Какие праздники и посты существуют у православных?
Оценка 4.6

Какие праздники и посты существуют у православных?

Оценка 4.6
Лекции
docx
религиоведение
6 кл
14.02.2017
Какие праздники и посты существуют у православных?
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.
празники провославных.docx
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ» Реферат по дисциплине: «География»  По теме: «Какие праздники и посты существуют у православных?»  Исполнитель: Ведерникова Татьяна Юрьевна Слюдянка, 2016 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Церковные праздники 2. История христианских праздников o ПАСХА христианская o РОЖДЕСТВО Христово o КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление) 3. Подвижные и неподвижные праздники o Водоосвящение или водосвятие 4. Праздники в Православной Церкви o Покров Богородицы 5. Праздники в Католической Церкви o Благовещение 6. Список используемой литературы 2 Введение ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха  (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с  периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье)  воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством  богослужебного празднования этих событий является для христиан не только  их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая  актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не  реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к  спасительному смыслу данного события. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на  3 недельном цикле. 7­й день, именовавшийся «субботой» (др.­евр. Shabat —  отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения  мира (Бог почил от дел Своих в 7­й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1­2),  а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского  рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием  ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее  празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии  в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа. Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями,  продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда,  когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение  времени по­своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним,  седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению  времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от  Марка 16:2 и др.), т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения  мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового  творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование  «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в  некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о  прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан  особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и  Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение  первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом  творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых. В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи,  воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось 4 нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время  большинством стран мира. Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием  воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах  существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней  подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа.  Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским  праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно  иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и  смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более  или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования. В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения  гонений и обретения христианством статуса государственной религии число  праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники  Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой  Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 в. число праздников  заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса  Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко  была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное  посвящение, либо заменой какого­то языческого праздника христианским). Со  временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной  истории. ПАСХА христианская ПАСХА, главный христианский праздник, являющийся ежегодным  воспоминанием и празднованием тайны искупления, центральным моментом  которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа  5 Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым перенесением названия  иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14­ го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии —  чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н.  э. (Книга Исхода, гл. 12­15). Само название «пасха» представляет собой  греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из  Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего  пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.  Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам  Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу),  закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от  Иоанна 1:29; 1­е Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный  Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом  от власти греха и смерти. Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день  как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени  эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он  был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в  дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени  празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве  христианских конфессий по лунно­солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что  обусловливает различие дат. Тем не менее у всех современных христиан день  6 Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях  праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом,  именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, великий христианский праздник, установленный в  воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви  входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического  воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия,  рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней  литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве  христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за  исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с  принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю). История праздника Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его  не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей  вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был  предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых  ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому,  который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской  Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н.  «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25  декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником  «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает  7 прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства  наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как  «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах —  Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник  Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января  под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с  Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в  других — вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество  Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения). Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25  декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из  Евангелий, а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному  преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как  число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в  который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год  приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты  Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане  праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования  Рождества в зимнее солнцестояние. Богослужебное празднование Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви  и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока  причинам) он переместился на первое место, однако в результате  8 литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2­го  Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не  менее, во многих католических странах народное благочестие по­прежнему  отводит ему главенствующее место среди праздников. Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный  Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января)  включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период,  именуемый «Адвентом» (лат. adventus — пришествие), несколько меньший по  продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства и  завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия  праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником  (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу  сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества  совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого  Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог».  Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны  Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.),  Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 в.) и  другими. Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде  предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь  (две другие — на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и  «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует  предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от  Девы, третья — мистическое рождение Бога в душе каждого верующего. 9 КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление) КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление) (греч. Theophaneia или Epiphaneia),  христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа  в водах Иордана. В Православной Церкви входит в число великих Господских  двунадесятых праздников. Празднуется 6 (19) января. Содержание праздника О Крещении Господнем повествуется во всех четырех Евангелиях (Матфей  3:13­17; Марк 1:9­11; Лука 3:21­23; ср. Иоанн 1:33­34). На 30­м году Своей  жизни, перед выходом на проповедь, Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн  Креститель, проповедуя покаяние в грехах, крестил народ, и потребовал, чтобы  тот крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись  небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и послышался глас: «Сей  есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник  Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа  явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий  (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой  (сошедший на Сына в виде голубя). История праздника Праздник Крещения (Богоявления) получил начало в 3 в. Первое упоминание  содержится в «Строматах» Климента Александрийского, который пишет, что  последователи Василида празднуют Крещение Спасителя и называют его  Богоявлением, т. к., по их мнению, Христос стал Сыном Божиим именно со  времени крещения и сошествия на Него Святого Духа. Из этого свидетельства  следует, что у православных в Александрии при Клименте этого праздника еще  не было. В 3 в. праздник получает широкое распространение. Согласно  10 «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (3 в.), церковный год  ограничивался лишь тремя праздниками: Пасхой, Пятидесятницей и  Богоявлением, в празднование которого православные вкладывали другой  смысл, нежели последователи Василида. Праздник Богоявления был долгое  время связан с праздником Рождества Христова. Богослужебное празднование В праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества. Крещение имеет четыре дня предпразднства со 2 (15) по 5 (18) января и восемь дней  попразднства. Отдание совершается 14 (27) января. Канун, или навечерие  праздника, называется сочельником. Это день строгого поста; служится  Вечерня с Литургией Василия Великого, после которой совершается «великое  освящение воды» с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».  Освящение воды может совершаться и в сам день праздника, на источниках,  реках и колодцах; выход на реку для освящения воды именуется «хождением на Иордан». Праздничное водоосвящение получило начало в Иерусалимской  Церкви и еще в 4­5 веках совершалось только в ней. В Иерусалиме был обычай  выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя. К 10 в. чин  водосвятия на Богоявлении появляется в византийских Евхологиях, что было  связано, по­видимому, с обычаем крестить оглашенных в день Богоявления  (помимо кануна Пасхи и некоторых других дней). На Западе уже в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение  Господне 6 января одновременно с воспоминанием события поклонения  Богомладенцу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам  праздник именовался только «Богоявлением» (Epiphania). После 2­го  Ватиканского собора Католическая Церковь стала праздновать Крещение  Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось только значение  события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье. 11 ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по  солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число  конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно­солнечному  календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо  приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой­то неподвижной даты). Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим  количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые  из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в    день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие и проч.).   в праздник Крещения Господня  Водоосвящение или водосвятие (на древнерусском яз. водокрещение) —  название церковного обряда, исходящего из глубокой христианской древности.  Путем троекратного погружения креста, при соответственном молитвословии и пении, призывается на воду благословение Божие. Вода освящается без  различия места: в храме, домах, естественных хранилищах и т.п. Восточная  церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение  бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, но  окончании обедни. Оно отличается особенною торжественностью; вода  освящается обыкновенно в реке, источнике, или, за их отсутствием, в озере или  колодце; куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордан. Малое водосвящение — менее торжественная форма благословения воды. Оно  может совершаться во всякое время, по желанию верующих. Обычно и этот  обряд совершается дважды в год: в среду Преполовения Пасхи и в праздник  Происхождения Честных Древ. Кроме того, малое Водоосвящение  отправляется в церквах в дни храмовых праздников, перед началом литургии. 12 При таинстве крещения вода также освящается троекратным благословением,  как при великом и малом водосвятиях, но это освящение ограничивается только целью таинства и вода, после совершения крещения, не может уже иметь  другого применения. ПРАЗДНИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается  следующая иерархия праздников: 1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова  Воскресения с шестью последующими днями). 2. Двунадесятые праздники, посвященные наиболее значительным событиям  земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери. 3. Великие праздники. (К великим недвунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой  Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых  первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна  Предтечи.) 4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви —  Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.). Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой  Пасхой». Большая часть перечисленных праздников являлась в  дореволюционной России неприсутственными днями. 13 ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник в память явления ок. 910  во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой  покров над всеми верующими. Отмечается 1(14) октября. КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), повсеместно чтимая и  самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в  1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства  обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события  будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией­ списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на  месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген  составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца  16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание). Казанская  икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная  икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным  окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре,  дальнейшая ее история неясна.  Заключение Праздник всегда был неотъемлемой частью истории человечества. В ходе своего существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и народные  особенности жизни. С принятия христианства на Руси началась новая эпоха в  жизни. До принятия языческая Русь обладала хорошим сельскохозяйственным  14 опытом, знала все закономерности природы и человеческой жизни, имела  достаточно большой круг языческих богов, обрядов, верований. До принятия  христианства последовательность праздников и будней определялась сменой  времен года, которые обуславливали занятия крестьянина. После Крещения,  язычникам на Руси пришлось постичь знание православного учения, принять  христианских святых и соотнести все это с ранними верованиями. Весь этот  процесс постижения был длительным по времени и сложным. Народные и  языческие праздники впитывали в себя праздники христианские и наоборот,  христианские праздники втекали в народную жизнь и непросто входили в  сознание людей. Сливаясь в одно целое на протяжении длительного времени,  они оказывали друг на друга влияние, что в последствии после сложного их  соединения сформировалась определенная система верований. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / ­ 2016. 15 2. История культуры русского народа / А.В.Терещенко. – М.: Эксмо, 2016 3. Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. –  Т.:Имидж Принт, 2013. 4. Статьи из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» 16

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?

Какие праздники и посты существуют у православных?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017