Рассматривается исторический аспект данной проблемы и освещается вопрос психологической помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства и склонных к попытке суицида. Даются практические рекомендации по профилактике суициидального поведения подростков. Материал будет полезен классным руководителям учреждений общего среднего образования, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, родителям учащихся.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.doc
Родительское собрание
«КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОПЫТКУ САМОУБИЙСТВА»
Самоубийство (суицид) — осознанное лишение человеком себя жизни.
Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные
самоубийства. Это установили археологи, изучавшие гробницы древних царей
Шумера и Аккада (третье тысячелетие до н. э. территория современного Ирака). В
последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны,
принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности.
У древних кельтов, населявших во II—I тысячелетиях до н. э. значительную
часть современной Западной и Центральной Европы, доживание до немощной
старости считалось позором для воина. По их мнению, людей, добровольно
обретших смерть, ожидало блаженное существование, и напротив, для того, кто
умер от болезни или старческой дряхлости, уготована преисподняя.
Датские воины считали позором для себя умереть на своей постели или
закончить свои дни от болезни и в глубокой старости для того, чтобы избежать
такого позора, сами кончали с собой. На границе вестготских владений
возвышалась высокая скала, носившая название «скала предков», с которой старики
бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась им в тягость.
В средневековой Японии ритуальное самоубийство — «сэппуку» — являлось
одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было
ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай нередко на глазах недосягаемого
противника вспарывай мечом свой живот. Его оруженосец, для облегчения мук
несчастного, отрубал ему голову. Последний самурай — японский писатель Юкио
Мисима — покончил с собой таким образом в 1970 г. после неудавшейся попытки
военного переворота. Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно
пытался отговорить его от столь бесчеловечного поступка.
В Индии спокойно ожидать своей смерти считалось позором до середины XIX
в. Мудрецами называли тех, кто сжигал себя заживо, когда наступала старость или
приходила болезнь. Такая же участь ожидала вдов. В 1917 г. в одной только
Бенгальской провинции покончили с собой 716 вдов, в 1821 г. на всю Индию
приходилось 2366 таких случаев.
История античного мира рассказывает нам о ряде самоубийств знаменитых
людей того времени. Катон Утический (46 г. до н. э.) в знак протеста против
единовластия Юлия Цезаря и гибели Римской республики, Марк Юний Брут,
организатор убийства Цезаря, после поражения в битве при Филиппах (42 г. до н. э.),
Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне Октавианом Августом (30 г. до н.
э.), бросились на собственные мечи.
Помимо причин политического характера,
история повествует о
самоубийствах как реакции на стресс (престарелый римский император Еордиан
покончил с собой, узнав о гибели единственного сынанаследника (238 г. н. э.), а также
вследствие явных проявлений психопатологии (греческий философ Эмпедокл, по
словам Диогена Лаэртского, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны — «этим
он хотел укрепить молву, будто он сделался богом»).
1 Немалую роль в распространенности самоубийств в Римской империи сыграл
обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной
смертью как бы «искупали вину», судебное преследование уже не грозило их семьям.
Мы видим, что суицид — явление не только частое, но и имеющее характерные
особенности. Все вышеизложенные исторические факты могут быть отнесены к одной
из пяти категорий самоубийств:
— самоубийство людей престарелых или больных;
— самоубийство жен после смерти мужей;
— самоубийство рабов, слуг и т. д., после смерти хозяина или начальника;
— самоубийство как реакция на стресс;
— самоубийство как проявление психопатологии.
Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в
силу того, что должен был так поступить. Если он уклонялся от исполнения этого долга,
его ожидали бесчестье или религиозная кара.
С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось.
Самоубийство всеми христианскими концессиями рассматривается как тяжкий грех.
Самоубийц запрещалось хоронить в освященной кладбищенской земле. Эти взгляды
проникли как в народный фольклор (самоубийцы, не находя вечного покоя, превращаются
в оборотней, вампиров, русалок и т. п.), так и в классику Раннего Возрождения.
Ряд других религиозных концессий (ислам, иудаизм) также гневно осуждают самоубийство.
Психология самоубийства
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и
исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным
явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны,
человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт
суицида осуждается как грех и даже преступление. Близкие люди часто хотят скрыть этот
страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя
сочувствовать самоубийству».
Суицид — психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное
состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в
особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется
всякий луч надежды.
Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности.
Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря
надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним
сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные
минуты так важны бывают понимание и помощь.
Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек
этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства
есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.
Причин самоубийств множество. Люди убивают себя изза несчастной любви, от сильной
страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от
потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от
2 безнадежной болезни и страха, мучительных страданий.
Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Его
психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться
холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое
страшнее смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из
желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.
Самоубийца — человек, потерявший веру, надежду, впавший и грех уныния и
отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек
решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это — особый случай
самоубийства, не основанный на эгоизме, он вызывается безнадежной болезнью,
совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходили из
жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако в любом случае это
было трагедией для близких.
Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с
собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть
проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая
за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство
есть малодушие отказ проявить духовную силу и выдержать испытание, это измена жизни и
ее Творцу. Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на
других людей, на весь мир.
Люди аскетического типа, напряженной духовной жизни, обращенные к Богу,
никогда не кончают жизнь самоубийством. Самоубийца считает себя единственным
хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать того, кто создал жизнь и от кого
зависит смерть. Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя,
на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких,
друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь.
Современные ученые не отрицают того факта, что социальные факторы занимают
видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение проблемы
самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды считают
односторонним. Главный недостаток этой концепции – недооценка роли личности во
взаимоотношениях с социальной средой.
Подростковый суицид
По данным ВОЗ, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс
человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс человек, из них 20 % приходится на
подростковый и юношеский возраст.
За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет
увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых
странах стоит на 2—3 местах.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких
семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с
применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно.
Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в
семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход
3 из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей
объекта любви, сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и
отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.
Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть
ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим
поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными
сексуальными связями.
Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или
алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так,
что смерть от передозировки является преднамеренной.
Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что
подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются
большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.
Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и
стремление к подражанию. Фактор внушаемости был выявлен в результате небезызвестных
«эпидемий самоубийств» среди подростков. Жители г. КлерЛейкСити (штат Техас)
были шокированы волной самоубийств (шесть юношей покончили с собой в течение двух
месяцев). В другом техасском городе, Пиано произошло восемь самоубийств, после того
как задушил себя один учащийся средней школы
Жители богатых округов к северу от НьюЙорка были потрясены цепочкой из
двенадцати самоубийств. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к
действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят
даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные
самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые
подростки страдают галлюцинациями, когда чейто голос приказывает им покончить с
собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности.
Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может
показаться, что они беременны. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обус
ловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у
окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в
способе обратить внимание на собственное существование.
Ряд авторов отмечают некоторые признаки начинающейся депрессии, способной
привести в последующем к самоубийству: ребенок начинает есть слишком много или
слишком мало; спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде может стать
неряшливым; в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние
задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость;
находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно
деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то
внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
4 1.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя
отверженным.
2.Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с
родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная
проблема).
3.Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4.Предпринимал раньше попытки суицида.
5.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кемто из друзей,
знакомых или членов семьи.
6.Перенес тяжелую потерю (смерть когото из близких, развод родителей).
7.Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут
изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии
душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим ктонибудь, кто готов нас
выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план самоубийства – ситуация более острая, чем если эти планы
расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные
трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно
находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность.
Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не
пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая
свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает,
что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто
высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить
степень риска в данной ситуации:
— Похоже, у тебя чтото стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о
проблемах подростка.)
— Ты думал когданибудь о самоубийстве?
— Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень
риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение.
Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре
опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять ого в одиночестве даже
после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса
нужны строгие утвердительные указания.
компетентности,
заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Осознание вашей
5 Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и
воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.
Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью,
врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка
обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами,
чтобы вместе разработать стратегию помощи.
6
Как предупредить попытку суицида
Как предупредить попытку суицида
Как предупредить попытку суицида
Как предупредить попытку суицида
Как предупредить попытку суицида
Как предупредить попытку суицида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.