Какие праздники и посты существуют у православных?
Оценка 4.6
Лекции
docx
религиоведение
6 кл
14.02.2017
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.
празники провославных.docx
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«География»
По теме:
«Какие праздники и посты существуют у православных?»
Исполнитель:
Ведерникова Татьяна Юрьевна Слюдянка, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Церковные праздники
2. История христианских праздников
o ПАСХА христианская
o РОЖДЕСТВО Христово
o КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление)
3. Подвижные и неподвижные праздники
o Водоосвящение или водосвятие
4. Праздники в Православной Церкви
o Покров Богородицы
5. Праздники в Католической Церкви
o Благовещение
6. Список используемой литературы
2 Введение
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха
(отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с
периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье)
воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством
богослужебного празднования этих событий является для христиан не только
их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая
актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не
реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к
спасительному смыслу данного события.
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное
израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на
3 недельном цикле. 7й день, именовавшийся «субботой» (др.евр. Shabat —
отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения
мира (Бог почил от дел Своих в 7й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 12),
а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского
рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием
ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее
празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии
в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.
Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями,
продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда,
когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение
времени посвоему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним,
седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению
времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от
Марка 16:2 и др.), т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения
мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового
творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование
«восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в
некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о
прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан
особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и
Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение
первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом
творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.
В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи,
воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось
4 нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время
большинством стран мира.
Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием
воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах
существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней
подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа.
Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским
праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно
иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и
смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более
или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.
В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения
гонений и обретения христианством статуса государственной религии число
праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники
Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой
Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 в. число праздников
заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса
Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко
была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное
посвящение, либо заменой какогото языческого праздника христианским). Со
временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной
истории.
ПАСХА христианская
ПАСХА, главный христианский праздник, являющийся ежегодным
воспоминанием и празднованием тайны искупления, центральным моментом
которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа
5 Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым перенесением названия
иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14
го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии —
чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н.
э. (Книга Исхода, гл. 1215). Само название «пасха» представляет собой
греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции
толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из
Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего
пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.
Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам
Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу),
закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от
Иоанна 1:29; 1е Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный
Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом
от власти греха и смерти.
Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день
как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах
сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд)
для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени
эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он
был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в
дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви
немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени
празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве
христианских конфессий по лунносолнечному календарю. Существует, однако,
расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что
обусловливает различие дат. Тем не менее у всех современных христиан день
6 Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях
праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом,
именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, великий христианский праздник, установленный в
воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви
входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического
воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения
человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия,
рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней
литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве
христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за
исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с
принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов
Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).
История праздника
Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его
не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей
вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был
предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых
ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому,
который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской
Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н.
«Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25
декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником
«Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает
7 прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства
наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как
«Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах —
Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник
Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января
под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с
Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в
других — вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество
Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).
Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25
декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из
Евангелий, а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному
преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как
число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в
который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год
приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения
Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты
Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане
праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не
рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление
ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования
Рождества в зимнее солнцестояние.
Богослужебное празднование
Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви
и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока
причинам) он переместился на первое место, однако в результате
8 литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2го
Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не
менее, во многих католических странах народное благочестие попрежнему
отводит ему главенствующее место среди праздников.
Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный
Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января)
включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период,
именуемый «Адвентом» (лат. adventus — пришествие), несколько меньший по
продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет
пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства и
завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия
праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником
(сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу
сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества
совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого
Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог».
Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны
Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.),
Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 в.) и
другими.
Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде
предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь
(две другие — на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и
«Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует
предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от
Девы, третья — мистическое рождение Бога в душе каждого верующего.
9 КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление)
КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление) (греч. Theophaneia или Epiphaneia),
христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа
в водах Иордана. В Православной Церкви входит в число великих Господских
двунадесятых праздников. Празднуется 6 (19) января.
Содержание праздника
О Крещении Господнем повествуется во всех четырех Евангелиях (Матфей
3:1317; Марк 1:911; Лука 3:2123; ср. Иоанн 1:3334). На 30м году Своей
жизни, перед выходом на проповедь, Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн
Креститель, проповедуя покаяние в грехах, крестил народ, и потребовал, чтобы
тот крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись
небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и послышался глас: «Сей
есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник
Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа
явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий
(крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой
(сошедший на Сына в виде голубя).
История праздника
Праздник Крещения (Богоявления) получил начало в 3 в. Первое упоминание
содержится в «Строматах» Климента Александрийского, который пишет, что
последователи Василида празднуют Крещение Спасителя и называют его
Богоявлением, т. к., по их мнению, Христос стал Сыном Божиим именно со
времени крещения и сошествия на Него Святого Духа. Из этого свидетельства
следует, что у православных в Александрии при Клименте этого праздника еще
не было. В 3 в. праздник получает широкое распространение. Согласно
10 «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (3 в.), церковный год
ограничивался лишь тремя праздниками: Пасхой, Пятидесятницей и
Богоявлением, в празднование которого православные вкладывали другой
смысл, нежели последователи Василида. Праздник Богоявления был долгое
время связан с праздником Рождества Христова. Богослужебное празднование
В праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества. Крещение
имеет четыре дня предпразднства со 2 (15) по 5 (18) января и восемь дней
попразднства. Отдание совершается 14 (27) января. Канун, или навечерие
праздника, называется сочельником. Это день строгого поста; служится
Вечерня с Литургией Василия Великого, после которой совершается «великое
освящение воды» с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Освящение воды может совершаться и в сам день праздника, на источниках,
реках и колодцах; выход на реку для освящения воды именуется «хождением на
Иордан». Праздничное водоосвящение получило начало в Иерусалимской
Церкви и еще в 45 веках совершалось только в ней. В Иерусалиме был обычай
выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя. К 10 в. чин
водосвятия на Богоявлении появляется в византийских Евхологиях, что было
связано, повидимому, с обычаем крестить оглашенных в день Богоявления
(помимо кануна Пасхи и некоторых других дней).
На Западе уже в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение
Господне 6 января одновременно с воспоминанием события поклонения
Богомладенцу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам
праздник именовался только «Богоявлением» (Epiphania). После 2го
Ватиканского собора Католическая Церковь стала праздновать Крещение
Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось только значение
события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье.
11 ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по
солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число
конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунносолнечному
календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо
приходящиеся на конкретный день недели вблизи какойто неподвижной даты).
Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим
количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые
из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в
день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие
и проч.).
в праздник Крещения Господня
Водоосвящение или водосвятие (на древнерусском яз. водокрещение) —
название церковного обряда, исходящего из глубокой христианской древности.
Путем троекратного погружения креста, при соответственном молитвословии и
пении, призывается на воду благословение Божие. Вода освящается без
различия места: в храме, домах, естественных хранилищах и т.п. Восточная
церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение
бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, но
окончании обедни. Оно отличается особенною торжественностью; вода
освящается обыкновенно в реке, источнике, или, за их отсутствием, в озере или
колодце; куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордан.
Малое водосвящение — менее торжественная форма благословения воды. Оно
может совершаться во всякое время, по желанию верующих. Обычно и этот
обряд совершается дважды в год: в среду Преполовения Пасхи и в праздник
Происхождения Честных Древ. Кроме того, малое Водоосвящение
отправляется в церквах в дни храмовых праздников, перед началом литургии.
12 При таинстве крещения вода также освящается троекратным благословением,
как при великом и малом водосвятиях, но это освящение ограничивается только
целью таинства и вода, после совершения крещения, не может уже иметь
другого применения.
ПРАЗДНИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается
следующая иерархия праздников:
1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова
Воскресения с шестью последующими днями).
2. Двунадесятые праздники, посвященные наиболее значительным событиям
земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.
3. Великие праздники.
(К великим недвунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой
Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых
первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна
Предтечи.)
4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви —
Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.).
Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой
Пасхой». Большая часть перечисленных праздников являлась в
дореволюционной России неприсутственными днями.
13 ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник в память явления ок. 910
во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой
покров над всеми верующими. Отмечается 1(14) октября.
КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), повсеместно чтимая и
самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в
1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства
обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события
будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией
списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на
месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген
составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца
16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание). Казанская
икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова
Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная
икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным
окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре,
дальнейшая ее история неясна.
Заключение
Праздник всегда был неотъемлемой частью истории человечества. В ходе своего
существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и народные
особенности жизни. С принятия христианства на Руси началась новая эпоха в
жизни. До принятия языческая Русь обладала хорошим сельскохозяйственным
14 опытом, знала все закономерности природы и человеческой жизни, имела
достаточно большой круг языческих богов, обрядов, верований. До принятия
христианства последовательность праздников и будней определялась сменой
времен года, которые обуславливали занятия крестьянина. После Крещения,
язычникам на Руси пришлось постичь знание православного учения, принять
христианских святых и соотнести все это с ранними верованиями. Весь этот
процесс постижения был длительным по времени и сложным. Народные и
языческие праздники впитывали в себя праздники христианские и наоборот,
христианские праздники втекали в народную жизнь и непросто входили в
сознание людей. Сливаясь в одно целое на протяжении длительного времени,
они оказывали друг на друга влияние, что в последствии после сложного их
соединения сформировалась определенная система верований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / 2016.
15 2. История культуры русского народа / А.В.Терещенко. – М.: Эксмо, 2016
3. Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. –
Т.:Имидж Принт, 2013.
4. Статьи из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона»
16
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Какие праздники и посты существуют у православных?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.