Как предупредить попытку суицида

  • Памятки
  • Работа с родителями
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривается исторический аспект данной проблемы и освещается вопрос психологической помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства и склонных к попытке суицида. Даются практические рекомендации по профилактике суициидального поведения подростков. Материал будет полезен классным руководителям учреждений общего среднего образования, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, родителям учащихся.
Иконка файла материала РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.doc
Родительское собрание «КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОПЫТКУ САМОУБИЙСТВА» Самоубийство (суицид) — осознанное лишение человеком себя жизни. Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства.   Это   установили   археологи,   изучавшие   гробницы   древних   царей Шумера и Аккада (третье тысячелетие до н. э. территория современного Ирака). В последний   путь   вместе   с   властителем   отправлялись   воины   его  личной   охраны, принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности. У   древних   кельтов,  населявших   во  II—I  тысячелетиях   до   н.  э.   значительную часть   современной   Западной   и   Центральной  Европы,   доживание   до   немощной старости   считалось   позором  для   воина.   По   их   мнению,   людей,   добровольно обретших  смерть,   ожидало   блаженное   существование,   и   напротив,   для  того, кто умер от болезни или старческой дряхлости, уготована преисподняя. Датские   воины   считали   позором   для   себя   умереть   на   своей  постели   или закончить  свои   дни  от  болезни   и  в  глубокой   старости   для   того,  чтобы   избежать такого   позора,   сами   кончали  с   собой.   На   границе   вестготских   владений возвышалась высокая скала, носившая название «скала предков», с которой старики бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась им в тягость. В средневековой Японии ритуальное самоубийство — «сэп­пуку» — являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай нередко на глазах недосягаемого противника   вспарывай   мечом   свой   живот.   Его   оруженосец,  для   облегчения   мук несчастного,   отрубал   ему   голову.   Последний  самурай   —   японский   писатель   Юкио Мисима — покончил с собой таким образом в 1970 г. после неудавшейся попытки военного переворота. Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно пытался отговорить его от столь бесчеловечного поступка. В Индии спокойно ожидать своей смерти считалось позором до середины XIX в. Мудрецами называли тех, кто сжигал  себя заживо, когда наступала старость или приходила   болезнь.  Такая   же   участь   ожидала   вдов.   В   1917   г.   в   одной   только Бенгальской   провинции   покончили   с   собой   716   вдов,   в   1821   г.   на   всю   Индию приходилось 2366 таких случаев. История античного мира рассказывает  нам о ряде самоубийств знаменитых людей   того   времени.   Катон   Утический  (46   г.   до   н.   э.)   в   знак   протеста   против единовластия   Юлия   Цезаря   и   гибели   Римской   республики,   Марк   Юний   Брут, организатор убийства Цезаря, после поражения в битве при Филиппах (42 г. до н. э.), Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне Октавианом Августом (30 г. до н. э.), бросились на собственные мечи. Помимо   причин   политического   характера,   история   повествует   о самоубийствах   как   реакции   на   стресс   (престарелый  римский   император   Еордиан покончил с собой, узнав о гибели единственного сына­наследника (238 г. н. э.), а также вследствие  явных   проявлений   психопатологии   (греческий   философ   Эмпедокл,   по словам Диогена Лаэртского, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны — «этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом»). 1Немалую роль в распространенности самоубийств в Римской империи сыграл обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы «искупали вину», судебное преследование уже не грозило их семьям. Мы   видим,   что   суицид   —   явление   не   только   частое,   но   и  имеющее   характерные особенности. Все вышеизложенные исторические факты могут быть отнесены к одной из пяти категорий самоубийств: — самоубийство людей престарелых или больных; — самоубийство жен после смерти мужей; — самоубийство рабов, слуг и т. д., после смерти хозяина или начальника; — самоубийство как реакция на стресс; — самоубийство как проявление психопатологии. Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что должен был так поступить. Если он уклонялся от исполнения этого долга, его ожидали бесчестье или религиозная кара. С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Самоубийство   всеми   христианскими  концессиями   рассматривается   как   тяжкий   грех. Самоубийц  запрещалось   хоронить   в   освященной   кладбищенской   земле.   Эти   взгляды проникли как в народный фольклор (самоубийцы, не находя вечного покоя, превращаются в оборотней, вампиров, русалок и т. п.), так и в классику Раннего Возрождения. Ряд других религиозных концессий (ислам, иудаизм) также гневно осуждают самоубийство. Психология самоубийства Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном  сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение.  С  одной  стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление. Близкие люди часто хотят скрыть этот страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству». Суицид — психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние  человека,   который   решил  покончить  с собой. Самоубийство  совершается  в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают  душу и теряется всякий луч надежды. Психология   самоубийства  есть,   прежде   всего,   психология   безнадежности. Когда   есть   надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства есть   психология   замыкания   человека   в   самом   себе,   в   своей   собственной   тьме. Причин  самоубийств множество. Люди убивают себя из­за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери   состояния   и   нужды;   убивают,   чтобы   избежать   измены   и   предательства;   от 2безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство   может   быть   от   совершенного   бессилия   и   от   избытка   сил.   Его психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой.   В   этом   случае   они   хотели   прекратить   невыносимое   чувство   страха,   которое страшнее   смерти.   Самоубийство   может   совершиться   и   по   мотивам   эстетическим,   из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Самоубийца  —  человек,  потерявший   веру, надежду,  впавший  и грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это — особый случай самоубийства,   не   основанный   на   эгоизме,   он   вызывается   безнадежной   болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходили из жизни,  чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако в  любом случае это было трагедией для близких. Иногда самоубийство может производить впечатление силы.  Нелегко  покончить  с собой,   нужна   безумная   решительность.  Но   в   действительности   самоубийство   не   есть проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие отказ проявить духовную силу и выдержать испытание, это измена жизни и ее Творцу.  Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир. Люди   аскетического   типа,   напряженной   духовной   жизни,  обращенные   к   Богу, никогда   не   кончают   жизнь   самоубийством.  Самоубийца   считает   себя   единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать того, кто создал жизнь и от кого зависит смерть. Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя, на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких, друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь. Современные ученые не отрицают того факта, что социальные факторы занимают видное   место   среди   причин   суицидального   поведения,   но   объяснение   проблемы самоубийств   лишь   с   точки   зрения   влияния   на   человека   социальной   среды  считают односторонним.  Главный  недостаток  этой  концепции – недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой. Подростковый суицид По данным ВОЗ, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс человек,   а   15   лет   спустя   —   уже   820   тыс   человек,   из   них   20   %   приходится   на подростковый и юношеский возраст. За   последние   15   лет   число   самоубийств   в   возрастной   группе   от   15   до   24   лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2—3 местах. Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты  между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить  с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход 3из семьи отца. Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее   за   повышенной   активностью,   чрезмерным   вниманием   к   мелочам   или   вызывающим поведением  —   правонарушениями,   употреблением   наркотиков,   беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной. Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки,   ведущие   сексуальную  жизнь   и   употребляющие   алкоголь,   подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Фактор внушаемости был выявлен в результате небезызвестных «эпидемий  самоубийств» среди  подростков. Жители  г.  Клер­Лейк­Сити   (штат   Техас) были шокированы волной самоубийств (шесть юношей покончили с собой в течение двух месяцев). В другом техасском городе, Пиано произошло восемь самоубийств, после того как задушил себя один учащийся средней школы Жители   богатых   округов   к   северу   от   Нью­Йорка   были   потрясены   цепочкой   из двенадцати самоубийств. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже   объединялись   с   целью   создания   некой  субкультуры   самоубийств.   Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков. Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей­то голос приказывает им покончить с собой.  Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки   могут   тяжело   переживать   неудачи   в   личных   отношениях.   Девушкам   может показаться, что они  беременны.  Попытка   самоубийства   –  это   крик   о   помощи,  обус­ ловленный   желанием   привлечь   внимание   к   своей   беде   или   вызвать   сочувствие   у окружающих.  Поднимая   на  себя   руку,  ребенок   прибегает   к   последнему   аргументу   в способе обратить внимание на собственное существование. Ряд   авторов   отмечают   некоторые  признаки   начинающейся  депрессии,   способной привести   в   последующем   к   самоубийству:   ребенок   начинает   есть   слишком   много   или слишком мало; спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде может стать неряшливым;   в   школьных   привычках   –   пропускать   занятия,  не  выполнять   домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от  семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: 41.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2.Живет   в   нестабильном   окружении   (серьезный   кризис   в  семье   –   в   отношениях   с родителями   или   родителей   друг   с   другом;   алкоголизм   –   личная   или   семейная проблема). 3.Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. 4.Предпринимал раньше попытки суицида. 5.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем­то из друзей, знакомых или членов семьи. 6.Перенес тяжелую потерю (смерть кого­то из близких, развод родителей). 7.Слишком критически настроен по отношению к себе.  Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию: 1. Внимательно   выслушайте   решившегося   на   самоубийство  подростка.   В   состоянии душевного кризиса любому из нас,  прежде всего, необходим кто­нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените   серьезность   намерений   и   чувств   ребенка.   Если  он   или   она   уже   имеют конкретный   план   самоубийства   –   ситуация   более   острая,   чем   если   эти   планы расплывчаты и неопределенны. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности,   но   при   этом   не   помышлять   о   самоубийстве.   Часто   человек,   недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную  деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор  о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: — Похоже, у тебя что­то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.) — Ты думал когда­нибудь о самоубийстве? — Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.) Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять ого в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте  его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны   строгие   утвердительные   указания.  компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности  помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.    Осознание   вашей 5Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять  во  внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей,   священников,   к   которым   можно   обратиться.   Попытайтесь   убедить   подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи. 6