Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, или, последствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив,
замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг
становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения,
или, последствие какойто «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку
в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами
саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны
помочь родители или взрослые.
«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется когото стукнуть, чтото кинуть,
есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди
— это поза выдержанного человека»
«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Попробуй сильносильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко
сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза
уверенного человека».
«ТЫ — ЛЕВ!» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе,
спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое
имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»
«ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут
проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над
носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий маз,
просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.
«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно
опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед,
назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чутьчуть осталось,
повтори еще».
«ЗАРЯД БОДРОСТИ» (для детей с 5 лет)
Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой иуказательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки,
приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 — в другую. А теперь опусти руки,
тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом.
Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками, Собери
пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» —
помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью
нахождения точек.
«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО» (для детей с 5 лет)
Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко
вдохни:
мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».
«СТОЙКИЙ СОЛДАТИК» (для детей с 5 лет)
Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну
ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь
свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А
теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«ЗАМРИ!» (для детей с 5 лет)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают
другие, найди себе интересное занятие, подойди к комунибудь и попроси поиграть с тобой. Ктото
обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«СПАСИ ПТЕНЦА» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь
согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая
своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и
дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он
еще прилетит к тебе!»
«СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки,
крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всемиразломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини
голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет
туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят
играть!»