учиться сложнее: малыш быстро утомляется, у него
снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 46 недель, конец второй четверти, первая
неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите
им.
Помните, что первоклассники это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры.
Мелочей нет!
Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.
Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда
должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки не слишком тонкими и
не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные
дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь,
которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках:
идеальный вариант для здоровой спины и удобства ранец, благо выбор огромный. Купите
малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в
нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес
портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и
безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и
порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма
занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина,
конструируют, вырезают чтото, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь
показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья
или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.
Как делать домашнее задание
Организация приготовления уроков
Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа
(пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная
работоспособность у многих детей с 16 до 18 часов.
Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за
край стола на 24 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина
прямая.
Тщательно проветривайте комнату.
Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз 35
40 см. Каждые 2030 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность
письма для учащихся в возрасте 710 лет не более 10 минут.
Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1го
класса полчаса, в исключительных случаях час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе.
Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.
Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий
расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется
самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в
течение всего процесса выполнения работы. Вопервых, нужно убедиться, что он правильнопонял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните,
почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого
то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же
комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно
только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте,
похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно
увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического
непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного
выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть
мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за
него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии
на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей
необходимо, но в разумных пределах.
Памятка
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его
школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям
помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их
необходимость и целенаправленность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него чтото может получиться не
сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно
было бы его похвалить.
Мнения специалистов
Дудакова Ольга Анатольевна, учитель начальной школы № 467, Москва
Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько
интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по
стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых
друзей и подруг вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие
родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чутьчуть волшебниками, не
разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!
Атепалина Вера Владимировна, учитель начальной школы № 1376, Москва
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были
веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите чтото
сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания,
стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие
вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И
помните, что самое желанное для маленького ученика это внимание взрослых.
Гынина Светлана Александровна, учитель начальной школы № 1276, Москва
С поступлением ребенка в школу вам, родителям, придется изменить и свой образ жизни.
Будьте к этому готовы. Шумные вечеринки, громкий звук при просмотре футбольного
матча не дадут ученику выспаться. Пусть вначале крючки и палочки будут не оченькрасивыми. Не ругайте, не обвиняйте, просто помогите. Не перегружайте первоклассника,
но и не оставляйте слишком много свободного времени, пусть все будет по силам
начинающему школьнику. Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и
тогда все у вас получится!
Талютова Нелли Алиевна, учитель начальной школы № 849, Москва
Учение это повседневный труд. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать
сказанное. Трудности испытывают в младших классах дети, не умеющие последовательно и
ясно излагать свои мысли. Трудно и тем, кому впервые приходится постигать смысл слов
"надо" и "нельзя". Важное условие подготовленности к школе умение жить в коллективе,
считаться с интересами окружающих детей. Обсуждайте с ребенком все стороны школьной
жизни, следите за речью малыша, приучая его к правильным и полным высказываниям.