Окружающий мир, 2-В класс
Урок № 13
Дата: 30.11.2021
Тема : Какие
бывают животные.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных, наклейки с изображением животных, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк
звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания. Викторина «Какие бывают растения?»
1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы.)
2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Лиственные.)
3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков. (Кустарники.)
4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Хвойные.)
5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол. (Деревья.)
III. Самоопределение к деятельности. (На доске анаграммы.)
КАУЛШЯГ ИЖФАР ЛООКС ЗАКОСРТЕ РАМУВЙЕ
— Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)
— Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Какие бывают животные.)
— Как вы думаете, что мы должны узнать о животных? (Ответы детей.)
IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
(Звучит музыка из передачи «В мире животных)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
V. Работа по теме урока.
1.Работа в парах.
-Возьмите карточку под № 1 – это ваше первое задание.
– Прочитайте группу слов и найдите лишнее животное.
Карточка № 1
1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась; (рыбы)
2-я группа – тигр, лиса, муха, волк; (звери)
3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица. ( птицы)
4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук. (насекомые)
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).
– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Ученики читают текст на с.60.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы |
Отличительные признаки |
Насекомые |
6 ног |
Рыбы |
Тело покрыто чешуёй |
Птицы |
2 ноги тело покрыто перьями, есть клюв |
Звери |
4 ноги тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком |
– Вы познакомились с животными разных групп ,узнали отличительные признаки каждой группы.
V.Физминутка.
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI.Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
1.Создание проблемной ситуации.
– Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.
Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.
- У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?
- Это лягушка и крокодил.
- Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)
- Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.
- Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.
- Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.
- Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)
- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю.
- К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.
- Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)
- Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили?
Дополняем таблицу.
Земново- дные |
4 ноги Тело покрыто кожей |
- Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
- Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).
- Заполним до конца нашу таблицу.
Пресмыкающиеся |
4 ноги или отсутствие ног. Тело покрыто роговыми чешуйками |
2.Чтение текста на стр. 61.
3. Работа с таблицей.
-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.
4.Чтение вывода на стр.63.
5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.
- Кто изображён на картинке? (Панда)
- Что за буквы написаны внизу?
Учитель сообщает:
- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.
- Как вы помогаете животным?
VII. Закрепление.
1.Выполнение задания учебника на стр. 61.
- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?
2.Работа по карточке.
Карточка № 2
Дорисуйте главные признаки животных
Рыбы |
Животные, у которых
|
|
Насекомые |
Животные, у которых тело, покрыто
|
|
Птицы |
Животные, у которых тело, покрыто
|
|
Звери |
Животные, у которых тело, покрыто
|
VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний.
1. Продолжи высказывание
1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?
2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?
3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.
4. Назовите представителей этих групп.
2.Чтение учителем стихотворения
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
-Животный мир забавный и интересный. Много интерсного можно найти в энциклопедиях и книгах о животных.(выставка книг о животных)
XI. Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с урока?
Х. Домашнее задание.
С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)
(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных).
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.