«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».
Оценка 4.9

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
15.10.2017
«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».
В статье подробно описывается как создать ситуацию успеха у младших школьников. Создание успеха в обучении во многом зависит от учителя( знание психологии детей, " Программы"и методик ).Большое внимание созданию успеха в обучении уделяли классики педагогики К. Д. Ушинский, А.С. Белкин,А.С. Макаренко. А также В.А.Сухомлинский, С.Н. Лысенкова - современные педагоги. В настоящее время, когда внедряются новые подходы в методики обучения, создание ситуации успеха является необходимым. В статье раскрываются некоторые приёмы создания ситуации успеха ученика.В статье подробно описывается как создать ситуацию успеха у младших школьников. Создание успеха в обучении во многом зависит от учителя( знание психологии детей, " Программы"и методик ).Большое внимание созданию успеха в обучении уделяли классики педагогики К. Д. Ушинский, А.С. Белкин,А.С. Макаренко. А также В.А.Сухомлинский, С.Н. Лысенкова - современные педагоги. В настоящее время, когда внедряются новые подходы в методики обучения, создание ситуации успеха является необходимым. В статье раскрываются некоторые приёмы создания ситуации успеха ученика.
ГБОУСОШ №6 Копытцева.docx
«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС». 1 Учитель начальных классов Копытцева Людмила Вячеславовна ГБОУ СОШ №6 г.о. Жигулёвск. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил человека,   рождающий   энергию   для   преодоления трудностей, желания учиться». А.С. Белкин                                                                              2016г . 1 Введение. Содержание. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2.1Ситуация успеха как необходимое условие  успешного обучения………..  .. 3 2.2 Технологии  и приёмы, необходимые для успешного обучения учащихся .. 4 2.3    Воспитание коллектива………………………………………………………6 2.4   Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности…………………7  2.5.   Работа с родителями…………………………………………………………7 2.6   Анкетирование учащихся  и   анализ результатов исследования………...8       2.2.1 « Оценка учениками  своих собственных учебных результатов»……8       2.2.2 «Помехи для успешной учёбы»…………………………………………8 2       2.2.3  «Моё отношение к учёбе улучшится, если…»………………………   8       2.2.1 «Настроение, с которым  ребёнок  идёт в школу»…………………….9  Заключение………………………………………………………………………   9      3.1  Выводы и практическая значимость успеха  для ученика…………….  9       3.2  Список литературы, нормативных документов, ……………………   10              интернет­ресурсов………………………………………………………..10 Приложение………………………………………………………………………   10 Введение.    В соответствии с ФГОС НОО проблема организации учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, приводящих к увеличению эффективности процесса обучения, становится все более важной. Актуальность  работы ­ заключается в том, что в условиях модернизации российского образования произошёл перевод ребёнка в позицию субъекта учебной деятельности, а  создание ситуации успеха способствует приобретению учащимися уверенности в своих  возможностях, что влияет на создание благоприятной психологической атмосферы в  учебной деятельности, формирование положительной мотивации. Главный смысл деятельности учителя именно в том и состоит, чтобы создать каждому воспитаннику  ситуацию успеха. Цель работы ­ выяснить как создание ситуации успеха, влияет на эффективность обучения  и воспитания учащихся  на уроках и во внеурочной деятельности. Задачи работы: 1.   На   основе   изучения   и   анализа   психолого   –   педагогической   литературы определить основные теоретические понятия, связанные с темой. 2.  Рассмотреть  комплекс педагогических технологий и методических приёмов          для создания успешности обучения учащихся. 3.Провести исследования и проанализировать полученные результаты   о влиянии организации  ситуации успеха в образовательной деятельности. 2. 1   Ситуация успеха как необходимое условие успешного обучения.               Ситуация   успеха  –   это   такое   целенаправленное,   организованное   сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. ( Слайд №2). 3 Что необходимо для того, чтобы ребенок хорошо учился? На эти и многие другие вопросы искали ответы педагоги прошлых лет. Ушинский К.Д. пришел к выводу, что только «успех поддерживает интерес ученика к учению»1. А интерес к учению появляется   только   тогда,   когда   есть   вдохновение,   рождающееся   от   успеха   в овладении знаниями.       Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от   того,   что   трудности   преодолены,   теряет   желание,   интерес   учиться.      В.   А. Сухомлинский  утверждал, главный смысл деятельности учителя: «создать каждому ученику ситуацию успеха» 2.( Слайд №3).       Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать это помогут рекомендации данные в книге А. С. Белкина « Ситуация успеха. Как ее создать?»  11К. Д. « Труд в психическом и воспитательном значении». Сочинения. Том 2, с. 333. 22Сухомлинский В.А.  « Как воспитать настоящего человека». Киев, 1972 с. 14. Работу с детьми начинаю традиционно – с изучения личности ребёнка, условий  жизни, знакомства с семьёй, её проблемами.   Для того чтобы каждый ученик  чувствовал себя уверенно я создаю на уроке благоприятную, рабочую атмосферу,  чтобы   учащийся ощущал себя комфортно  и учился  с удовольствием.  « В  педагогике  давно известна  аксиома,  согласно которой  возможности и качество усвоения  предлагаемых ученику знаний  решающим  образом зависит  от его активности в процессе обучения»3.  2.12. Технологии  и приёмы, необходимые для успешного обучения учащихся…         Слайд 4.      а) Проблемно­диалогическая технология дает развернутый ответ на  вопрос как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Это такое содержание  обучения,  «которое  не может быть задано ученику для усвоения в виде готового  образца»4. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово  означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Обучение  с применением  данной технологии  обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством  специально организованного диалога. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге  4 необходимо помочь детям  выдвинуть учебную проблему. Затем посредством  побуждающего или подводящего диалога организовать поиск решения, или «открытие»  нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала.          б)   Технология   продуктивного   чтения  (формирования   типа   правильной читательской   деятельности).   С   детьми,   которые   читают   медленно   и   не укладываются в норму  проводила следующие  упражнения: а) чтение скороговорок, б) чтение слов наоборот, в) чтение слов по слоговым таблицам, б)артикуляционная разминка,   г)   предварительное   чтение   (перед   чтением   текста)   Очень   хороши зрительные диктанты И. Т Федоренко5.Приложение№1 3 Репкина Н.В. «Что такое развивающее обучение» Томск 1993г., с. 9. 4 Репкина Н.В. «Что такое развивающее обучение» Томск 1993г., с.29. 5 http://shatalina-g.narod.ru/teksty_zritelnykh_diktantov_po_fedorenko.pdf в)Технология   проектов.   Работа   над   проектами   позволяет:   обрести   ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, научиться применять полученные знания, организовывать  сотрудничество   с   родителями.   Главное   в   работе   над   проектами   –   научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. ( Слайд №5) г)Здоровьесберегающие технологии. Вместе с медицинским работником школы в начале   учебного   года   составляю   карту   индивидуальных   показателей   здоровья учащихся.   Эта   информация   помогает   мне   правильно   организовывать   работу   с отдельными учащимися на уроке, учитывая их медицинские показатели. В нашем классе каждое утро  по музыку проводится зарядка. Опережающий метод обучения также используется в моей работе. «Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести  представления по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков ­ вот моя цель. Помогают достичь её так называемые опорные схемы»6.   Слайд №6.Очень важно чередовать на уроке формы, методы и приёмы обучения. 5 1Эмоциональное   поглаживание.  Внушить   ученику   веру   в   себя,   прикоснуться рукой к его плечу, похвалить. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так   подсказывает   здравый   житейский   смысл.  2  Снятие   страха.   Помогает преодолеть   неуверенность   в   собственных   силах,   робость,   боязнь   самого   дела   и оценки   окружающих.   Каждому   нужна   помощь.   «Выявить   страхи   младших школьников …можно с помощью метода неоконченных предложений»7  Я провела такую  работу  в сентябре и мае. Слайд №  7. По таблице   видно, что многие дети уже преодолевают страх.  «Человек   имеет право   на     ошибку.       Мы   все   пробуем   и   ищем,   только   так   может   что­то получиться.   Люди       учатся   на     своих   ошибках,   находят   другие     способы решения» ­ убеждала я своих учеников.3.Авансирование успешного результата помогало выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно 66 Лысенкова С. Н.» Когда легко учиться». Москва «Педагогика» 1984г., с 8 7 Соколова Н.А «Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы методы , средства».Г Самара 2007г., с.107 справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, помогает  ребенку  верить  в свои   силы   и   возможности.  «У     вас,     обязательно,     получится.     Я,   даже     не сомневаюсь  в  успешном  результате.     Контрольная   работа  довольно  легкая, этот материал мы с вами проходили». 4.Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта  деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим  товарищам не справиться…»5. Персональная исключительность. Обозначает  важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только  ты и мог бы….. …. Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой  просьбой» .6.Мобилизация активности или педагогическое внушение.  Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать  работу…. Так хочется поскорее увидеть…»   7 .Прием “Обмен ролями”. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый   до   сих   пор   потенциал   интеллектуальных   эмоционально­волевых возможностей учащихся.  Важна работа в парах и группах – одна из лучших и  6 эффективных форм деятельности. Необходимо обеспечить учащихся всем   необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы. (Слайд 8).            « Активность обучающихся   признаётся   основой достижения развивающих целей   обучения   –   знание   не   передаётся   в   готовом   виде,   а   строится   самими учащимися   в   процессе   познавательной,   исследовательской   деятельности»8. Применение     данных   технологий   позволяет   мне   выявлять   учащихся,   имеющих больше склонностей к тому или иному предмету, а так же помогает   развивать творческие способности,  активизировать мыслительные процессы и познавательную деятельность   всех   учеников.   На   каждом   своём   уроке   я   старалась   учить   детей объяснять, доказывать, отстаивать свою точку зрения.     Для создания ситуации на уроке  использовала  задания разного уровня,   8 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. «Как проектировать УУД в начальной школе». Москва .« Просвещение» 2010г. ( пособие для учителя) с.10 которые дифференцированы по степени сложности. На уроках четко  прослеживался принцип пошагового выполнения упражнения.  От решения таких заданий, во время самостоятельной работы, получали удовольствие, как сильные ученики, так и  слабые.    2.3 Воспитание коллектива. На   начальной   стадии   создания   ситуации   успеха   стало     формирование благоприятного   климата   в   межличностных   отношениях.   Старалась   смотреть   на педагогическую  ситуацию,  поставив себя на место  ученика, чтобы понять мотивы его   поступков,   причины   затруднения.   Важным   для   меня   является   повышение статуса   ребенка   в   коллективе.   В  классе   работала   служба  «Поддержки».  Кто   не может самостоятельно справиться с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики,   справившиеся  с заданием,  помогают  ему. Такой  вид  работы  помогает воспитывать   доброжелательные   отношения   друг   к   другу,   развивает   чувство взаимопомощи, умение оценивать свои силы и возможности.    В общении с детьми старалась применять приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности. Войдя в класс   и начиная урок, я 7 старалась   ребятам   улыбнуться,   пожелать   успехов   в   работе.     Это   специальный   что   они   будут методический   прием:   начиная   день,   показать   уверенность,   доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.   После уроков организовывала  этическую пятиминутку, посвященную анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания. На такой  ежедневной пятиминутке учила детей находить пути выхода из конфликта,  предотвращения его. Дети пытались разобраться, как можно было избежать  возникшего конфликта, а если он уже произошел, как сделать так, чтобы  конфликтующие стороны помирились, и никто не ушел домой обиженным. При этом  дети с удовольствием участвовали  в подобном анализе, находя нравственные решения споров и испытывали  глубокое   удовлетворение от  результатов своих моральных усилий.       2.4  Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Главное средство воспитания ­ заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех,  делать добро. Основу внеурочной  деятельности составлял годовой круг  традиционных дел: День Знаний, Новогодний праздник, прогулки, День защитника  Отечества, День матери , 8 марта, встреча с участниками Великой  Отечественной войны,  игры ­ путешествия,  день именинников, выпускной .В классе действуют следующие законы школьной жизни (см. Приложение №3)       « Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции,  сохранить их ­ чрезвычайно важная задача воспитательной работы»9 Слайд 9      Вся деятельность по моделированию, построению и развитию направлялась на то, чтобы   учащиеся   в   течение   4­х   лет   смогли   развить   личностные   качества, соответствующие образу выпускника начальной школы.      2.5   Работа с родителями.  Невозможно   создать   ситуацию   успеха   для   ребенка   без   активного   участия родителей.   Для   них   прочитала   лекцию   «   Роль   родителей     в   успешной   учёбе школьников».   (Приложение   №4).С   родителями   анализировали   проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Слайд 10 8 В ходе проведенных мною мероприятий  могу сказать: к концу 4класса заметно улучшился социально­психологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше  2. 6  Анкетирование учащихся и анализ результатов исследования. Результативность  моей работы по данному направлению прослеживается на основании проверки   создания ситуации успеха.  Одним из методов исследования  является анкетирование.      Для анализа были использованы результаты опроса  учеников. Начнем анализ школьной жизнедеятельности с оценки учебных успехов  младших школьников, сделанный ими самими. 2.2 Технологии  и приёмы,  необходимые для успешного обучения учащихся…Приложение 5                        2.2.1.Анкета№1  «Оценка учениками   своих результатов».   . Весьма довольных   не   так   уж   много,   9   человек.   Это   те   ребята,   которые   хорошо адаптированы к обучению в школе, к ее требованиям, не переживают по пустякам. Слайд№10 9 Макаренко А.С.. Соч , т.V, с 316 Семь человек, относится к своим успехам критически. Это в определенной степени   радует.   Пятеро   учащихся   ощущают   недовольство   эпизодически.   Три ученика безразличны.   В конце года уже «уверенных» в себе11учеников. Выросло количество учащихся критически относящихся к себе (9человек).  Безразличных нет! Но увеличилось количество учеников, которые часто недовольны собой. Это те дети, которым было безразлично!        2.2.2   Анкета №2     «Помехи   для успешной учебы». Слайд №11   Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны.    Главным мотивом у 5­х (6) человек  является отсутствие интереса   к   отдельным   предметам.   Значительная   группа   учащихся   имеет разбросанность интересов, наличие какого­нибудь собственного интереса.  2.2.3   «Мое отношение к учебе улучшится если..»   Из этой анкеты мы видим что дети изменили свое отношение к учебе, стали больше доверять учителю, осознали что материал нужно не только заучивать, но и  понимать.      Ребята хотят быть уверенными в том, что тот, кто лучше учится, будет лучше 9 жить. К сожалению, в настоящее время они в этом не уверенны.    2.2.4 «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу».      Настроение, с которым идут   школьники   в   школу   изменилось.  В   большей   степени   дети   идут   в   школу   с радостью.   Меньше   стало детей, которые боятся контрольных работ.  Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Учитель должен   видеть   результаты   каждого   ребёнка   в   учении   и   по   достоинству   их оценивать.               Присутствуют   черты   "школы   отчуждения":   значительная   часть   учащихся (7человек   из   12)   идут   потому   что   надо!   Некоторым   учеба     портит   настроение, тяготит, но, не смотря на это, безразличных учеников фактически нет.       Опасение, что не выучил урок, не так велико. С удовольствием идут тоже не многие   (3человека),   ребята   не   стремятся   получить   новые   знания. Неподготовленность   определяется   иногда   иными   причинами   (непониманием, усталостью).        Исходя из представленных  результатов, можно сделать следующий вывод: за  год обучения в 4 классе наблюдается  позитивная динамика уровня качества знаний (40% до52).  Показатель успеваемости  за все эти годы стабилен – 100%.      После  использования на практике ситуаций успеха настроение учащихся повысилось.  Степень негативного состояния значительно уменьшилась. Это можно проследить   из проведенной повторно проверки. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Каково же это влияние? По данным исследования видно прямую зависимость качества обучения от ситуации успеха.  6..Заключение. Использование     технологий,   методик     по   созданию   ситуации     успеха   позволяет обеспечить   эффективную   организацию   и   последовательное   осуществление образовательного   процесса   для   достижения   высокой   заинтересованности   и вовлеченности   обучающихся,   соответствия   результатов   деятельности   школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Анализ результатов. Выводы 10 1) Апробированные при реализации методы обучения способствуют: • • • • формированию положительной учебной мотивации; повышению познавательной активности учащихся;•           эффективному усвоению учебной информации; развитию коммуникативно­эмоциональной сферы личности ;  .  Список литературы   1. Федеральный  государственный стандарт  начального  общего образования.   Москва . « Просвещение»  2011г. 2 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. «Как проектировать УУД в начальной школе». Москва .« Просвещение» 2010г. ( пособие для учителя). 3   Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:  «Просвещение»", 1991 4 Лысенкова С. Н.» Когда легко учиться». Москва «Педагогика» 1984г. 5. Макаренко А.С.. Сочинения, том 5. 6 Репкина Н.В. «Что такое развивающее обучение» Томск 1993г. 7 Соколова Н.А «Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы методы, средства». Г Самара 2007г. 8 .Сухомлинский В.А. « Как воспитать настоящего человека». Киев, 1972 г. 9.  Ушинский К. Д« Труд в психическом и воспитательном значении» т.2, с.333. Интернет­ ресурсы. 1. http://shatalina- g.narod.ru/teksty_zritelnykh_diktantov_po_fedorenko.pdf 2http://www.happy­giraffe.ru/community/16/forum/post/2295/( правила в стихах) Приложения  1)   №1. Федоренко. « Зрительные диктанты. 2)   №2  Методика незаконченных предложений. 3)   №3  Законы школьной жизни. 11 4)   №4 Занятие для школьников «Как достичь успеха» 5)   №5  Лекция для родителей. 6 )   №6  Анкеты. 7) Школьные стихи о дисциплине №1Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений­ наращивание их длины происходит постепенно, по 1­2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8­9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое ­ от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по  памяти. Возможно, что кто­то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без  раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить».  На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут. Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день  надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют  по 4­5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой  срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях. *** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов  прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты  тренировок память не развивается. *** Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины  предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс  тренировки. *** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто­то читает вслух, то  другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание  совершенствоваться не будут. *** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на  второй день они будут мешать запоминанию. *** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если  проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не  только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает  развитию памяти. *** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как  в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору. *** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и  запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор  повторять несколько дней подряд. 12 Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко) № п/ Предложения Число букв Время экспозиции (с) п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Набор №1 (Приложение 1) Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. Набор №2 (Приложение 2) Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. 8 9 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 4 4 5 5 5 6 6 6 6 7 7 8 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Набор №3 (Приложение 3) Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. Набор №4 (Приложение 4) Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. Набор №5 (Приложение 5) Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Москва стоит на реке. В лесу собирают землянику. 13 Набор №6 (Приложение 6) Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. Набор №7 (Приложение 7) Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. Набор №8 (Приложение 8) Идёт дождик. Мы любим Амгуэму. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю. 15 16 16 16 16 17 17 18 18 19 19 20 20 21 21 21 22 22 23 23 24 24 24 24 25 25 25 26 26 26 10 14 17 20 21 22 8 8 8 8 8 8 8 7 7 7 7 7 6 6 6 6 6 6 5 5 5 5 5 5 4 4 4 4 4 4 5 7 8 10 10 10 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Набор №9 (Приложение 9) Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. Набор №10 (Приложение 10) Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. Набор №11 (Приложение 11) Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. 14 Набор №12 (Приложение 12) Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. Набор №13 (Приложение 13) Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. Набор №14 (Приложение 14) Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. Набор №15 (Приложение 15) 22 22 23 23 23 24 24 24 24 25 25 25 25 24 25 26 26 26 26 26 27 27 28 28 28 29 30 31 32 32 32 33 33 33 34 34 7 7 7 7 7 7 5 5 5 5 5 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. Набор №16 (Приложение 16) В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. Набор №17 (Приложение 17) 15 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. Набор №18 (Приложение 18) Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные. 34 35 35 36 36 37 36 36 37 37 38 38 38 39 39 40 41 42 42 43 44 45 46 46 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 7 7 7 7 7 8 8 8 №2 Методика незаконченных предложений                             Мое отношение к учебе улучшится если:  1. Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов. 2. Увеличится   количество   предметов,   которые   будут   готовить   к реальной жизни. 3. Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить. 6 1 2 4. В школе всегда можно обратиться к учительнице, которая поможет 13 мне решить мои личные проблемы. 5. Мы   будем   не   просто   заучивать   материал,   а   что­то   делать 3 самостоятельно.    Из этой анкеты мы видим что дети изменили свое отношение к учебе , стали больше доверять взрослым, осознали что материал нужно не только заучивать . но и  понимать                №3    Законы школьной жизни.         Разрешается: 16 Запрещается: •  грубить; пускать в ход кулаки;    • • бездельничать и мешать товарищам; •       говорить друг другу обидные слова •    улыбаться друг другу; •    помогать и уважать друг друга; •    дружить и выручать; •    быть добрым и веселым; •    стараться хорошо учиться №4Занятие для младших школьников "Как достичь успеха?"   Цели:  1. Раскрыть сущность понятия «успех».  2. Развить стремление к успеху в жизни.  3. Воспитывать у учащихся лучшие качества, уверенность в себе, свои  силы.  Оборудование: компьютер, проектор, экран,  корзинка с буквами,                           физическая карта России (или глобус), Толковый словарь  С.И.Ожегова,                           выставка книг «Выдающиеся люди России»,                           карточки с заданием для работы в группах,                           выставка изо­работ учащихся, коллаж «Мой успех – моя    мечта»,                                      шаблоны бабочек. 17 1.Организационный момент. ­ Этот миг настал сейчас Начинаем классный час. Гости к нам пришли сегодня: Все они – учителя. К ним сейчас вы повернитесь,  Улыбнитесь, подружитесь.  2.Энергезирующая разминка. ­ У меня в корзинке карточки с буквами. Берите по одной карточке и  называйте качество человека, начинающееся на выбранную букву ( на  карточках буквы: у, е, с, п, х). ­А теперь соберите слово из всех этих букв. Что получилось? (успех) 3. Формирование мотивации. ­ Ребята, как называется страна, в которой мы живем?  ­ Мы живем в прекрасной стране, которую называют Россия (внимание  детей обращается на физическую карту России). Россия – это большое  государство  с красивыми  лугами, густыми лесами, величественными  горами, полноводными реками и озерами, и необозримыми полями...  ­ Современная жизнь России – это компьютеры, спутниковое ТВ,  интернет, развитые промышленность и сельское хозяйство, развитие  спорта. Наши спортсмены завоевывают призовые места на Олимпиадах.  Наши артисты побеждают на конкурсе Евровидения, наши ученые  получают известные мировые премии (Нобелевская премия и др.).   ­ Наша страна стремится к успеху. А будет ли она успешной в  дальнейшем? От кого это будет зависеть? (от нас) ­ Да, это будет зависеть от нас. Будем успешны мы – будет успешной и  наша страна  ­ Вот сегодня мы с вами и поговорим на тему «Что такое успех? Кого мы  можем назвать успешным? Какими качествами должен обладать  успешный человек?» 1) Упражнение «Волшебный микрофон» ­ Как вы понимаете, что такое успех? (Детям по очереди дают микрофон  и они высказывают свое мнение. «Волшебный микрофон» можно дать 2­3  учителям – гостям) 2) работа с Толковым словарем.  Учащиеся находят определение слову «успех» в толковом словаре С.И.  Ожегова. 3) Выступления творческих групп. ­ На сегодня каждой группе было дано задание подготовить сообщение   об известной выдающейся личности. Давайте послушаем ребят. (Дети  читают сообщения о П.И. Чайковском, Д.И. Менделееве, А. Барто, Ю.А.  Гагарине, И.К. Айвазовском, затем психолог (учитель) показывает  презентацию «Великие люди России»).   Приложение 1. ­ Я хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что все выдающиеся  личности ­  очень разные люди, они жили и творили в разные эпохи  нашего времени, но  их достижения, успехи знают и помнят в нашем 21  веке. Учитель знакомит учащихся с выставкой книг «Выдающиеся люди России». ­ И это далеко не полный перечень великих людей. О них вы будете  узнавать в старших классах на уроках географии, химии, физики,  математики, музыки и ИЗО. О них вы можете прочитать в книгах,  представленных на нашей выставке. ­ Можно ли этих людей назвать успешными? Подумайте, что помогло  этим людям достичь успеха? (особые качества, которые проявились еще  в детстве) 4) Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: ­ Какие черты характера, по вашему мнению, могут обеспечить успех  каждому человеку? Подчеркните эти качества. безволие трудолюбие любознательность нерешительность безответственность лень Сила воли настойчивость   18 Заслушиваются результаты работы групп. Результаты обобщаются. 5) Презентация успехов учащихся класса. ­ Ребята, вы сейчас учитесь в школе и первые ваши успехи связаны со школой. А в чем  они проявляются? Что такое успех в школе? (Это хорошие отметки, хорошая  успеваемость) ­Вспомните первый класс. Когда вы пришли в школу, только двое из вас умели читать.  Это И.С. и Ш.Л. Вспомните, как вам было трудно сливать слоги, читать, писать буквы,  цифры. Сейчас вы уже учитесь в 3 классе. И в нашем классе трое человек учатся на  достаточно высоком уровне, пять человек учатся на достаточном (хорошем) уровне,  остальные ребята могут подтянуться и пополнить этот список. ­Что вам помогло достичь успехов в учебе? Какие качества помогают вам в учебе?  (опросить трех человек высокого уровня) ­ В нашем классе уже сейчас  есть ребята, которые достигли успеха не только в учебе, но и в своих увлечениях. Так К.Е. занимается в детской спортивной школе  гимнастикой и  ее отмечают преподаватели. А две девочки С.А. и Р.Н. занимаются в детской школе искусств по классу ИЗО. Они  неоднократно принимали участие в различных конкурсах, имеют призовые места.   Посмотрите на работы девочек, представленных на нашей выставке (Внимание учащихся и гостей обращается на выставку работ учащихся ИЗО­класса). 5. Подведение итогов. 1) Упражнение «Солнышко». Коллективная работа. ­ В каких областях  деятельности человек может достичь успеха? (На доске нарисовано  солнышко, дети называют области и записывают их на лучиках: например, учеба, работа,  спорт, музыка, ИЗО и др.) 2) Составление коллажа « Мой успех – моя семья». Детям выдаются шаблоны бабочек (они их изготовили заранее на уроках ИЗО). ­ Напишите на бабочках свою мечту о том, в какой области вы хотели бы достичь успеха (Дети пишут свою мечту на бабочке и прикрепляют ее на стенд). 3) Рефлексия. Настрой на успех. Дети и психолог (учитель) встают в круг. ­ О чем мы говорили на занятии? Кто из вас хочет достичь успеха? Чтобы стать  успешным, нам надо настроиться на успех. Давайте по очереди скажем такие слова : «Я  добьюсь успеха. У меня все получится.» 4) Заключительное слово психолога (учителя). ­Я надеюсь, что каждый из вас добьется высот в различных видах деятельности. И вы все будете успешными людьми. Я верю в вас! Спасибо за работу и внимание. №5Как создать ситуацию успеха у ученика ( родительское собрание). Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Брандт. Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети. А. С. Макаренко Чтобы ребёнок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился. В. А. Сухомлинский ТЕМА Цели:  помочь родителям найти ключ к решению вопроса «Может ли ребёнок хорошо учиться? Если нет, то: способен ли он переживать ситуацию успеха в учебной деятельности?»;  пополнить арсенал знаний родителей на « Индивидуальные особенности детей и их учёт при создании ситуации успеха; 19 Ход собрания У ч и т е л ь. «Почему ребёнку трудно учиться?», «Есть ли какие-то объяснения этому, кроме лени, неорганизованности?», «Как помочь ребёнку учиться?», «Что делать?». На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Основную роль в воспитании детей играет семья, а школа помогает ей в этом. Одна из самых острых проблем в организации жизни детей дома — это отсутствие контроля со стороны родителей. Для того чтобы успешно справляться всевозрастающими учебными требованиями и увеличивающимся объёмом учебного материала, родители должны помочь ребёнку правильно установить распорядок дня. Как спланировать день, чтобы успеть выучить уроки, помочь маме, погулять и посмотреть интересные передачи? При подготовке к сегодняшнему лекторию мы провели анкетирование (см. Приложение) и проанализировали результаты. Анализ анкет 1 Под понятием «ситуация успеха» родители понимают: хорошие отметки, уверенность в своих силах, эмоциональное состояние. хорошие отметки (55%), уверенность в своих силах ( 23%), эмоциональное состояние (13%!), 2 Ответы родителей : другое (9%) У ч и т е л ь. Психологи считают, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ребёнка, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Уверенность в своих силах — это тоже очень важный аргумент. Но как ребёнку её приобрести? Есть фактор наследственности, который не нужно поддерживать. Такой ребёнок имеет крепкую нервную систему и уверенно (хорошо или плохо) шагает по жизни. А как воспитать уверенность у остальных детей? Только родительской поддержкой. Нельзя говорить детям: «Я тобой не довольна». Нужно: «Я не довольна твоими оценками, тетрадями, поведением», «Ты можешь стараться, здесь старания не было». Нельзя Задачи:  изучить точки зрения родителей на решение проблемных ситуаций, связанных с успешностью обучения детей;  развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;  побудить родителей к размышлению об индивидуальных особенностях детей , их самооценки. Форма проведения: лекторий Подготовка: 1 анкетирование детей; 2 тест для родителей. План лектория 1. Вступительное слово учителя. 2. Проблемные задачи. 3. Анализ анкетирования учащихся: «Выявление самооценки младшего школьника». 4. Анализ анкетирование родителей: «Знаю ли я своего ребёнка». 5. Итог родительского лектория. сравнивать ребёнка с другими. . Только 15 % родителей знают, каким образом можно создать ситуацию успешности и зачем она нужна в учебном процессе. Остальные затруднились ответить на этот вопрос. Вот самые распространённые ответы: доверие16%, требование27%, контроль(29%),уважение 17%),другое(11%). Следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Главную роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учёбе. Каким же образом можно создать успешность? Как помочь ребёнку? Необходимо правильно организовать время выполнения домашних заданий, причём так, чтобы работа шла заведённым порядком и не возникало поводов для отвлекаемости. На первых порах не помешает и ежедневный контроль. Совсем недопустимо, когда ребёнку не разрешают приступить к выполнению домашних заданий без участия взрослых. Реально окажите помощь настолько, насколько ребёнок в ней нуждается. Многие родители пытаются выполнить домашнее задание за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности. Причина учебных трудностей — неумение трудиться. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте ребёнку возможность сделать задание самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) — необходимы. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10–15 минут перерыва (лучше, если он будет подвижным). Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. 20 3. На вопрос: «Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери?» 38 % родителей ответили, что им мешает нехватка педагогических знаний и образования. 20 % считают, что воспитывать должна школа. Радует, что таких родителей немного и что они понимают: процесс воспитания происходит в семье, а школа его дополняет. 4. Половина опрошенных сказали, что с детьми они проводят 3–4 часа в день. Другая половина родителей указали «достаточно времени». Достаточно — это сколько? 5 Огорчает то, что у многих родителей просто нет времени, чтобы заняться воспитанием своих детей, а это — 31 % опрошенных. Другое — ответили 11 % родителей. не хватает образования должна воспитывать школа нет времени. На вопрос о положительных и отрицательных качествах своего ребёнка, мнения разделились. Положительными качествами были названы: доброта, отзывчивость, скромность. Отрицательны- ми — упрямство, лень, несдержанность. 6. На остальные вопросы нужно было дать положительный или отрицательный ответ. 93 % родителей ответили утвердительно на все высказывания. Не все родители гордятся успехами своих детей. Некоторые считают, что, кроме учёбы, у ребёнка не должно быть других поручений. Такие родители рискуют вырастить ребёнка-эгоиста, который в будущем не сможет удачно устроить свою личную жизнь и показать себя в профессии. Родителей всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы дети хорошо учились. Вот несколько советов, которые кому-то знакомы, кто-то услышит их впервые, а кого-то они заставят задуматься. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Вам очень хочется научить, прикрикнуть, наказать. Не так моешь посуду, не так пишешь, не так складываешь игрушки. Реакция детей на такое вмешательство разная: одни теряются, другие обижаются, а третьи вообще отказываются что-то делать. Радуйтесь каждому новому самостоятельному шагу ребёнка! 21 Совет первый Совместная деятельность — включение роди- теля в занятия ребёнка. Это та ситуация, когда ребёнок сталкивается с почти непреодолимой трудностью и либо попросит помощи сам, либо признаётся в своей беспомощности. В этой ситуации ему обязательно надо помочь. Совет второй. Самостоятельность является ключевым фактором в решении воспитательных и образовательных задач. Самостоятельный ребёнок умеет прибрать за собой, подмести и вымыть пол, проявляя при этом заботу не только о себе, но и о других членах семьи. Самостоятельность в быту воспитывает волю, терпение, умение преодолевать трудности. Все эти качества нужны и для успешной учёбы. Хорошие знания получает тот ученик, который умеет их добывать самостоятельно. Учитель лишь направляет его мысли и помогает ему справиться со сложным материалом. Но эти навыки самостоятельности приходят из семьи, где умело развивали душу и тело, действовали согласованно, терпели, в нужный момент проявляли волю, различали и принимали достоинства и недостатки ребёнка путём постоянного общения с ним. Это нелегко, особенно в наше время, когда приходится любыми способами обеспечивать материальное существование семьи, когда нет привычки и времени разговаривать с ребёнком по душам. К сожалению, многие папы и мамы сводят своё общение с детьми к проверке домашнего задания и занятиям при их выполнении. В выходные дни многие дети спят до 10–11 часов, затем смотрят телевизор, гуляют на улице, играют с друзьями. Отсутствует совместное домашнее чтение, прогулки. Течёт вялая, скучная семейная жизнь, не развивающая ни детей, ни родителей. И трудные, проблемные дети, дети с комплексами, непослушные — это те дети, у которых в семье не сложилось общение, родители которых не пони- мают ребёнка, невнимательны к нему, предъявляют нереальные требования. Как же нам всем хочется иметь «образцового» ребёнка, которого все ставят в пример, как хочется гордиться им! По мнению многих психологов, «образцовый» ребёнок — ребёнок несчастный. Это ребёнок в маске. И никто не знает того дня, когда он эту маску снимет. А снимет он её обязательно. Вот тогда родителям не позавидуешь. Может ли каждый ребёнок переживать ситуацию успеха в учебной деятельности? Что же такое успех? Успех — это эмоциональное состояние, которое закрепляет уверенность учащихся в своих силах. Следует учитывать, что если родители, решая за ребёнка его проблему, таким образом создают ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость от избавления от проблем, но и усваивает способ избавления — «действовать вместо меня должен кто-то другой». При этом развивается уверенность не в своих силах, а в том, что кто-то другой обязан создать для него ситуацию успеха. Психологи считают, что это нормально для ребёнка — не знать, как это сделать; это замечательно, что он не отступает от своего желания. Тот, кто не выбирает риск, пробу и ошибку, никогда не сможет понять и освоить неизвестное. Цена ошибки возрастает, если ребёнок сам её обнаружил и нашёл способ, как её исправить. Реальной помощью на пути ребёнка к успеху становится так называемая скрытая инструкция. В процессе работы часто необходима поддержка, без которой 22 слабые и неуверенные в себе дети не достигают успеха. Такую поддержку можно оказать путём коротких реплик либо мимической реакции на предварительные результаты: «Так-так»; «Не так уж и плохо»; «О!»; «Интересный ход!». Достижения ребёнка подкрепляйте словами (особенно они важны тем родителям, которые не умеют или не хотят гордиться успехами своего ребёнка):  «Неужели ты это сам придумал?!» (cid:159) «Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!» (cid:159) «Приятно посмотреть на твою работу!» (cid:159) «Видишь, какие у тебя замечательные способости!» (cid:159) «Посмотри, ты же сам справился!» (cid:159) «Это трудное задание, но ты выполнил его от- лично!» (cid:159) «Ты сделаешь это не хуже других!» (cid:159) «Я бы так здорово не смогла!» ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в деятельности коллектива. При заниженной самооценке разрушена ситуация успеха и положительное отношение к школе. Нарушены межличностные отношения с родителями. Дети не имеют увлечений и занятий помимо школы. Не посещают кружки, не заняты работой по дому. Эти дети выбирают только лёгкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Такие дети словно берегут свои успехи, боясь их потерять, боятся самой деятельности. Они не уверены в себе, и имеют повышенную самокритичность. Робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение со взрослыми и с детьми затруднено. Адекватная самооценка характеризуется тем, что у ребёнка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития само- оценки. Такие дети бодры, общительны, обладают чувством юмора. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов деятельности, возрастных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Самооценка младших школьников за- висит не только от школьной оценки, особенностей взаимоотношений учителя с учащимися, но и от стиля домашнего воспитания. Бесспорно, большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети относят себя и своих сверстников к отличникам, двоечникам и т. п., наделяя представителей каждой группы со- ответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. Поэтому родителям необходимо помнить о том, что младшие школьники ещё слабо различают оценку деятельности и оценку личности. Негативный отзыв в своей работе они воспринимают как «ты — плохой». Важно, чтобы родители ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы. Используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже не очень малого продвижения вперёд, по сравнению со вчерашним днём, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, однако нужно поощрять малейшие продвижения в учёбе слабого, но старательного ребёнка. На становление самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, детей с завышенной самооценкой воспитывают по принципу «кумир в семье», в обстановке некритичности и всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую, не завышенную самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят ребёнка, когда он этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям. Отношение ребёнка к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечательно, что ценности обучения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвёртому. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка — то, на что они претендуют в учебной деятельности и в отношениях с другими людьми. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают получение четвёрки как трагедию. Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих ра- ботах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и в чертах личности. Эти дети выбирают только лёгкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоцени- вают. Такие дети не уверены в себе и имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И всё же эти дети чувствительны к ободрению и ко всему тому, что повысило бы их самооценку. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: 1 Ограниченный круг общения и деятельности Когда родители ограничивают сферу деятельности детей только учением (дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому), тем самым они ограничивают сферы, в которых дети могут проявить, а затем и оценить себя. Следствием этого становится отсутствие представления и знаний о тех ситуациях, в которых нужно проявить определённое качество, выполнить определённые действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, так же служит причиной неадекватности самооценки. 2 Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребёнку другими людьми Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, не самостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем их собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе. Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. 23 В ней самое главное — ценить индивидуальность ребёнка, радоваться вместе с ним даже не- большому успеху, отмечать улучшение и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переходит во взрослую жизнь и может существен- но на неё влиять. Поддерживайте самоценность ребёнка, помогайте ему полюбить себя. Дети с заниженной самооценкой не смогут устроить свою личную жизнь. Такие дети не могут общаться, у них нет друзей. Родителям очень важно знать причину низкой самооценки — без этого нельзя помочь ребёнку. Суть педагогической поддержки родителей и его психологической помощи детям с низки- ми показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Анкета для родителей Анкета для родителей.  Что вы понимаете под словами «ситуация успеха»?  Каким образом её можно создать?  Зачем она нужна в учебном процессе? Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)? (нужное подчеркнуть)  Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (нужное подчеркнуть) (cid:159) Назовите качества характера своего ребёнка, которые вы считаете: а) положительными б) отрицательными  Сколько времени в день вы отводите на общение с ребёнком?  Известно ли вам от самого ребёнка о его учебных успехах, о школьных друзьях?  Какие увлечения есть у вашего ребёнка?  Гордитесь ли вы успехами своего ребёнка?  Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую отметку?  Спрашиваете ли вы у ребёнка, как он проводит свободное время?  Согласны ли вы с такими утверждениями? (да, нет) — У ребёнка должно быть своё рабочее место — У ребёнка должно быть своё поручение в семье, кроме учёбы — Я показываю ребёнку, что он любим таким, каков он есть, а не за его достижения — Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно — Я хвалю ребёнка за учебную инициативу — Я не ругаю ребёнка за неумения и ошибки — Я побуждаю ребёнка решать проблемы самостоятельно — Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею» Доверительное общение, постоянный контакт с семьёй, вера в ребёнка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей способны формировать адекватную самооценку младшего школьника. Помните, что ваша семья и ваш ребёнок — это самая большая ценность в вашей жизни! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в будущем! Удачи вам, дорогие родители, в воспитании ваших детей! ЛИТЕРАТУРА 1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — 2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать? — М. : Просвещение, 1991. 3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К. : Ра- дянська школа, 1988. 4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочине- ния. — М. : Педагогика, 1974. 5. Интернет-ресурсы:  http://festival.1september.ru 24 6 Анкеты Анкета  №1.Оценка учениками собственных результатов 1 Доволен вполне. 2 Не всегда. 3 Я часто бываю собой не доволен. 4 Мне это безразлично.      9 1 1 7 9 6 5 3 0 Оценка учениками собственных результатов 12 10 8 6 4 2 0 Сентябрь Количество учеников Май    Анкета №2«Помехи   для успешной учебы». Что мешает учиться Повторная диагностика. (Май)  2015 7 5 0 1 4 5 2 0 1 25 Первичная диагностика. (Сентябрь)2014 4 4 1 1 Разбросанность интересов Развлечения (игры) Домашние проблемы Нереальность выполнения всех домашних заданий Отсутствие   интереса   к   отдельным предметам Мои интересы преобладают над учебными заданиями У меня часто бывает плохое настроение Думаю,   не   все   предметы   нужно   учить серьезно До моих успехов никому нет дела 5 6 3 0 1 Помехи для успешной учёбы Количество учащихся 14 12 10 8 6 4 2 0 Разбросанность интересов сентябрь 2014г. май2015г.  «Настроение, с которым я иду в школу». 1 С опасением, что не выучил урок 2 С удовольствием 3 С радостью, что встречу друзей. 4 С желанием получить новые знания. 5 Иду потому, что так надо. 6 Учеба меня тяготит, портит настроение. 7 Мне безразлично. 26 Сентябрь Май 3 5 5 4 4 3 1 3 4 6 5 5 1 1 Мое отношение к учебе улучшится если:  1Будет   возможность   свободного   выбора   глубины   изучения   некоторых предметов. 2Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 3Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить. 4В школе всегда можно обратиться к учительнице, которая поможет мне решить мои личные проблемы. 5Мы   будем   не   просто   заучивать   материал,   а   что­то   делать самостоятельно. 6 1 2 13 3 7 1 2 14 1 27 Моё отношение к учёбе улучшится,если Количество учащихся будет возможностьвыбор глубины изучения предметов если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать сами увеличится количество предметов, которые будут готовить к жизни. в школе можно обратиться к учительнице, которая мне поможет. сентябрь2014г. май2015г.  Из этой анкеты мы видим что дети изменили свое отношение к учебе , стали больше доверять   взрослым,   осознали   что   материал   нужно   не   только   заучивать   .   но   и понимать  7 Стихи о дисциплине. 1.Если хочешь строить мост,  Наблюдать движение звезд,  Управлять машиной в поле  Иль вести машину в высь,  Хорошо работай в школе,  Добросовестно учись.  Начался учебный год,  В школу ученик идет.  Должен он примерным стать  И ряд правил соблюдать.  Форму школьную носить,  Чтобы всегда опрятным быть.  Обувь сменную иметь, В школе чистоту хранить!  Вежлив должен школьник быть  За добро благодарить,  «Здравствуйте» уметь сказать,  Старших надо уважать.  В школу раньше выходи,  Чтобы вовремя прийти  Ну а если опоздал,  Извинись и в класс войди  Если прозвенит звонок,  Значит, начался урок.  Встань, учителя дождись,  С разрешения садись.  Хочешь ты вопрос задать?  Или знанья показать?  Руку следует поднять,  Только не перебивать.  На уроке не болтай  И в игрушки не играй.  На уроке занимайся,  Слушай и запоминай.  Мы мобильный телефон  Отключаем на урок.  Отвлекает этот звон  И учиться не дает.  Перемена – для игры,  Только слишком не шали!  Ребятню не обижай,  Потихонечку играй.  28 Как вам?  Подробнее:http://www.happy­ giraffe.ru/community/16/forum/post/2295/ 2.Утром рано просыпайся,  Хорошенько умывайся,  Чтобы в школе не зевать,  Носом парту не клевать.  3.Приучай себя к порядку,  Не играй с вещами в прядки,  Каждой книжкой дорожи,  В чистоте портфель держи.  4.Не отправится охотник  На охоту без ружья,  Не оставит плотник дома  Молотка или гвоздя  Но и ты не должен оставлять  Дома книжку и тетрадь.  5.У бойца кавалериста  Серебром горит клинок,  Содержи и ты в порядке  Парту, книжки и тетрадки.  6.В нашей школе есть закон,  Вход неряхам запрещен.  7. Зовет на палубу свисток  Команду на линкольне,  А вас друзья к нам на урок  Зовет заливчатый звонок,  Звенящий в коридоре.  8. Парта — это не кровать  И нельзя на ней лежать.  Ты сиди за партой стройно  И веди себя достойно.  На уроках не болтай  И «5» получай.  9. Вставайте дружно каждый раз  Когда учитель входит в класс.  10.Учитель спросит, надо встать,  Когда он сесть позволит, сядь.  Ответить хочешь, не шуми,  А только руку подыми.  11.На уроке не хихикай,  Стул туда — сюда не двигай,  Педагога уважай  И соседу не мешай.  12.Не дразнись, не зазнавайся,  В школе всем помочь старайся,  Зря не хмурься, будь смелей  И найдешь себе друзей.  1/1 .  29

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников по ФГОС».

«Как создать ситуацию успеха в обучении и воспитании младших школьников   по ФГОС».
Скачать файл