Рассматривается исторический аспект данной проблемы и освещается вопрос психологической помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства и склонных к попытке суицида. Даются практические рекомендации по профилактике суициидального поведения подростков. Материал будет полезен классным руководителям учреждений общего среднего образования, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, родителям учащихся.
Родительское собрание
«КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОПЫТКУ САМОУБИЙСТВА»
Самоубийство (суицид) — осознанное лишение человеком себя жизни.
Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные
самоубийства. Это установили археологи, изучавшие гробницы древних царей
Шумера и Аккада (третье тысячелетие до н. э. территория современного Ирака). В
последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны,
принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности.
У древних кельтов, населявших во II—I тысячелетиях до н. э. значительную
часть современной Западной и Центральной Европы, доживание до немощной
старости считалось позором для воина. По их мнению, людей, добровольно
обретших смерть, ожидало блаженное существование, и напротив, для того, кто
умер от болезни или старческой дряхлости, уготована преисподняя.
Датские воины считали позором для себя умереть на своей постели или
закончить свои дни от болезни и в глубокой старости для того, чтобы избежать
такого позора, сами кончали с собой. На границе вестготских владений
возвышалась высокая скала, носившая название «скала предков», с которой старики
бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась им в тягость.
В средневековой Японии ритуальное самоубийство — «сэппуку» — являлось
одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было
ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай нередко на глазах недосягаемого
противника вспарывай мечом свой живот. Его оруженосец, для облегчения мук
несчастного, отрубал ему голову. Последний самурай — японский писатель Юкио
Мисима — покончил с собой таким образом в 1970 г. после неудавшейся попытки
военного переворота. Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно
пытался отговорить его от столь бесчеловечного поступка.
В Индии спокойно ожидать своей смерти считалось позором до середины XIX
в. Мудрецами называли тех, кто сжигал себя заживо, когда наступала старость или
приходила болезнь. Такая же участь ожидала вдов. В 1917 г. в одной только
Бенгальской провинции покончили с собой 716 вдов, в 1821 г. на всю Индию
приходилось 2366 таких случаев.
История античного мира рассказывает нам о ряде самоубийств знаменитых
людей того времени. Катон Утический (46 г. до н. э.) в знак протеста против
единовластия Юлия Цезаря и гибели Римской республики, Марк Юний Брут,
организатор убийства Цезаря, после поражения в битве при Филиппах (42 г. до н. э.),
Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне Октавианом Августом (30 г. до н.
э.), бросились на собственные мечи.
Помимо причин политического характера,
история повествует о
самоубийствах как реакции на стресс (престарелый римский император Еордиан
покончил с собой, узнав о гибели единственного сынанаследника (238 г. н. э.), а также
вследствие явных проявлений психопатологии (греческий философ Эмпедокл, по
словам Диогена Лаэртского, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны — «этим
он хотел укрепить молву, будто он сделался богом»).
1Немалую роль в распространенности самоубийств в Римской империи сыграл
обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной
смертью как бы «искупали вину», судебное преследование уже не грозило их семьям.
Мы видим, что суицид — явление не только частое, но и имеющее характерные
особенности. Все вышеизложенные исторические факты могут быть отнесены к одной
из пяти категорий самоубийств:
— самоубийство людей престарелых или больных;
— самоубийство жен после смерти мужей;
— самоубийство рабов, слуг и т. д., после смерти хозяина или начальника;
— самоубийство как реакция на стресс;
— самоубийство как проявление психопатологии.
Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в
силу того, что должен был так поступить. Если он уклонялся от исполнения этого долга,
его ожидали бесчестье или религиозная кара.
С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось.
Самоубийство всеми христианскими концессиями рассматривается как тяжкий грех.
Самоубийц запрещалось хоронить в освященной кладбищенской земле. Эти взгляды
проникли как в народный фольклор (самоубийцы, не находя вечного покоя, превращаются
в оборотней, вампиров, русалок и т. п.), так и в классику Раннего Возрождения.
Ряд других религиозных концессий (ислам, иудаизм) также гневно осуждают самоубийство.
Психология самоубийства
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и
исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным
явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны,
человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт
суицида осуждается как грех и даже преступление. Близкие люди часто хотят скрыть этот
страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя
сочувствовать самоубийству».
Суицид — психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное
состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в
особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется
всякий луч надежды.
Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности.
Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря
надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним
сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные
минуты так важны бывают понимание и помощь.
Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек
этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства
есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.
Причин самоубийств множество. Люди убивают себя изза несчастной любви, от сильной
страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от
потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от
2безнадежной болезни и страха, мучительных страданий.
Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Его
психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться
холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое
страшнее смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из
желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.
Самоубийца — человек, потерявший веру, надежду, впавший и грех уныния и
отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек
решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это — особый случай
самоубийства, не основанный на эгоизме, он вызывается безнадежной болезнью,
совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходили из
жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако в любом случае это
было трагедией для близких.
Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с
собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть
проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая
за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство
есть малодушие отказ проявить духовную силу и выдержать испытание, это измена жизни и
ее Творцу. Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на
других людей, на весь мир.
Люди аскетического типа, напряженной духовной жизни, обращенные к Богу,
никогда не кончают жизнь самоубийством. Самоубийца считает себя единственным
хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать того, кто создал жизнь и от кого
зависит смерть. Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя,
на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких,
друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь.
Современные ученые не отрицают того факта, что социальные факторы занимают
видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение проблемы
самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды считают
односторонним. Главный недостаток этой концепции – недооценка роли личности во
взаимоотношениях с социальной средой.
Подростковый суицид
По данным ВОЗ, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс
человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс человек, из них 20 % приходится на
подростковый и юношеский возраст.
За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет
увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых
странах стоит на 2—3 местах.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких
семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с
применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно.
Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в
семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход
3из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей
объекта любви, сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и
отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.
Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть
ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим
поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными
сексуальными связями.
Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или
алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так,
что смерть от передозировки является преднамеренной.
Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что
подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются
большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.
Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и
стремление к подражанию. Фактор внушаемости был выявлен в результате небезызвестных
«эпидемий самоубийств» среди подростков. Жители г. КлерЛейкСити (штат Техас)
были шокированы волной самоубийств (шесть юношей покончили с собой в течение двух
месяцев). В другом техасском городе, Пиано произошло восемь самоубийств, после того
как задушил себя один учащийся средней школы
Жители богатых округов к северу от НьюЙорка были потрясены цепочкой из
двенадцати самоубийств. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к
действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят
даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные
самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые
подростки страдают галлюцинациями, когда чейто голос приказывает им покончить с
собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности.
Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может
показаться, что они беременны. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обус
ловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у
окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в
способе обратить внимание на собственное существование.
Ряд авторов отмечают некоторые признаки начинающейся депрессии, способной
привести в последующем к самоубийству: ребенок начинает есть слишком много или
слишком мало; спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде может стать
неряшливым; в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние
задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость;
находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно
деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то
внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
41.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя
отверженным.
2.Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с
родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная
проблема).
3.Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4.Предпринимал раньше попытки суицида.
5.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кемто из друзей,
знакомых или членов семьи.
6.Перенес тяжелую потерю (смерть когото из близких, развод родителей).
7.Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут
изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии
душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим ктонибудь, кто готов нас
выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план самоубийства – ситуация более острая, чем если эти планы
расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные
трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно
находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность.
Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не
пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая
свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает,
что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто
высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить
степень риска в данной ситуации:
— Похоже, у тебя чтото стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о
проблемах подростка.)
— Ты думал когданибудь о самоубийстве?
— Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень
риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение.
Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре
опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять ого в одиночестве даже
после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса
нужны строгие утвердительные указания.
компетентности,
заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Осознание вашей
5Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и
воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.
Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью,
врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка
обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами,
чтобы вместе разработать стратегию помощи.
6